Россия
23:13, 13 мая 2009

Беспокойное хозяйство Президент России одобрил стратегию национальной безопасности

В России принят документ, определяющий национальную стратегию безопасности на ближайшее десятилетие до 2020 года. В нем отражены основные угрозы в сфере обороны, экономики, внешней и внутренней политики и определены методы противодействия им. Кроме того, в стратегии четко сформулированы национальные интересы России.

Президентским указом отменена прежняя концепция, которая была принята в конце 1997 года и несколько модернизирована в начале 2000 года. Кроме того, руководителю Совета безопасности предписано ежегодно отчитываться перед президентом о состоянии национальной безопасности.

О подготовке новой стратегии стало известно еще в сентябре 2004 года. Тогдашний глава Совбеза Игорь Иванов заявил, прежняя концепция свою задачу выполнила, а теперь Россия столкнулась "с новыми угрозами, которые требуют новых подходов". Итоговый документ объединяет в себе основные положения концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и новой военной доктрины, принять которую планируется до конца 2009 года.

Стратегические угрозы

В преамбуле утверждается, что Россия преодолела последствия системного кризиса, связанного с распадом Советского Союза, ликвидировала угрозу сепаратизма и начала восстанавливать свое влияние на международной арене. Авторы документа отмечают, что в условиях глобализации доминирование структур НАТО в евро-атлантическом регионе несет угрозу международной безопасности, и полагают, что в долгосрочной перспективе мировую политику будет определять борьба за энергоресурсы, в том числе в таких регионах, как Ближний Восток, Арктика, бассейн Каспийского моря и Центральная Азия. В этой связи подчеркивается опасность военного решения конфликтов и нарушения сложившегося баланса сил у границ России и ее союзников.

Также в документе указывается на риски, связанные с увеличением количества стран, обладающих ядерным оружием, и размещением американской ПРО в Европе. Вместе с тем в стратегии признается, что последствия мировых экономических кризисов теперь сравнимы "с масштабным применением военной силы". В области внешней политики Россия будет придерживаться принципов прагматизма с целью исключить "затратную конфронтацию", в том числе и гонку вооружений. При этом Россия будет стараться поддерживать паритет с США в области стратегических наступательных вооружений с минимальными затратами.

Внешнеполитическим приоритетом названо сотрудничество со странами СНГ. В отношениях с НАТО "неприемлемым" будет считаться продвижение военных структур альянса к российским границам и его попытки выполнять глобальные функции без учета сложившихся норм международного права. Что касается США и Евросоюза, то Россия заинтересована в равноправном партнерстве в тех областях, где имеются общие интересы, но основное внимание будет уделяться евразийскому пространству и выстраиванию многополярной архитектуры международных отношений.

Под непосредственной военной угрозой в документе подразумевается "политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере" с помощью высоких технологий. В числе угроз национальной безопасности также перечисляются деятельность спецслужб иностранных государств, терроризм, экстремизм и организованная преступность. В документе признается необходимость обустройства высокотехнологичной границы с Казахстаном, Украиной, Грузией и Азербайджаном, а также усиление эффективности охраны границы в Арктике, на Дальнем Востоке и на Каспии.

Национальные интересы

С учетом складывающейся в мире ситуации стратегия определяет в качестве долгосрочных национальных интересов развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики и превращение России в мировую державу. Приоритетами для обеспечения национальной безопасности в документе названы "национальная оборона, государственная и общественная безопасность". Кроме того, по мнению авторов стратегии, укреплению национальной безопасности будут способствовать улучшение качества жизни граждан, экономический рост и укрепление роли государства в науке и гуманитарных областях, а также поддержание благоприятной экологической обстановки.

Для повышения качества жизни граждан в стратегии предлагается сократить социальное и имущественное расслоение и стабилизировать численность населения. Для этого предполагается активизировать борьбу с оргпреступностью, коррупцией и наркоманией. Кроме того, авторы документа особое значение придают "продовольственной безопасности" и обеспечению населения доступными лекарствами.

Достижение экономического роста в рамках стратегии видится следующим образом: чтобы войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП, надо развивать инновации, повышать производительность труда и осваивать новые источники ресурсов. При этом главным риском в этой области названо сохранение экспортно-сырьевой ориентации экономики и, как следствие, ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Также отмечается сохраняющаяся неравномерность в уровне развития различных регионов; риск возникновения дефицита энергетических ресурсов; необходимость формирования базовой инфраструктуры в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Все эти задачи авторы документа предлагают решать с помощью усиления государственного регулирования экономики.

Гуманитарное

Для предотвращения технологического отставания предлагается увеличить в научной и образовательной сферах роль государства, которое будет определять приоритетные для национальной экономики направления. В области здравоохранения одной из основных целей названо увеличение продолжительности жизни, а угрозой этой цели - низкое качество медицинского обслуживания.

К угрозам национальной культуре авторы документа причислили "засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев", а также "попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории". В качестве противовеса этим угрозам предусматривается, например, развитие "самобытных культур" народов России и "формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов".

Тактико-технические характеристики

Определять состояние национальной безопасности будут по следующим параметрам:
- уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
- уровень роста потребительских цен;
- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Способ определения двух последних параметров в документе не указывается. Также в нем не приводятся показатели, которые могли бы расцениваться как критические для национальной безопасности и требующие от государства принятия безотлагательных мер.

В прежнем стратегическом документе, который назывался "Концепция национальной безопасности", способы преодоления имеющихся проблем были прописаны в общих словах и выражениях. При этом нельзя не отметить, что список основных угроз для России за прошедшее десятилетие почти не изменился. Вот, для примера, некоторые из рисков, перечисленных в концепции 1997-2000 годов: технологическое отставание, сокращение ВВП; сепаратизм, терроризм, отсутствие единого правового поля, рост преступности и коррупции; социальное расслоение общества, кризис системы здравоохранения и соцзащиты, алкоголизм, сокращение рождаемости; расширение НАТО, утрата российского влияния в мире, возникновение вооруженных конфликтов у границ России.

Как видно, если часть внутриполитических угроз удалось ликвидировать, то внешнеполитические вызовы остались прежними, и к ним добавились опасности, которые несут мировые экономические кризисы. Примечательно, что ни в прежнем, ни в новом документе не упоминаются средний класс и либеральные идеи - основы западной демократии, зато в стратегии до 2020 года развитие гражданского общества относится к сфере долгосрочных национальных интересов.

Кроме того, в новом документе не упоминается слово "бизнес", но говорится о совершенствовании государственно-частного партнерства в гуманитарных областях. Также частников предполагается привлекать для развития инфраструктуры в отдаленных регионах. В концепции же бизнес упоминался как один из коррупциогенных факторов. С другой стороны частные капиталы предлагалось привлечь для повышения конкурентоспособности национальной экономики и говорилось о поддержке государством частного предпринимательства в тех случаях, если оно способствует росту общественного благосостояния.

Как это выглядит у других

Стратегия национальной безопасности, конечно, не является российским изобретением. Но оформлять ее в виде документа, доступного широкой публике, стали относительно недавно. Так, например, стратегия нацбезопасности США была принята в 2002 году и обновлена в 2006 году. Она предусматривает распространение в мире эффективной (с американской точки зрения) демократии и борьбу с режимами, составляющими пресловутую "ось зла". Для нейтрализации внешних угроз в рамках "доктрины превосходства" США считают возможным нанесение превентивных ударов в сочетании с экономическим давлением.

В марте 2008 года обновила свою стратегию национальной безопасности Великобритания. В Лондоне решили учить британских граждан бороться как со стихийными бедствиями, так и с терактами. Кроме того, жители страны получат доступ к "национальному реестру потенциальных рисков". Поскольку глобальных задач перед собой Великобритания уже не ставит, ее внешнеполитические усилия сводятся к сокращению ядерных вооружений в мире.

В феврале 2009 года концепция национальной безопасности появилась и у российского союзника Киргизии. В числе угроз были названы терроризм, экстремизм и "обострение водно-энергетических проблем" в регионе. Социальную напряженность в условиях экономического кризиса киргизские власти намерены преодолевать с помощью российского кредита на 300 миллионов долларов. Характерной национальной особенностью в этой стране является борьба с растущим влиянием религиозных организаций, которое представляет угрозу светскому характеру государства.

Следует отметить, что все эти концепции, стратегии и доктрины являются лишь отражением воззрений правящей элиты, но отнюдь не практическим руководством к действию. При наступлении форс-мажорных обстоятельств у политиков зачастую не остается времени на долгие раздумья, и результаты их деятельности в результате могут сильно расходиться со намеченными целями и задачами.

Из российской же стратегии можно сделать вывод о том, что государство в лице высшей бюрократии и чиновничества окончательно вернулось к своей патерналистской сущности. Власть и впредь намерена определять тенденции общественного развития вместо того, чтобы ограничиться функциями регулятора и верховного арбитра. Впрочем, при таком раскладе не до приумножения богатства - сохранить бы то, что есть.

< Назад в рубрику