Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Бизнес-драма 74-летний немецкий миллиардер бросился под поезд

В Германии 6 января покончил собой 74-летний немецкий миллиардер Адольф Меркле. Поздно вечером он вышел из своего дома в небольшом швабском городке Блаубойрен (Blaubeuren) и лег на рельсы проходящей неподалеку одноколейки. Тело Меркле, которого переехал поезд, обнаружил смотритель путей около восьми вечера. Миллиардер оставил семье прощальное письмо, в котором попросил его извинить. Причин своего поступка он не открыл, однако очевидно, что на самоубийство его толкнула тяжелая ситуация, в которой оказалась его индустриальная империя. У Меркле не осталось сил, чтобы бороться за ее спасение, он сломался.

Самоубийство Адольфа Меркле стало настоящим шоком не только для жителей Блаубойрена, где он был уважаем и любим, но и для всей страны. И не только из-за размеров его богатства, которое, по данным журнала Forbes, оценивалось в 7,3 миллиарда долларов. Меркле входил в сотню богатейших людей планеты, был пятым в списке самых богатых немцев, однако, что более важно, он воплощением образа традиционного немецкого предпринимателя, каким он сложился еще в XIX веке, буквально олицетворяя аскетические протестантские добродетели, описанные еще Максом Вебером в работе "Протестантская этика и дух капитализма".

Меркле начинал с малого, а в результате достиг высот, на которые не каждому удается забраться. Юрист по образованию, в 1967 году он унаследовал семейную фирму "Drogen und Chemikalien en gros" ("Оптовая торговля лекарствами и химией"), основанную еще его дедом в 1881 году. В фирме работали около 80 человек, а годовой оборот составлял по тем временам четыре миллиона марок. Меркле превратил ее в настоящую империю с годовым оборотом в 30 миллиардов евро, в которой работают 100 тысяч человек. Краеугольным камнем империи Меркле стала основанная им в 1973 году в Блаубойрене фармацевтическая компания Ratiopharm, занимающаяся производством дженериков.

Кроме того, в группу компаний семьи Меркле вошли первая по величине в Германии и вторая в Европе сеть аптек Phoenix Pharmahandel AG, а также крупнейший в ФРГ, а, по некоторым данным и в ЕС, производитель цемента - компания HeidelbergCement, основанная еще в 1873 году. В 1999 году семья Меркле купила долю в компании-производителе крупнотоннажных грузовых автомобилей Kaessbohrer, а затем увеличила свою долю в нем до 89 процентов. В 1989 году Адольф Меркле приобрел крупный пакет акций копании Zollern GmbH & Co. KG, основанной представителями бывшей королевской династии Гогенцоллернов. Группа занята производством двигателей и силовых установок, литейной техники и машиностроением.

Наконец, в 1997 году Адольф Меркле приобрел немецкую группу компаний VEM, производящую электродвигатели и генераторы. Для управления всей индустриальной империей семьи Меркле был создан инвестиционный холдинг VEM Vermoegensverwaltung. При этом сам Меркле, настоящий индустриальный барон, никогда не кичился своим богатством, не бросал денег на ветер и вел скромный образ жизни. Отмечается, что на работу в бюро Ratiopharm в Блаубойрене, он часто ездил на велосипеде, в дождь пересаживаясь на VW Golf. Для проезда на поезде всегда брал билет второго класса. Активно занимался благотворительностью: выделил несколько миллионов в помощь одному из музеев, оборудовал новое помещение для спортивного объединения TSG Soeflingen, учредил ежегодную премию в 20 тысяч евро для студентов.

Здание компании Ratiopharm в Блаубойрене. Фото (c)AFP

Здание компании Ratiopharm в Блаубойрене. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Его излюбленным отдыхом были пешие прогулки по лесу и горам, а зимой - горные лыжи. К слову, семье Меркле принадлежала небольшая горная железная дорога на австрийском горнолыжном курорте Кляйнвальзерталь (Kleinwalsertal). По другим данным, в собственности семьи находится весь курорт. Меркле был известен тем, что порой лично выступал в роли кондуктора, компостируя пассажирам билеты. Сам он говорил, что более комфортно чувствует себя в окружении обыкновенных людей, а не шишек. Был религиозен: детям одной из жительниц Блаубойрена, которой семья миллионера помогла деньгами, Адольф Меркле подарил детскую Библию. Миллиардер был отмечен Федеральным крестом за заслуги первого класса. За ним закрепилось прозвище "Крестный из Блаубойрена".

Возникает вопрос, что же толкнуло 74-летнего старика выйти из дома и лечь на рельсы перед приближающимся поездом. Ответ можно найти, обратившись к той стороне жизни миллиардера, которая была скрыта за внешним вполне "благопристойным" фасадом. Адольф Меркле был не просто владельцем индустриальной империи, он также был известен умением уходить от налогов, уводить прибыль в оффшоры, а в последнее время активно играл на бирже. Он предпочитал быстрые операции и сам назвал себя дэй-трейдером (daytrader). Тем не менее именно рискованная игра на бирже поставила всю империю Меркле на грань краха.

Миллиардер, как и многие другие немецкие биржевые спекулянты, "погорел" на акциях Volkswagen. Меркле играл на понижение. Он взял в долг для продажи пакет акций Volkswagen и тут же продал их, в надежде, что они продолжат падение, и ко дню, когда их нужно будет возвращать, он вновь купит их уже по меньшей цене, а разницу положит себе в карман. Однако случилось неожиданное: в октябре 2008 года Porsche объявила, что владеет правом на приобретение большого количества акций Volkswagen. Ценные бумаги немецкого автопроизводителя сразу же резко подскочили. Кроме того, Адольф Меркле рассчитывал на рост индекса DAX, что также оказалось ошибочным. Только на акциях Volkswagen Меркле потерял, по одним данным, 200 миллионов евро.

Дальше пошла так называемая реакция домино. Адольфу Меркле стало сложно выплачивать обязательства по кредитам, которые он ранее получил от 30 банков, на развитие собственных предприятий. Вся империя неожиданно оказалась на грани банкротства, ее задолженность составила, по одним оценкам, до одного миллиарда евро, по другим - 16 миллиардов. Меркле начал долгие и сложные переговоры с банками-кредиторами. По данным Frankfurter Allgemeiner Zeitung, он пригрозил, что объявит о банкротстве, тем самым банки вообще лишатся своих вложений. Наконец, компромисс был найден: Меркле предоставили отсрочку. Кроме того, банки согласились рассмотреть вопрос о предоставлении дополнительного краткосрочного кредита в размере 400 миллионов евро для спасения группы компаний Меркле. Но при этом при одном условии: сам Меркле должен был быть отстранен от управления.

Более того, стало ясно, что даже краткосрочный кредит не спасет империю Адольфа Меркле и часть входящих в нее предприятий будет необходимо продать. Главным претендентом на продажу оказалась главная "семейная" компания Меркле Ratiopharm, а также HeidelbergCement. Таким образом, Адольф Меркле оказался в абсолютно безвыходной ситуации: чтобы спасти свои предприятия он был вынужден отказаться от управления и согласиться на продажу компании, создание которой считал делом всей своей жизни. Крайне неутешительный итог.

Разумеется, у самого Меркле осталось достаточно средств, чтобы продолжить безбедное существование, однако для немецкого бизнесмена "старой школы", для которого главным все же были не деньги, а семейное дело, это было равносильно краху - профессиональному и личному. Примечательно, что в день своей гибели Адольф Мекркле подписал все документы, касающиеся предложенной банками схемы санирования его предприятий. Однако с росчерком пера его собственная жизнь потеряла смысл, и он лег под поезд.

Алексей Демьянов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше