Лента добра
Наука и техника
Больше интересного — в нашем Telegram

Без пилотов и заказов

Израильские инициативы Минобороны всколыхнули оборонную промышленность России

Прошло чуть больше двух месяцев с того дня, как один из парламентариев взбудоражил общественность заявлением о намерениях Минобороны закупить партию беспилотных летательных аппаратов у Израиля. То, что за последние десятилетия промышленность России в этой области большими успехами не блистала - факт известный. Но планы военных обратиться к конкурентам уже успели назвать "крахом" для своих же производителей. Последние также не остались в стороне и, нарушив долгое молчание, буквально засыпали информационное пространство обещаниями о грядущих разработках. Конфликт пока только набирает обороты.

Хочется и колется

Сам "беспилотный конфликт" начался с заявления члена комитета Госдумы по обороне Михаила Мусатова, который рассказал агентству РИА Новости, что уже в ближайшие 2-3 года Вооруженные силы Российской Федерации закупят в Израиле беспилотные летательные аппараты. Мусатов сослался на слова начальника Генштаба ВС РФ Николая Макарова, уточнив, что на данный шаг военные вынуждены пойти по той причине, что у российских производителей аналогичных самолетов-разведчиков нет.

Опровержение новости, которая за это время уже успела оккупировать практически весь Рунет, пришло менее чем через час. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич твердо заявил агентству "Интерфакс", что закупки беспилотных летательных аппаратов в Израиле осуществляться не будут, поскольку выбор сделан в пользу отечественного производителя. Участники заседания якобы пришли к общему мнению, что у России есть только один путь - развитие собственной промышленности и собственной науки, а "других вариантов быть не должно".

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - принять за один час столь радикальное решение нельзя. Для того чтобы основательно проанализировать возможности собственной промышленности и сравнить их с предложениями потенциальных зарубежных поставщиков, понадобились бы минимум месяцы. В Минобороны, судя по всему, этим занимаются уже давно, хотя на государственном уровне полного согласия по поводу целесообразности закупок иностранной продукции нет до сих пор.

Это подтверждает и последующее развитие событий. В России слухи о грядущих закупках израильских БПЛА то появлялись снова, то опять опровергались, то комментировались представителями военного ведомства, которые "предпочитали не называть свои имена". Но в итоге всплыли не только намерения, но и конкретные факты. Как сообщила в начале декабря прошлого года "Независимая газета", Минобороны все же намеревается купить "пробную партию" израильских БПЛА на сумму 20-30 миллионов долларов.

Издание также сообщило, что в случае успешной апробации беспилотников в войсках не исключено, что в Россию будет поставлено более 100 комплектов израильских БПЛА. Каждый из них включает станцию слежения и пять беспилотных самолетов-разведчиков. Цена такого контракта может составить около 1,5 миллиарда долларов, или почти 3 процента от всего военного бюджета страны на 2009 год.

Израильская сторона, поначалу также открещивавшаяся от наметившейся сделки, в конце концов признала этот факт. Источник в военном ведомстве страны заявил журналистам, что Израиль намерен добиваться одобрения правительства США на продажу России беспилотных летательных аппаратов. Кроме этого, собеседник заявил, что в ходе грузино-осетинского конфликта россияне поняли, что отечественные образцы на многие годы отстали от современных беспилотников. А вот израильские Hermes 450, которые находились на вооружении грузинской армии, более современны.

Наш ответ Израилю

Отечественные производители беспилотной техники, про которых за последние годы уже успели подзабыть, поначалу просто тихо негодовали по поводу непатриотичных планов российских военных. Но позже перешли к настоящему наступлению, которое даже чем-то стало напоминать информационную войну за свои интересы.

Как нельзя вовремя ко всем этим событиям пришлась выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы " ("UVS-TECH 2009"), которая проходила в Москве с 26 по 29 января 2009 года. На ней российские производители смогли не только рассказать, но и показать, что определенный потенциал у отечественной оборонки еще есть.

Так, уже в 2009 году концерн "Вега", из уст представителей которого в основном и звучали обнадеживающие заявления, приступит к испытаниям перспективного беспилотника, который сможет выдавать целеуказания оперативно-тактическим ракетным комплексам "Искандер". Беспилотный комплекс в разведывательно-ударном варианте, по предварительным оценкам, будет проходить испытания в течение двух лет.

"Искандер" для России - особый бренд. Он привлек к себе внимание мировой общественности 5 ноября 2008 года, когда во время своего послания Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия развернет ракетные комплексы в Калининградской области в ответ на установку объектов американской системы ПРО в Восточной Европе.

Будут ли реализованы эти планы теперь, после смены власти в Вашингтоне, сказать сложно. Однако "собственный беспилотник" у "Искандера" теперь, что вполне вероятно, будет. Равно как и у российской армии.

Еще более многообещающим выглядит проект "Веги" по созданию БПЛА для базирования на кораблях, катерах и в прибрежных зонах, а в будущем - и на перспективных авианосцах ВМФ России. Интересных подробностей про свои разработки представители концерна, увы, не сообщили. Однако раз уж речь зашла об авианосцах, вполне можно предположить, что российские инженеры могли замахнуться и на проект, с которым уже не первый год мучаются их куда более именитые американские коллеги.

Еще в 2000 году по инициативе ВМС США компании Boeing и Northrop Grumman начали разработку разных образцов беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в самых сложных морских условиях. Требования к перспективным БПЛА были предъявлены весьма амбициозные: новый беспилотник должен был не только "не бояться" морской коррозии, но и взлетать с палубы, а также садиться на нее. Кроме этого, по планам военных, беспилотник должен был интегрироваться с системами управления корабля. То есть фактически стать его частью.

С обеими компаниями были заключены контракты на 2 миллиона долларов, но в итоге руководство ВМС остановило свой выбор на X-47A Pegasus компании Northrop Grumman. Его первый полет состоялся в феврале 2003 года, однако модель все же имела ряд существенных недостатков, которые не позволяли регулярно использовать ее в морских условиях.

Контракт на изготовление небольшой демонстрационной партии модифицированных беспилотников X-47B Northrop Grumman и ВМС США заключили в 2007 году. Первый полет намечен на 2009-й, а морские испытания - на 2011 год. В идеале они должны подтвердить возможность использования аппарата экипажами авианосцев.

Удастся ли российским производителям создать нечто подобное - совсем иной вопрос. Еще более интересно - какие сроки отводятся на реализацию этого проекта. Ведь у американцев, обладающих куда более внушительными возможностями, это заняло уже почти десять лет, а работа до сих пор не закончена.

Приятно и то, что, по заверению производителей, в настоящее время уже практически разработан стационарный комплекс "Типчак" с использованием одноименного летательного аппарата и БПЛА-07. В процессе разработки находится облегченный вариант с двумя БПЛА, который будет базироваться на российских автомашинах "Тигр" или американских "Хаммерах".

Последние, надо полагать, можно будет закупить в США. Ведь после того, как Пентагон признал их уязвимость перед минами и самодельными взрывными устройствами, американцы весьма охотно стали поставлять за рубеж бывшие в употреблении машины.

Моральная поддержка

Было бы несправедливо говорить, что российские военные совсем не проявляют интерес к беспилотным летательным аппаратам отечественного производства. Еще в сентябре 2008 года, незадолго до начала конфликта по поводу израильской продукции, руководство концерна "Вега" объявило о начале поставок вооруженным силам РФ беспилотных комплексов воздушной разведки "Типчак".

Конкретные сроки поставок, равно как и их масштабы, не оглашались. Зато буквально на днях появилась более конкретная информация - в ближайшие три года миллионная российская армия получит три беспилотных летательных комплекса типа "Типчак", а также еще один беспилотный летательный комплекс "Строй-ПД" в 2009 году. Назвать эту закупку существенной поддержкой отечественной оборонки как-то язык не поворачивается.

Кроме этого, в прошлом году российской армии была поставлена партия из 10 малогабаритных электролетов-разведчиков. Правда, каких именно, представитель "Веги" не уточнил. Надо полагать, для тактических нужд.

А 19 января и российская компания "Беспилотные системы", единственная в России и СНГ, выпускающая как беспилотные самолеты, так и вертолеты, объявила о своем достижении - МВД Туркменистана выразило желание приобрести комплекс беспилотных летательных аппаратов ZALA 421-04М (421-12). Причем, как подчеркивалось в пресс-релизе, образцы российского производства были выбраны в ходе тендера, в котором принимали участие британские и израильские компании.

Факт, безусловно, приятный. Очень хочется верить, что определяющим в этом решении стала не только цена продукции, но и ее качество. Хотя речь здесь идет не о военной, а, скорее, "полицейской" модификации, которая уже небезуспешно используется МВД и ФСБ России.

"Типчак", как отмечает НВО, сегодня более или менее соответствует требованиям современного боя. Хотя он и призван решать очень узкий круг задач по обеспечению боевого применения артиллерийских подразделений. Большинство же других российских беспилотников, по выражению издания, "застряли в прошлом веке". И это несмотря на то, что еще 25-30 лет назад советская промышленность реально претендовала на роль мирового лидера в создании оборонных беспилотных авиационных систем.

Ситуация с техникой гражданского назначения, судя по всему, обстоит лучше. По крайней мере, президент Ассоциации беспилотных систем Петер Ван Блюнберг на открытии в Москве выставки "Беспилотные многоцелевые комплексы" сказал немало комплиментов в адрес российских производителей. В частности, он отметил достижения разработки аппаратов для мониторинга нефтепроводов.

И это, в принципе, неудивительно, поскольку коммерческие потребности в такой технике у России всегда были и есть. А вот про то, что использование БПЛА в интересах обороны - дело не менее перспективное, почему-то забыли прочно и надолго. И вспомнили лишь сейчас, когда другие страны уже добились в этой области куда большего.

Удастся ли догнать их, или же дело попросту так и закончится громкими обещаниями? Посмотрим. Хотя, в любом случае, обратив внимание на израильские беспилотники, российское Минобороны заставило вспомнить и про своих производителей. Для них это сейчас уж точно немаловажно.

< Назад в рубрику

Ссылки по теме

Другие материалы рубрики