Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Дело рук анонимного матроса Виновником аварии на АПЛ "Нерпа" сочли одного из членов экипажа

Матрос подлодки "Нерпа", имя которого не называется, признался, что это он во время ходовых испытаний 8 ноября включил на АПЛ автоматическую систему пожаротушения ЛОХ, в результате чего погибли 20 человек. Неназванный коллега неназванного матроса поспешил выразить опасения относительно того, что эти показания были даны под давлением. Между тем один из ведущих сотрудников проектировавшего подлодку КБ, также пожелавший сохранить анонимность, заявил журналистам, что без участия человека система ЛОХ в любом случае включиться не могла.

Корреспондент "Российской Газеты", беседовавший с представителем спроектировавшего "Нерпу" санкт-петербургского конструкторского бюро "Малахит", смог связаться также с компетентным независимым экспертом - бывшим заместителем генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрием Романовым. Романов подтвердил, что система пожаротушения может быть приведена в действие только человеком и только по команде. Легенда о возможности запуска ЛОХ без участия человека распространилась из-за того, что систему можно включить дистанционно, с центрального поста.

Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) была изобретена в СССР более 30 лет назад после пожара на подводной лодке К-19. Принцип действия системы - вытеснение необходимого для горения (и для дыхания) кислорода фреоном (этот газ применяется также в качестве хладагента в холодильниках и в качестве летучей среды для аэрозолей).

При этом сохраняется также возможность включения системы непосредственно из отсека - но в этом случае используемый для тушения огня ядовитый газ фреон можно подать только на свой отсек и на два соседних. Причем без приказа газ разрешено направлять исключительно в свой отсек и лишь если во время пожара потеряна связь с командованием.

По информации газеты "Коммерсант", авария так или иначе затронула как раз три отсека. Правда, по непонятной причине порции фреона, предназначенные для двух отсеков, достались одному. А третья порция не попала в это помещение лишь по случайности: не порвалась мембрана. "У нас получилось так, что сработала система второго отсека, а потом запустилась и в первом. Всего в жилой отсек пошло 120 килограммов фреона. В отсеке было порядка 300 с лишним ПДК", - рассказывает пострадавший во время аварии слесарь-монтажник Виктор Рифк. В этой ошибке Рифк обвинил бортовой компьютер. "Знаю, что к главному корабельному компьютеру, который управляет лодкой, еще летом были вопросы", - утверждает слесарь.

Буксировка АПЛ "Нерпа" в порт после аварии. Кадр телеканала НТВ

Буксировка АПЛ "Нерпа" в порт после аварии. Кадр телеканала НТВ

Lenta.ru

Но является ли компьютерной ошибкой сам факт запуска системы? На данный момент в Следственном комитете при прокуратуре РФ считают, что нет. В минувший вторник эксперты выяснили, что система ЛОХ на "Нерпе" была исправна. А в четверг, спустя пять дней после аварии, СМИ распространили следующее заявление официального представителя СКП РФ Владимира Маркина: "Подозреваемый - это один из матросов экипажа, который без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки". В дополнение к ранее заведенному уголовному делу по статье "нарушение правил кораблевождения" было немедленно возбуждено еще одно, уже направленное против конкретного человека. Матроса обвиняют по статье "причинение смерти по неосторожности". Как говорилось выше, он уже дал признательные показания.

Если так, то многое становится понятным. В частности - почему люди не успели надеть дыхательные аппараты до того, как обладающий наркотическим действием газ сначала лишил их возможности действовать, а потом убил. Ранее предполагалось, что дело только в неопытности погибших и пострадавших, подавляющее большинство которых являются гражданскими лицами - сотрудниками оборонных предприятий, принимавших участие в испытаниях новой подлодки. Теперь же можно предположить, что причиной нерасторопности жертв аварии было еще и отсутствие предварительного голосового предупреждения, которое, как выяснилось, обычно подается включающим систему человеком. "Дается команда: "Включиться в дыхательные аппараты!", и только потом запускается система тушения. А тут уже фреон льется и одновременно аварийная тревога", - делится опытом техник группы управления "Нерпы" Денис Кошеваров.

В 1976 году при пожаре на АПЛ К-77 фреон из системы ЛОХ был ошибочно подан оператором не в тот отсек. В результате два человека погибли и примерно восемь пострадали.

Однако неназванный сослуживец подозреваемого матроса, отрекомендовавший себя также как близкого друга семьи подозреваемого, заявил журналистам, что его товарищ является опытным подводником и не мог без причин включить систему ЛОХ ни случайно, не специально. Признаниям матроса он не верит. Подводник заметил, что предполагаемого виновника аварии увезли на допрос еще 12 ноября, и с тех пор он не возвращался.

Не понравилась оперативность следователей и правозащитникам. "А как же роль должностных лиц, которые должны были обеспечить исполнение всех требований эксплуатации военного судна?", - спрашивает член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена.

Схема аварии на АПЛ "Нерпа". Графика "Первого канала"

Схема аварии на АПЛ "Нерпа". Графика "Первого канала"

Lenta.ru

Однако в интернете еще 10 ноября появились рассуждения человека, который якобы имеет связь с участниками событий и с создателями системы управления ЛОХ, представителями НПО "Аврора". Автор рассуждений приходит к почти однозначному выводу: диверсия! Дело в том, что фреон, по утверждению блогера, может быть подан в отсек только тремя способами: с центрального пульта управления АПЛ, с пульта управления, расположенного в отсеке, или же путем поворота вентиля непосредственно на баллоне с газом. Несанкционированно запустить систему с центрального пункта управления помешал бы оператор. Практически исключена и вероятность того, что три человека в трех разных отсеках одновременно повернули вентили на баллонах так, чтобы газ из трех отсеков пошел в один. Значит, система пожаротушения скорее всего была приведена в действие с помощью пульта, расположенного в пострадавшем отсеке. "Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии", - заключает автор.

Интересно, что опрошенный "Комсомольской Правдой" эксперт - капитан запаса, бывший заместитель командира АПЛ Андрей Никитин - ни на какие ошибки в этом рассуждении не указал. Впрочем, говорить об окончательном объяснении причин аварии пока действительно рано. "Если на лодке не было пожара, следовательно, и аппаратура, и компьютерная программа целы. А это дает следователям-спецам очень большие шансы разобраться, действительно ли у системы пожаротушения "крыша поехала" из-за ничего или же ЧП стало "рукотворным фактором", - заявил Никитин.

Ранее сообщалось, что все экспертизы, связанные с аварией на "Нерпе", будут завершены 17 ноября.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше