Вводная картника

Всем миром

У России появится новый партнер в производстве истребителя пятого поколения

Наука и техника

У России может появиться новый партнер в проекте истребителя пятого поколения, первый полет которого намечен на 2009 год. 7 апреля заместитель директора федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин сообщил, что переговоры об обмене технологиями и создании площадки для сборки и лицензионного производства самолетов ведутся с бразильской компанией Embraer - крупнейшей авиастроительной корпорацией латиноамериканского региона. Нередко ее ставят в один ряд с мировыми лидерами отрасли - Lockheed Martin и Boeing. Ранее договоренность о совместной работе над истребителем была достигнута с Индией, хотя российско-индийский самолет должен подняться в воздух значительно позже, чем национальный.

О новом российском истребителе, который получил условное обозначение ПАК ФА ("Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации"), в последнее время много говорят и пишут, но этот проект все же остается в значительной степени засекреченным. В интернете можно найти множество иллюстраций, на которых изображен перспективный облик самолета, однако фактически невозможно сказать, какие из них ближе к истине. Некоторые изображения, выдаваемые за ПАК ФА, сильно напоминают американский F-22 Raptor, и, судя по всему, внешне у американского истребителя и его российского конкурента на самом деле может быть много общего.

Работы над перспективным истребителям пятого поколения, призванным стать противовесом американскому F-22 и заменить МиГ-29 и Су-27, велись в СССР еще в 1980-е годы. Изначально, как утверждают в печати, к ним были привлечены конструкторские бюро Микояна, Яковлева и Сухого. В КБ Микояна был разработан так называемый проект МиГ 1.44 (Изделие 1.44, или Flatpack по классификации НАТО) с использованием стелс-технологий. Первый полет истребителя состоялся в 2000 году в подмосковном городе Жуковский. Но это событие, к удивлению многих, осталось практически незамеченным.

Су-47 (C-37) "Беркут". Фото с сайта www.testpilot.ru

Су-47 (C-37) "Беркут". Фото с сайта www.testpilot.ru

Lenta.ru

Еще раньше в КБ Сухого был разработан экспериментальный многоцелевой истребитель Су-47 (C-37) "Беркут" (Firkin по классификации НАТО), построенный в единственном экземпляре и впервые поднявшийся в воздух в 1997 году. При создании этого самолета были применены композиционные материалы, а также технологии крыла обратной стреловидности, благодаря которому, как утверждают эксперты, улучшается малозаметность и управляемость на малых полетных скоростях. Первым в мире самолетом, при проектировании которого была применена аналогичная технология, был немецкий бомбардировщик Junkers Ju-287, созданный в самом конце Второй Мировой войны. Развития этот проект по вполне понятным причинам так и не получил.

В 2002 году в качестве головного предприятия перспективного российского истребителя ПАК ФА (или Т-50) также было выбрано КБ Сухого, а в 2004 году, согласно официальной информации компании, "Сухой" представил ВВС России эскизный проект самолета. Правда, как говорят, технологии крыла обратной стреловидности при его создании уже не применялись, а самолет внешне напоминал не "Беркут", построенный в единственном экземпляре, а американский Raptor. Тем не менее, некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44 при его проектировании все же использовались.

О характеристиках таинственного самолета отечественной разработки известно мало. На ПАК ФА, как утверждают, установлены новые мощные двигатели с отклоняемым вектором тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В 2005 году НПО "Сатурн" передало на испытания первые пять опытных образцов, разработанных совместно с Уфимским моторостроительным комплексом.

Возможный вид ПАК ФА (Т-50). Рисунок Рустама Зиннатуллина с сайта www.paralay.com

Возможный вид ПАК ФА (Т-50). Рисунок Рустама Зиннатуллина с сайта www.paralay.com

Lenta.ru

Изначально они получили условное обозначение "Изделие 117А", а позже - АЛ-41Ф-1 (предыдущая модификация разрабатывалась еще для МиГ 1.42 - прототипа МиГ 1.44). По словам гендиректора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина, участвовавшие в испытательных полетах истребители с новыми двигателями "показали качественно новые результаты и достигли уникальных характеристик".

Истребитель, по данным печати, сможет нести вооружение как на внешних узлах подвески, так и во внутренних. В конце февраля 2009 года это косвенно подтвердил начальник кафедры Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского полковник Сергей Хрипунов, сообщивший, что на российских истребителях пятого поколения ПАК ФА использование физической силы для подвески вооружения в некоторых случаях будет невозможным, поскольку точки подвески расположены в грузоотсеке. Для этого, по его словам, понадобятся не механизированные, а роботизированные средства.

О вооружении ПАК ФА также достоверно известно немного. Но, как утверждают, он должен получить ракеты нового поколения класса "воздух-воздух", которые, по некоторым данным, будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков, а также ракеты "воздух-земля", противокорабельные ракеты и корректируемые авиабомбы.

Для поражения воздушных целей на новом российском истребителе могут применяться новые ракеты сверхбольшой дальности КС-172, разрабатываемые ОКБ "Новатор". Их предполагаемая дальность составляет до 400 километров. В числе другого вооружения могут использоваться управляемые ракеты "воздух-воздух" средней дальности Р-77 (аналог американской AIM-120 AMRAAM), а также малой дальности типа Р-73. Разработчиком этого вооружения является российское ГосМКБ "Вымпел".

ПАК ФА также должен получить бортовую РЛС с фазированной решеткой, разработанную НИИ Приборостроения имени Тихомирова. По оценкам экспертов, она ни в чем не уступает радару AN/APG-77, установленному на американском истребителе F-22. Кроме этого, на российском самолете могут быть установлены оптико-электронные информационные датчики французской компании Thales. Благодаря им можно будет выполнять целый ряд боевых задач, не включая РЛС. Система управления будет полностью компьютеризированной.

F-22 Raptor. Фото Lockheed Martin.

F-22 Raptor. Фото Lockheed Martin.

Lenta.ru

Отличительной особенностью самолета, характерной для истребителей пятого поколения, должна стать малозаметность. Для этого, в частности, могут использоваться поглощающие радиоволны материалы, а также уменьшенные размеры вертикального оперения. Впрочем, подробных сведений по поводу технологий стелс, которые использованы при создании самолета, также нет. Но, по некоторым данным, они существенно повысят стоимость истребителя. Как утверждают в печати, цена одной машины может составить до 70-80 миллионов долларов. Это существенно больше стоимости нынешних российских боевых самолетов, однако практически вдвое меньше, чем цена американского F-22.

Согласно последним заявлениям командующего ВВС России генерал-полковника Александра Зелина, первый полет надежды военной авиации России может состояться уже летом 2009 года, хотя ранее военные намеревались поднять самолет в небо в 2007 году. Тем не менее, у многих и эта перспектива вызывает сомнения. Опытные образцы истребителя пятого поколения пока еще только строятся на "Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении имени Гагарина" (КнААПО), которое входит в концерн "Сухой". На какой стадии находится работа - сказать сложно.

С этим заводом, к слову, связан недавний скандал, вылившийся с местного на федеральный уровень. По словам представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, в начале марта 2009 года на предприятие поступило уведомление о сокращении части коллектива, а с прошлого года на заводе развивается конфликт, вызванный недовольством рабочих уровнем оплаты. На КнААПО производят самолеты Су-30МК2, Су-30МК, Су-27СМК и опытные образцы многофункционального истребителя поколения "4++" Су-35, но самой важной задачей завода сегодня считается именно создание первых образцов ПАК ФА.

Сложно предположить, скажется ли конфликт на реализации проекта, но некоторые СМИ уже успели сделать выводы, что из-за внутренних разногласий на предприятии она может забуксовать. Впрочем, судя по всему, если это и случится, то по совсем другим причинам.

В создании принципиально новых образцов боевой авиационной техники Москва уже не первый год подыскивает себе союзников. Несколько лет назад, как говорят, соответствующие переговоры велись с Китаем, однако до практической реализации этих планов дело так и не дошло. Впрочем, Пекин уже и сам ведет работу над подобным истребителем, за основу которого взят один из образцов национального производства. Многие эксперты задаются вопросом, у кого на этот раз китайцы позаимствуют технологии, сомневаясь, что конструкция истребителя будет представлять собой нечто принципиально новое.

Окончательно договориться о сотрудничестве в производстве нового боевого самолета России пока удалось лишь с Индией. Дели, как показывает опыт, является старым и надежным партнером Москвы в сфере военно-технического сотрудничества. К тому же, в отличие от китайцев, у России пока не было повода обвинять индийцев в откровенном воровстве технологий.

Переговоры с Индией о совместном создании самолета велись с 2007 года. В ближайшее время военные ведомства двух стран намерены согласовать требования к проекту. Однако уже известно, что российские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант самолета, а ВВС Индии рассчитывают на двухместный истребитель, поскольку, согласно военной доктрине страны, он должен выполнять более широкий спектр задач. Ожидается, что первый такой самолет будет передан заказчикам в 2017 году, тогда как сугубо российский истребитель планируют принять на вооружение несколько раньше - в 2012-2015 годах.

Главным партнером "Сухого" в реализации этого проекта станет Hindustan Aeronautics Limited (HAL) - крупнейшая авиастроительная компания Индии, работающая в интересах министерства обороны страны. HAL и раньше тесно сотрудничала с другими оборонными предприятиями, включая "МиГ" и "Сухой". Компания располагает 19 производствами и 9 исследовательскими центрами в разных регионах Индии. В 2008/2009 финансовом году, который завершился 31 марта, HAL удалось реализовать свою продукцию на 2,05 миллиарда долларов.

box#2077485

В чем конкретно будет заключаться подобное сотрудничество с бразильской компанией Embraer, если соответствующая договоренность будет достигнута, пока не совсем ясно. Вероятно, речь идет о лицензионной сборке российского самолета или же создании на его базе новой модификации. Пока же известно, что в апреле 2008 года Россия и Бразилия уже подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения и космических ракет для вывода на орбиту тяжелых спутников. Но тогда более подробной информации по этому поводу не было.

В своей области Embraer является известным и авторитетным производителем, хотя и строит весьма специфические образцы самолетов военного назначения, а также обычные пассажирские самолеты. В частности, компания получила известность благодаря учебно-боевым самолетам Tucano и Super Tucano. Более старая модификация EMB 312 Tucano производится с начала 1980-х годов и поставлялась многим зарубежным заказчикам, преимущественно - латиноамериканским и африканским. Но этот самолет также выбрали в качестве учебно-тренировочного ВВС Франции.

Новая модификация машины EMB 314 Super Tucano была представлена в 2003 году и также начала завоевывать популярность. Интересно, что о намерении взять в лизинг эти машины недавно заявило руководство ВМС США. Американские военные рассчитывают, что Super Tucano можно будет использовать для поддержки спецподразделений, выполняющих боевые задачи в нерегулярных конфликтах.

Парадоксально, но факт - США, обладающие фактически самой мощной авиационной промышленностью в мире, сочли скромную бразильскую машину более подходящей для столь специфических задач, нежели собственные современные образцы. Военные отмечают, что Super Tucano могут приземляться и взлетать на неподготовленной местности, а перезаправка машин не занимает много времени.

Для бразильской авиастроительной компании производство нового истребителя российской разработки может стать не только источником дохода, но и вопросом престижа. Хотя достижения Embraer уже и так получили признание - по оценкам экспертов, сегодня бразильская компания занимает третье место в мире среди производителей коммерческих самолетов, уступая лишь Airbus и Boeing.

России это сотрудничество теоретически также может быть на руку, хотя мотивы, побудившие отечественных производителей к переговорам с бразильской стороной, пока не совсем ясны. Не исключено, что Москва намерена форсировать перевооружение собственной армии за счет использования зарубежных производственных мощностей. Но, быть может, попытка задействовать бразильцев в проекте также связана с экспортными планами и желанием снизить стоимость проекта.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности