Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"Я не буду уголовницей…" В Белоруссии повесилась осужденная правозащитница

В белорусском городе Солигорске покончила с собой активистка организации "Правовая помощь населению" Яна Полякова. Полгода назад правозащитница выступила против местных милиционеров, рассказав, что они избили ее за контакты с оппозицией во время парламентских выборов. С тех пор она пыталась добиться того, чтобы ее обидчики были наказаны. Однако разбирательство в итоге завершилось полной победой милиции: прокуратура не нашла в действиях милиционеров состава преступления, а саму Полякову суд приговорил к ограничению свободы за "ложный донос".

"Для Яны этот приговор был шоком, - говорит присутствовавший на процессе правозащитник, представитель Белорусского Хельсинского комитета Валерий Щукин. - Она видела полную свою беспомощность, неспособность что-то противопоставить этой травле". После приговора, по словам Щукина, она только повторяла, что не будет уголовницей. В ночь на 7 марта ее нашли повешенной.

Яна Полякова привлекла к себе повышенное внимание силовиков в августе 2008 года, когда в Белоруссии проходила кампания по выборам в парламент. Для власти эти выборы стали очередным шансом показать Западу (с которым официальный Минск пытался поправить отношения) свою приверженность демократическим ценностям. Или, по крайней мере, умение создать видимость демократии. Оппозицию при этом пускать в парламент было нежелательно: депутатам предстояло принимать важные политические решения (например, признать независимость Абхазии и Южной Осетии, чтобы тем самым, как считают многие наблюдатели, "отработать" полученный от России кредит). В этой ситуации терпеть вольнодумство среди народных избранников власть явно не собиралась.

Ни один представитель оппозиции в итоге в парламент не попал. Однако даже попытка принять участие в выборах некоторым стоила довольно дорого. Некоторые оппозиционеры лишились работы за то, что посмели бросить вызов кандидату от власти. Широкую известность получила история с увольнением инженера управления магистральных газопроводов Александра Меха. Мех - сторонник оппозиционного Белорусского народного фронта - решил баллотироваться в депутаты. Отговорить инженера пытались его начальник и сотрудник местного отделения КГБ: после того как оппозиционер отказался, его выгнали с работы. Попытки обжаловать это решение закончились неудачей.

Яна Полякова работала с другим кандидатом от оппозиции - Ольгой Козулиной, дочерью бывшего политзаключенного, в прошлом кандидата в президенты Белоруссии Александра Козулина. В конце августа правозащитница, входившая в инициативную группу кандидата в депутаты, стала получать звонки от сотрудников КГБ. Чекисты, которых заинтересовал процесс сбора подписей в поддержку Козулиной, предлагали "встретиться и поговорить".

Увидев, что от уговоров толку мало, силовики перешли к другим методам. 31 августа Полякову задержали и отвезли в отделение милиции. Там, по ее словам, участковый инспектор потребовал, чтобы она официально отказалась от собранных подписей в поддержку Ольги Козулиной. Когда это требование не было выполнено, милиционеры, как рассказала правозащитница, стали ее избивать.

После визита в милицию Полякова оказалась в больнице с травмами ног и правой руки. Она зафиксировала побои и обратилась в местную прокуратуру, однако там заводить дело против участкового и его коллег отказались. Когда правозащитница попыталась оспорить этот отказ, то получила "предупреждение": возле ее подъезда на нее напал неизвестный и ударил головой о дверной косяк, сказав: "Если ты не затихнешь, это последнее предупреждение!". Сама Полякова, рассказывая об этом, не сомневалась, что нападение связано с ее жалобами на милиционеров. "Это месть за то, что я посмела обратиться с заявлением против сотрудника милиции", - сказала она.

Что делать с жалобами на милиционера, прокуратура думала несколько месяцев. В итоге их использовали против самой же правозащитницы, квалифицировав как "ложный донос". Таким образом, Яна Полякова стала обвиняемой, а участковый стал "жертвой", которая не только не заслуживает никакого наказания, но даже имеет право на моральную компенсацию.

Такой разворот дела для Белоруссии не является чем-то экстраординарным. Можно вспомнить дело предпринимателя Сергея Парсюкевича, который год назад был арестован за участие в акции протеста и впоследствии, по его словам, жестоко избит сотрудником спецприемника. Вместо того, чтобы ответить за свои действия, милиционер объявил себя пострадавшей стороной: он стал утверждать, что якобы сам был избит находившимся под арестом предпринимателем. Суд ему поверил: бизнесмен был приговорен к двум с половиной годам тюрьмы и выплате компенсации "пострадавшему" (впоследствии Парсюкевича выпустили по амнистии).

Суд над Яной Поляковой был проведен в рекордные сроки. Разбирательство заняло всего лишь неделю: 25 февраля прошло первое заседание, а 3 марта был вынесен приговор. Правозащитник Валерий Щукин, присутствовавший на процессе, заявил позднее, что с такого рода "экспресс-правосудием" сталкивается впервые. Щукин, в частности, обратил внимание на то, что официальное постановление о привлечении Поляковой в качестве обвиняемой было оглашено только 3 марта. Однако суд, как отметил правозащитник, не сделал пятидневного перерыва в процессе, предусмотренного законом в этом случае, и даже не дал Поляковой ознакомиться с текстом постановления.

"Причину столь вопиющего нарушения процессуального закона я вижу только одну, - заявил Щукин. - Страстное желание судьи сделать родной милиции подарок к празднику: придать правозащитнику статус зека". В итоге успели как раз к празднику (день милиции в Белоруссии отмечается 4 марта). Суд поверил коллегам участкового, которые дали показания в его пользу, закрыл глаза на нанесенные правозащитнице побои и приговорил ее к двум с половиной годам ограничения свободы (так называемой "химии" - высылке на исправительные работы). "Пострадавшему" участковому он присудил компенсацию в миллион белорусских рублей (около 350 долларов).

Знакомые Поляковой вспоминают, что в последнее время она была подавленной и говорила, что в тюрьму не сядет. Теперь обстоятельства ее смерти проверяет прокуратура. Представители оппозиции уже потребовали возбудить дело по статье "Доведение до самоубийства". Оппозиционная Объединенная гражданская партия, комментируя произошедшее, заявила, что вина лежит не только на конкретных сотрудниках милиции и судьях, но и на всей системе власти. "Судья и милиционер - все они винтики одной системы, которая основана на беззаконии, лжи, хамстве и тотальном унижении людей, - говорится в заявлении ОГП. - Этот случай обнажил все пороки системы власти. Пока она существует, остается и угроза убийства инакомыслящих".

Яна Полякова была похоронена в Солигорске 9 марта.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше