Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Это вам не игрушки Список наиболее примечательных событий в игровой индустрии в 2008 году

Завершившийся год оказался богатым на различные игровые события. По крайней мере, нельзя жаловаться на то, что было скучно. В 2008 году вышло немало отличных игр, прошло несколько крупных выставок, а также стало известно о целом ряде возможных слияний. Ну и поскандалили немножко, куда же без этого.

По количеству хороших игр, поступивших в продажу за последние 12 месяцев, нынешний год вряд ли уступит предыдущему. Тем более, что выхода некоторых проектов геймеры терпеливо ждали в течение нескольких лет. Также нельзя не отметить, что в 2008 году пало сразу несколько важных рекордов, затронувших не только конкретно игровую, но и развлекательную индустрию в целом. С них и начнем.

Заиграться

В первой половине года в продажу поступило немало интересных игр (можно вспомнить Devil May Cry 4, God of War: Chains of Olympus или вторую часть Condemned), однако все это стало неважно, когда в конце апреля компания Rockstar Games выпустила Grand Theft Auto IV. В первые же сутки криминальный экшн про иммигранта Нико Беллика собрал 310 миллионов долларов - абсолютный рекорд среди всех развлекательных продуктов. Нет ничего удивительного, что игра смогла попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Не прошло и четырех месяцев, как продажи GTA IV добрались до отметки в 10 миллионов копий. В начале декабря состоялся релиз PC-версии проекта, который также привлек внимание немалого количества геймеров.

Забавно, но одним из главных конкурентов грозной Grand Theft Auto IV в борьбе за титул самого успешного проекта 2008 года является вполне безобидный фитнес-тренажер Wii Fit. Проект, поступивший в продажу весной, до сих пор пользуется огромным спросом среди неискушенных геймеров. Точное количество проданных копий Wii Fit неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что счет уже давно идет на миллионы.

Скриншот GTA IV

Скриншот GTA IV

Lenta.ru

В июне случилось то, чего многие владельцы PlayStation 3 ждали с особым нетерпением - в продажу поступила игра Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Проект не установил каких-либо значимых рекордов по продажам, однако суть не в этом. Важно то, что создатель игры Хидео Кодзима (Hideo Kojima) завершил сериал с многолетней историей, максимально подробно ответив на все интересовавшие фанатов вопросы.

Впрочем, тот факт, что главный герой Солид Снейк ушел на заслуженный покой, нисколько не смущает разработчиков. Они уже заявили, что продолжение наверняка последует, правда, посвящена новая игра будет уже совсем другим героям. В декабре в сети появился рекламный сайт, намекающий на то, что следующая часть уже находится в разработке, однако никаких подробностей хитрые сотрудники студии Kojima Productions пока не раскрыли.

Кстати, о долгоиграющих сериалах. В 2008 году вышло сразу два эпохальных проекта, причем некоторые геймеры уже и не надеялись увидеть их на прилавках магазинов. В августе в продажу поступила ролевая игра про кибернетических богов Too Human, а в октябре появилась ролевая игра про мрачное постапокалиптическое будущее Fallout 3. Эти проекты фанаты ждали далеко не первый год, причем оба они вызывают противоречивые чувства. Однако они вышли, и это уже достижение.

Если отбросить в сторону то, что Too Human пережила за время разработки два поколения консолей, а ее создатели успели поскандалить как с геймерами, так и с коллегами из других студий, то можно сказать, что игра оказалась довольно неплохой.

Скриншот Fallout 3

Скриншот Fallout 3

Lenta.ru

Ее главный недостаток - чрезмерная насыщенность различными геймплейными элементами. Часть из них попросту не уживается в рамках одного проекта, поэтому иногда Too Human выглядит довольно сумбурно. К тому же разработчики из студии Silicon Knights - явно не сторонники перфекционизма, поэтому в игре можно найти кучу технических недоработок. Начиная от неказистого дизайна уровней и заканчивая плохо анимированными персонажами. Тем не менее, в Too Human можно играть и даже получать от этого определенное удовольствие.

C Fallout 3 несколько иная ситуация. В первую очередь нужно сказать, что Bethesda Softworks создала качественный проект. К сожалению, он мало похож на предыдущие части Fallout и сильно похож на The Elder Scrolls IV: Oblivion от тех же разработчиков. Проблема в том, что аудитории у этих проектов "немного" разнятся. Так что лучше подходить к Fallout 3 как к принципиально новому продукту, а не как к продолжению известной серии. Тогда и удовольствие от игры можно получить немалое.

Если же хочется чего-то действительно необычного, то стоит попробовать игру Spore от студии Maxis. Незаслуженно пострадавший от пиратства симулятор эволюции буквально переворачивает представление об играх. Spore довольно проста и подойдет даже неподготовленным геймерам. При этом она настолько увлекательна, что даже опытные игроки могут провести за ней не один десяток часов и не пожалеть о потраченном времени. Что и говорить, Уилл Райт (Will Wright), отвечавший за разработку Spore, знает толк в хороших играх.

Однако вовсе не Spore мы хотим присудить титул самой главной игры этой осени. Это звание по праву принадлежит шутеру Gears of War 2 для Xbox 360. На первый взгляд, Клифф Блезински (Cliff Bleszinski) и его команда не сделали каких-то серьезных изменений по сравнению с первой частью. Кое-что подправили, кое-что добавили, кое-что убрали. Однако все это вылилось в новый проект, который играется и воспринимается совершенно иначе, чем предыдущий эпизод.

Скриншот Spore

Скриншот Spore

Lenta.ru

Клиффи пытается показать иную сторону конфликта; демонстрирует, как война с жестокими локастами губит жизни людей. Кому-то все эти разглагольствования покажутся излишними. Что же, для таких геймеров Gears of War 2 может предложить свыше десятка часов безостановочного яростного экшна, от которого порой хочется скрипеть зубами. В хорошем смысле.

Рассказ о наиболее важных проектах был бы неполным, если бы мы не вспомнили многопользовательскую онлайновую ролевую игру World of Warcraft: Wrath of the Lich King, которая поступила в продажу в начале ноября. За сутки новое дополнение купили 2,8 миллиона геймеров. Это позволило Wrath of the Lich King стать самым быстро продаваемым проектом для PC за всю историю. Интересно, что в 2008 году вышло немало других MMORPG, например Age of Conan: Hyborian Adventures или Warhammer Online: Age of Reckoning. Причем они смогли украсть часть аудитории у World of Warcraft. Однако Blizzard Entertainment это ничуть не напугало. В конце концов, большинство пользователей со временем вернулось в WoW, доказав, что она до сих пор является одной из самых важных западных MMORPG.

Затянувшаяся погоня

Производители консолей в завершающемся году не баловали геймеров громкими заявлениями. Оно и понятно - анонсировать новые игровые системы пока рано, а привлечь внимание к нынешним приставкам можно, лишь снижая цену или выпуская новые модели (это если оставить в стороне выпуск интересных игр). Компания Microsoft, в начале года отказавшаяся от поддержки формата HD DVD, признав тем самым победу Blu-ray, поставила себе цель превратить Xbox 360 в самую доступную консоль текущего поколения. К примеру, в марте приставка подешевела в России.

19 ноября Microsoft выпустила обновление New Xbox Experience для Xbox 360, которое полностью изменило пользовательский интерфейс консоли. Владельцы приставки получили возможность создавать трехмерных аватаров, а также устанавливать все игры на жесткий диск. В 2009 году в рамках NXE должен стартовать проект Xbox Live Primetime, который позволит геймерам соревноваться друг с другом в онлайне за реальные призы.

В июле официально анонсировали новую модель Xbox 360 с жестким диском на 60 гигабайт, которая пришла на смену версии с 20-гигабайтным диском. А в сентябре было объявлено о снижении цены сначала в Японии, потом в Северной Америке, а затем и в Европе. Это привело к тому, что некоторые модели Xbox 360 стали доступнее, чем самая дешевая на тот момент игровая консоль Wii. Но главный итог всей этой кампании состоит в том, что к концу ноября Microsoft смогла продать более 25 миллионов приставок во всем мире. Напомним, что продажи первой Xbox остановились именно на этой отметке, поэтому уже сейчас можно сказать, что консоль Xbox 360 стала успешней своей предшественницы.

Компания Sony подобными результатами похвастаться не может - довольно дорогая PlayStation 3 по-прежнему занимает последнее место в гонке консолей текущего поколения. При этом не совсем понятно, за счет чего она сможет обойти своих конкурентов. В 2008 году руководство Sony неоднократно опровергало слухи о том, что цена на PS3 может быть снижена. А если учесть, что большая часть некогда эксклюзивных проектов выйдет в том числе и на Xbox 360, то можно предположить, что геймеры предпочтут более дешевую приставку, пусть и не умеющую воспроизводить диски формата Blu-ray.

При этом Sony никак не может определиться, какая же модель PlayStation 3 будет пользоваться наибольшим спросом. В июне была анонсирована новая версия консоли, обладающая жестким диском на 80 гигабайт, а уже в августе разработчики представили 160-гигабайтную модель. Вот только на интерес со стороны потенциальных покупателей это практически никак не повлияло. К середине ноября в мире было продано около 17 миллионов PS3, что является довольно скромным результатом по нынешним меркам.

11 декабря Sony начала открытое бета-тестирование сетевого сервиса Home для PlayStation 3. Он позволяет геймеру создать собственного персонажа и поселить его в виртуальном доме. Геймер также может общаться с другими пользователями, смотреть новые видеоролики и посещать тематические локации, посвященные конкретным играм.

Nintendo остается, по сути, единственной компанией, которая не меняла (и не собирается менять) свою стратегию. При этом ее игровая система Wii все равно пользуется огромной и необъяснимой популярностью среди геймеров. Очевидно, что руководство Nintendo даже не помышляет о снижении цены или выпуске новых моделей консоли - это попросту ни к чему. Сейчас во всем мире продано около 40 миллионов Wii или даже больше - точных данных пока нет. И если учесть недавние успехи приставки, то есть подозрение, что это далеко не предел.

На рынке портативных консолей в первой половине 2008 года также наблюдалось некоторое затишье. Ситуация начала улучшаться в августе, когда компания Sony анонсировала новую модель PSP. Вышедшая в октябре PSP-3000 обладает встроенным микрофоном и усовершенствованным LCD-экраном (который, если верить отзывам, не так уж хорош).

В Японии портативная консоль неплохо продавалась, но ровно до тех пор, пока в продажу не поступила новая модель DS от компании Nintendo. Обновленную игровую систему, получившую название DSi, анонсировали в начале октября. Консоль обладает встроенной камерой, увеличенными экранами, поддерживает карты памяти формата SD и может воспроизводить музыкальные файлы. Вот только слот для GBA-картриджей пропал.

За месяц японские геймеры купили более полумиллиона обновленных DS. Сможет ли игровая система привлечь внимание геймеров из других стран - узнаем только в 2009 году. Стоит также упомянуть, что к концу сентября общие продажи DS достигли впечатляющей отметки в 84,33 миллиона консолей. Компания Sony к концу августа продала приблизительно 41 миллион PSP.

Настоящее шоу

С игровыми выставками в 2008 году творилось что-то неладное. Организаторы некогда грандиозного игрового шоу E3 так и не смогли определиться, какой формат лучше подходит для подобного мероприятия. Уже второй год они экспериментируют с выставкой, и неудивительно, что количество недовольных неуклонно растет. Если раньше робкие выпады в сторону E3 позволяли себе лишь отдельные разработчики, то в 2008 году уже подавляющее большинство участников не скрывало своего негативного отношения к этому мероприятию. Не лучшим образом на статусе выставки сказалось и то, что некоторые издательства (например, Activision и Vivendi Games) проигнорировали ее.

Самой громкой сделкой в игровой индустрии в 2008 году можно назвать слияние Activision и Vivendi Games, в результате которого на свет появилось крупнейшее независимое издательство Activision Blizzard. Вторым по значимости могло стать поглощение компании Take-Two Interactive издательством Electronic Arts, однако переговоры, растянувшиеся более чем на полгода, так ни к чему и не привели. К числу неудачников можно отнести и компанию Square Enix, которая не смогла договориться о слиянии с Tecmo.

Результат был предсказуем. В конце октября организаторы E3 из Entertainment Software Association объявили, что в 2009 году выставка вновь превратится из небольшого междусобойчика для избранных журналистов в большое игровое шоу с большими стендами и расширенным списком участников. Это замечательно, только вот непонятно, зачем нужно было сначала, по сути, убивать неплохое мероприятие, чтобы через два года вернуться к этому же формату. Кстати, новость про обновленную E3 лишила геймеров другой выставки - E for All Expo. Руководство компании IDG World Expo сообщило, что в следующем году она проводиться не будет, а также пригласило всех геймеров на E3. Назвать это потерей язык не поворачивается - мероприятие не могло похвастаться большим количеством посетителей, хотя и позиционировалось как замена E3. При этом многие издатели его просто игнорировали.

Неприятные метаморфозы могут в следующем году произойти и с крупнейшей европейской выставкой Games Convention. Из года в год мероприятие становится только лучше, и это, что самое забавное, его и губит. Немецкая ассоциация с непроизносимым названием Bundesverband Interaktive Unterhaltungssoftware предложила перенести эту выставку из Лейпцига в Кельн, так как она уже переросла залы Leipziger Messe. Но руководство выставочного комплекса, владеющее правами на название Games Convention, это идею отвергло. Представителям BIU пришлось создать собственную выставку Gamescom, которая пройдет в Кельне с 19 по 23 августа. В эти же дни состоится и лейпцигская Games Convention. Куда предпочтут поехать издатели и разработчики - большой вопрос. Однако ясно, что европейская игровая индустрия вряд ли что-то выиграет от появления нового мероприятия.

Тишь да гладь только в двух странах - в Японии и России. Хотя Tokyo Game Show 2008 обошлась без громких анонсов, а московский "ИгроМир" страдал от уже традиционных недостатков (например, невыносимый шум в павильоне), эти выставки по-прежнему привлекают внимание геймеров. И что самое главное, в ближайшее время менять формат этих мероприятий никто не собирается - это попросту излишне. Пожелаем лишь отечественным компаниям в следующем году немного ответственней подходить к собственным презентациям. Если выступление товарищей из Microsoft приближалось к западным стандартам, то во время пресс-конференции российских представителей Sony было непонятно - плакать или смеяться. Ну несолидно как-то создавать презентации с чудовищными опечатками и не запускающимися видеороликами.

Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/sony/video1', 640, 360, 'player1');<br />

Обо всем на свете

Так получилось, что действительно важных анонсов в 2008 году было не так много. Вернее, многие из них прошли как-то незаметно на фоне остальных новостей. Из наиболее любопытных игр, о существовании которых стало известно в последние 12 месяцев, стоит выделить BioShock 2, первый трейлер которой уже появился в сети, а также Halo 3: Recon, которая, по сути, даже не полноценная игра, а всего лишь небольшое дополнение к третьей части популярного шутера Halo. Также не стоит забывать про третью часть экшна God of War для PlayStation 3, очередной, уже четвертый эпизод сериала Doom, Star Ocean 4 для Xbox 360, да Grand Theft Auto: Chinatown Wars, которая выйдет на портативной консоли DS.

Одним из наиболее важных событий в российской игровой индустрии в 2008 году стала покупка компании "Бука" издательством "1С". Сумму сделки стороны предпочли не разглашать. В "Буке" отмечают, что компания получила предложения от нескольких крупных издательств, но предпочла заключить соглашение именно с "1С".

Помимо этого наметилась любопытная тенденция - многие игры, которые раньше позиционировались как эксклюзивы для PlayStation 3, начинают постепенно перебираться и на Xbox 360. Достаточно вспомнить, что на выставке Tokyo Game Show 2008 объявили о том, что Tekken 6 выйдет на консоли от Microsoft, а прошедшая в июле E3 Media & Business Summit запомнилась многим благодаря анонсу Final Fantasy XIII для этой же платформы. Конечно, в запасе у Sony еще остается несколько эксклюзивных проектов от сторонних разработчиков (например, Final Fantasy Versus XIII), однако очевидно, что в 2009 году компании придется больше полагаться на силы собственных студий. Если, конечно, никто вдруг не изъявит желание поддержать мощную, но почему-то такую непривлекательную для разработчиков PlayStation 3.

В категорию "скандалы, интриги, расследования" попали сразу два события. В первую очередь это закрытие Flagship Studios, которая успела подарить геймерам лишь одну не слишком удачную игру - смесь шутера и RPG под названием Hellgate: London. Руководство компании в течение нескольких месяцев опровергало слухи о том, что дела студии идут далеко не лучшим образом. Однако в августе один из руководителей компании Макс Шефер (Max Schaefer) признался, что Flagship практически закрылась. Стоит отметить, что студия была основана выходцами из Blizzard Entertainment, которые принимали участие в работе над такими сериалами, как Warcraft, StarCraft и Diablo. Видимо, создавать игры у них получается несколько лучше, чем управляться с собственной компанией.

В марте 2008 году в возрасте 69 лет скончался Гэри Гайгекс (Gary Gygax), один из людей, создавших ролевую систему Dungeons & Dragons (или просто D&D). Она легла в основу множества настольных игр, а также использовалась в различных RPG для персональных компьютеров. Помимо этого Гайгекс написал целый ряд фэнтезийных романов.

Помимо этого стоит вспомнить скандальное увольнение Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki) из компании Tecmo. Разработчик, возглавлявший студию Team Ninja, а также занимавший ранее один из руководящих постов в издательстве, обиделся, что ему не выплатили обещанные бонусы за создание файтинга Dead or Alive 4. Судебные иски от Итагаки получила не только Tecmo, но и лично президент компании Есими Ясуда (Yoshimi Yasuda), якобы оскорбивший известного геймдизайнера. Возможно, именно это стало одной из причин, по которой Ясуда в скором времени подал в отставку. Тем не менее, история с Томонобу Итагаки еще далека от завершения. Надеемся, эта колоритная личность заявит о себе и в 2009 году.

Завершившийся год удался, это факт. Надеемся, что разработчики и издатели не остановятся на достигнутом. Геймерам же хочется пожелать побольше свободного времени. А то его катастрофически не хватает на прохождение всех достойных проектов.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше