Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Экспортные иллюзии ЮАР и Азербайджан пообещали обеспечить СНГ бронемашинами

13 апреля председатель правления южноафриканской компании Paramount Group Ивор Ичиковиц заявил о намерении экспортировать в страны Центральной Азии и СНГ бронемашины Matador и Marauder, произведенные совместно с Министерством оборонной промышленности Азербайджана. Сборка автомобилей, которые, по заверению разработчиков, отвечают всем мировым стандартам, была налажена в Баку весной 2009 года на заводе Электронно-вычислительных машин. Эксперты сразу же усомнились как в производственных возможностях бакинского предприятия, так и в перспективах этого проекта. Техника подобного класса не только не востребована в указанных регионах, но и по своим ценовым показателям не может конкурировать с российской.

Производство южноафриканской бронетехники военного назначения - лишь один из немногих проектов нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, инициировавшего в конце 2005 года в стране создание профильного ведомства - Министерства оборонной промышленности. В его состав вошли около двадцати предприятий, некоторые из которых ранее не занимались выпуском такой продукции. Судя по всему, руководство Азербайджана решило дать пришедшим в упадок после развала СССР заводам и НИИ вторую жизнь.

Сегодня, если верить сообщениям местной и даже зарубежной печати, проект развивается, а азербайджанский военпром всерьез намерен претендовать не только на роль поставщика вооружений собственной армии, но и заявить о себе в качестве экспортера. По крайней мере, ближайшим соседям (за исключением Армении, разумеется).

Газета "Азербайджанские известия" утверждает, что за три года с момента создания Министерства оборонной промышленности была проделана огромная работа по реконструкции военных заводов и началу производства оружия и другой продукции. А по данным "Независимой газеты", к апрелю 2009 года в Азербайджан в интересах Миноборонпрома было завезено 163 станка и комплекта импортного технологического оборудования, более 5000 различных инструментов.

Снайперская винтовка "Истиглал". Фото Министерства оборонной промышленности Азербайджана.

Снайперская винтовка "Истиглал". Фото Министерства оборонной промышленности Азербайджана.

Lenta.ru

В 2007 году, как пишут "Азербайджанские известия", в стране было налажено производство 213 наименований продукции оборонного назначения, в 2008 году - еще трехсот. Это стрелковое оружие, средства ближнего боя, артиллерийское вооружение, боеприпасы, спецсредства для инженерной службы и разведки. Одним из самых известных образцов разработки азербайджанского военпрома можно назвать снайперскую винтовку "Истиглал" калибра 14,5 миллиметра, которая способна поражать цели на расстоянии до 2400 метров. Ей пророчат перспективы не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

В ближайшее время в Азербайджане планируют наладить производство систем реактивного залпового огня, бронетехники, беспилотных летательных аппаратов, вертолетов, стрелкового и легкого оружия, боеприпасов военного и специального снаряжения. При этом производство, как утверждают "Азербайджанские известия", формируется в основном под нужды своих вооруженных сил.

Совместный проект с Paramount Group - не единственный в планах азербайджанского Миноборонпрома. В конце 2008 года это ведомство подписало соглашение с турецкой компанией Roketsan о совместном производстве многоствольных ракетных установок калибров 107 и 122 миллиметров. Детали для них будут производиться на азербайджанском предприятии, а ракеты TR-107 и TRB-107 - на заводе Roketsan в Турции. Производство, по сообщениям местных СМИ, должно было начаться весной 2009 года. Кроме этого, Азербайджан планирует готовить в Турции специалистов для своей оборонки.

Ильхам Алиев на открытии завода ЭВМ после реконструкции. Фото Министерства оборонной промышленности Азербайджана.

Ильхам Алиев на открытии завода ЭВМ после реконструкции. Фото Министерства оборонной промышленности Азербайджана.

Lenta.ru

Если партнерство Анкары и Баку выглядит более чем естественным, учитывая тесные связи двух стран, то ЮАР в качестве партнера Азербайджана выглядит экзотично. Еще более странным может показаться, что производство южноафриканских внедорожников поручили заводу Электронно-вычислительных машин. Впрочем, по данным Министерства оборонной промышленности Азербайджана, по своему прямому предназначению это предприятие уже давно не работает, поскольку в 1990 годы отрасль фактически пришла в упадок на всем пространстве бывшего СССР, не выдержав конкуренции иностранных компаний.

Сегодня на бакинском заводе ЭВМ работают около 130 человек, что, скажем прямо, очень скромно для серьезного серийного производства военной бронетехники. Предприятие было создано в 1972 году по инициативе Гейдара Алиева, который в то время занимал пост первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии республики, а впоследствии, с 1993 по 2003 год, беспрерывно правил независимым Азербайджаном. 16 марта 2009 года, на церемонии открытия завода после реконструкции присутствовал сын Гейдара Алиева Ильхам - нынешний президент республики. Ему вручили и небольшой презент от имени коллектива - макет южноафриканской бронемашины Matador, которую планируют выпускать на предприятии.

Стоит отметить, что в сфере производства колесной бронетехники ЮАР вовсе не является аутсайдером. В этой стране около трех десятилетий назад была разработана полицейская бронемашина Casspir, которая вдохновила американских военных на проект MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), призванный обеспечить вооруженные силы США автомобильной техникой с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств. Машина, способная перевозить до 12 человек и двух членов экипажа, отличалась уникальной V-образной формой корпуса, благодаря которой взрыв поражает не находящихся в салоне людей, а близлежащую территорию, включая атакующего противника.

Бронемашина Casspir. Фото www.military-today.com

Бронемашина Casspir. Фото www.military-today.com

Lenta.ru

V-образный корпус сегодня фактически стал стандартом для США и многих других государств, участвующих в международных операциях в Ираке и Афганистане. Боевой опыт показал, что машины такой формы, защищенные дополнительной броней, являются оптимальным решением для иррегулярных конфликтов и борьбы с бандформированиями. Сегодня такая техника в больших количествах поступает на вооружение США, Великобритании и других государств, участвующих в афганском и иракском международных контингентах. Знаменитый американский "Хаммер" в военном исполнении в этом плане оказался куда менее надежным.

Casspir, в отличие от Matador и Marauder, является разработкой южноафриканской государственной структуры - Совета по научным и индустриальным исследованиям ЮАР (Council for Scientific and Industrial Research, CSIR). Разработки компании Paramount Group также унаследовали знаменитую V-образную форму и, по утверждению производителя, отличаются многими качествами. В частности, мобильностью и высокой проходимостью. Вместимость Marauder составляет 8-10 человек, а Matador - 10-12 человек.

О самой южноафриканской компании, которая на слуху разве что благодаря своему голливудскому "тезке", известно немного. По информации на официальном сайте Paramount Group, она занимается разработкой и производством широкого спектра продукции для военных и правоохранительных структур. Компания, судя по всему, активно ищет зарубежные рынки сбыта, используя, в том числе, и производственные мощности других государств. Помимо Азербайджана, Paramount Group уже заключила соглашение с Иорданией о производстве бронемашин Matador и Marauder.

Насколько перспективен для нее рынок Центральной Азии и СНГ, на который компания решила пробиться с помощью Азербайджана, можно спорить. Пожелавший остаться неизвестным эксперт по СНГ, который прокомментировал агентству Regnum заявление руководителя Paramount, убежден, что намерения южноафриканцев поставлять свою продукцию в Армению, Белоруссию, Украину, Молдавию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению не выдерживают никакой критики и являются "маниловскими планами".

Собеседник агентства убежден, что экспорт собранной в Азербайджане техники в Армению по определению невозможен, а на Украине, в Белоруссии и центральноазиатских странах машины этого типа и так представлены в избытке. Но здесь стоит отметить, что на самом деле как таковая автомобильная техника с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств на пространстве бывшего СССР отсутствует. По крайней мере, в том виде, в котором она существует в ЮАР, а также на вооружении государств, участвующих в операциях в Афганистане и Ираке.

БТР-80. Фото allday.ru

БТР-80. Фото allday.ru

Lenta.ru

Однако данный фактор, судя по всему, армии постсоветских государств беспокоит не сильно. Здесь еще с советских времен используют для перевозки людей БМП и БТР, которые в изобилии остались на вооружении большинства республик. Их эксплуатация также заложена в программы подготовки военных специалистов. Массовое, и даже частичное перевооружение на технику иного стандарта сегодня для большинства этих стран не только не своевременно, но и невыгодно с финансовой точки зрения. Тем более что, как утверждает эксперт Regnum, стоимость азербайджанско-южноафриканской техники наверняка будет немалой, в отличие от той же российской.

Положение усугубляет и тот факт, что президент РФ Дмитрий Медведев недавно подписал закон о поставках в рамках ОДКБ военной техники на льготных условиях, который сделал российскую продукцию еще более доступной для ближайших союзников. "Это значит, что азербайджанский военный экспорт на пространстве бывшего СССР даже в теории никому не нужен", - считает собеседник ИА Regnum.

Всерьез рассчитывать на то, что предприятие численностью 130 человек, включая около 20 руководителей, сможет массово обеспечить такой продукцией пространство бывшего СССР, также не стоит. А этот фактор еще больше увеличит цены на бронемашины. К тому же, по мнению собеседника агентства, крохотное бакинское предприятие попросту не сможет обеспечить покупателям послепродажное обслуживание.

Так что партнерство с Paramount Group вряд ли сулит Азербайджану серьезные финансовые и экспортные выгоды. Но если оно позволит сравнительно недорого и быстро переоснастить новой техникой, по крайней мере, свою собственную армию, то почему бы и нет? В конце концов, на технику стандарта MRAP в последнее время делают ставки очень многие страны. А вот получит ли от этого что-то еще, кроме пиара, южноафриканская компания - совсем иной вопрос.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше