Культура
18:28, 26 января 2009

Новый старый десерт В Коломне открылся музей пастилы

Коломна, расположенная в каких-то ста километрах от Москвы, вполне обоснованно гордится своей провинциальностью и патриархальностью. Даже большие федеральные проекты, вроде грандиозного празднования Дней славянской письменности и культуры или открытия ультрасовременного Центра конькобежного спорта, не особенно меняют размеренное течение жизни в Коломне. В городе даже культивируют патриархальность, но только так современно, что у тамошних энтузиастов и культурных чиновников стоит поучиться.

24 января 2009 года в городе открылся "Музей исчезнувшего вкуса" - коломенской пастилы, купеческого лакомства, полностью исчезнувшего несколько десятилетий назад. Проект (его полное название - "Коломенская пастила. У Николы на Посадях") осуществлен двумя хрупкими женщинами - Еленой Дмитриевой и Натальей Никитиной. В старом доме, некогда бывшем частью усадьбы местных купцов Сурановых, открылся небольшой музей, который не только рассказывает историю пастилы, но и показывает ее: изготовление десерта возобновлено, его можно попробовать. В будущем, если все пойдет хорошо, посетители смогут своими глазами посмотреть, как делают это старинное лакомство: директор музея рассчитывает перенести цех по производству пастилы поближе к усадьбе.

В создании музея принимали участие городские власти, кровно заинтересованные в развитии туризма. Они выделили здание для музея и помогли с его реставрацией. Но все остальное - частная инициатива, поддержанная фондом "Меняющийся музей в меняющемся мире". Елена Дмитриева и ее коллеги по некоммерческому партнерству "Город-музей" смогли создать новую достопримечательность в городе и новый бренд.

Цена их усилий высока: на пресс-конференции они признали, что, несмотря на разнообразную поддержку, проект дался большой кровью, и судя по всему, речь шла больше об организационной стороне, нежели о научной. Хотя сама по себе практическая реконструкция старинного десерта - это огромная задача, требующая как работы в библиотеке, так и воссоздания производственного цикла от начала до конца. Например, оказалось, что сорт яблок зеленка, шедший на изготовление лакомства, практически полностью исчез: нашлось одно плодоносящее дерево. Так что зеленку пришлось заменить на антоновку. Поиск рецептов и технологии "утраченного вкуса" потребовал работы не только в библиотеках, но и в Госфильмофонде.

Открытие музея, трогательного в своей камерности и уютности, и серьезного в своем качестве, было приурочено к общегородскому празднику. В Коломне, на родине писателя Ивана Лажечникова, разумно решили использовать его роман "Ледяной дом" как центральную идею массовых увеселений, а самого его сделать "гением места". В прошлом, 2008 году в центральном сквере городские власти залили аллеи, превратив их в каток, и построили настоящий дворец изо льда, а Николай Полисский, гений практического и эстетического преображения российского ландшафта, возвел вместе со своими умельцами из Никола-Ленивца 15-метровые катальные горы. Несмотря на вандалов, которые прямо накануне праздника горы попортили, все задуманное прошло успешно. Организаторы нынешнего праздника рассказали, что катальные горы Полисского стоят на пустыре, к которому власти боялись подступиться. Теперь же они превратились в новую достопримечательность: с них открывается чудный вид на Коломну. Так культурный проект обернулся регенерацией городского пространства.

В 2009 году вместо настоящего ледяного дворца в сквере имени Зайцева архитектор Антон Кочуркин возвел голографический "дом". Цифровые технологии были уравновешены очаровательным парковым фейерверком, какие устраивались в XIX веке. Разумное маневрирование между стариной и современностью в масштабах города оказывается отличительной чертой коломенских культурных проектов.

< Назад в рубрику