Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"Подвал" столицы Об освоении подземного пространства Москвы говорили на пресс-конференции, прошедшей 2 октября 2008 года

Проходчик пятого разряда, а ныне первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Константин Королевский раскрыл секреты своего "подземного" прошлого, рассказал о подземном будущем Москвы и пообещал успокоить всех столичных диггеров.

Подземная Москва остро нуждается в собственном законе

Как известно, резервы экстенсивного развития в Москве практически исчерпаны. А значит ей ничего другого не остается, как расти ввысь и вглубь. Именно об этом "вглубь" и рассказал первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Константин Королевский на пресс-конференции, прошедшей 2 октября 2008 года в РИА Новости.
К сожалению о новых проектах собравшиеся не услышали. Зато Королевский детально разъяснил суть текущего момента и обрисовал ближайшую перспективу. А суть на сегодня заключается в том, что для успешного освоения подземного пространства Москве необходим свой закон о недропользовании. Мэр Москвы Юрий Лужков особо подчеркнул, что без такого закона невозможно создать понятные правила игры для инвесторов.
Город выделил на Программу 544,7 миллиона рублей (половина пойдет на разработку нормативной базы, половина на градостроительную документацию для конкретных проектов). Все остальное будет финансироваться за счет инвесторов. Намеченные мероприятия охватывают трехлетний период с 2009 по 2011 годы. К концу будущего года планируется подготовить документацию по 20-ти проектам, а строительство начнется в 2010 году.

Законодательство станет трехмерным!

Зачем же Москве собственный закон, ведь существует федеральный закон о недрах! Город, разумеется, не собирается на своей территории добывать нефть или уголь. Но вот при строительстве подземного сооружения, которое технологически изолированно от наземных построек, возникает правовая коллизия, поскольку закон не предусматривает раздельный режим собственности на земельный участок и подземное пространство.
Ситуация осложняется еще и тем, что подземный объект едва ли окажется точно в границах одного земельного участка, поэтому правовой режим для него должен быть четко определен на уровне закона. Это одинаково важно и для города, и для инвестора.
Город, имея понятный правовой механизм, сможет выставлять на конкурсы не наземные участки, а лицензию на освоении подземного пространства, имеющего четкие трехмерные координаты. А по окончании строительства можно будет взимать не только налог на имущество, но и арендную плату, как за обычный земельный участок. Для инвестора такой режим "подземнопользования" означает предсказуемость инвестиций и гарантию прав собственности на само подземное сооружение.
Королевский подчеркнул, что финансовое бремя будет различным для тех, кто строит подземные объекты в центре города и на окраине. Кроме того, нагрузка на инвестора будет уменьшаться по мере "углубления" проекта - чем ниже, тем дешевле. Не исключено, что в некоторых случаях аренда за пользование подземным пространством может и вовсе не взиматься, если объекты имеют особое социальное или инфраструктурное значение.
Причем в определении арендных платежей и стартовых условий конкурсов не должно быть место для административного волюнтаризма, поэтому предстоит создать прозрачный механизм на основе кадастровой оценки. Все наземные участки города уже включены в кадастровые планы и оценены. Теперь аналогичную работу предстоит провести и для подземного пространства.
Учитываться будут не только благие пожелания чиновников, но и геологическая подоснова. Естественно, что в проблемный грунт закапываться сложнее и дороже. Принципы кадастровой оценки московского "подземелья" будут разработаны до конца года Стройкомплексом города совместно с Департаментом природопользования.

Под землей не бывает непогоды

Всего в адресный перечень Программы освоения подземного пространства включены 37 зон. В дополнение к этому, Департамент потребительского рынка "подсуетился" и предложил включить еще и 95 подземных переходов нового поколения, в которых будут размещаться предприятия торговли и сервиса.
Вообще, по мнению Королевского, освоение подземного пространства поможет успешно выполнять целый ряд других городских программ - строительство гаражей, размещение объектов социальной инфраструктуры, программу поддержки малого бизнеса и т.д. Те же овощехранилища гораздо выгоднее размещать под землей, поскольку там и зимой, и летом температурный режим, требующий минимального вмешательства, а значит и минимальных затрат энергии.
Подземная парковка. Фото с сайта strol.ru
Кстати, как выяснилось, Константин Королевский знаком с подземной тематикой не понаслышке: будучи по образованию горным инженером, он даже успел проработать полтора года в шахте и получить звание проходчика пятого разряда.
По его мнению, энергосбережение - важная, но далеко не единственная причина для размещения многих объектов ниже нулевой отметки. Например, во многих районах центральной части города реконструкция и реновация уже в значительной мере завершены, поэтому в ближайшие десятилетия ничего там построить уже не получится. Однако, дефицит инфраструктурных объектов на таких территориях бывает очень острым, а значит альтернативы подземному строительству там просто нет.
Непростая ситуация не только в исторической части города. Если в районах, где идет комплексная реконструкция, около 30 процентов площадей проектируются в подземном исполнении (только в Большом Сити предполагается построить около четырех миллионов квадратных метров подземных помещений), то вот в районах, которые застраивались в 1980-90 годах, снести почти ничего нельзя - там нет не только пятиэтажек, но зачастую и девяти- двенадцатиэтажных домов.
Но и там не все потеряно для подземного строительства. "Время меняется, изменились требования по размещению инфраструктурных объектов, - говорит Королевский. - Часто ту же гаражную проблему, например, решить можно только за счет подземных объектов (наземный гараж невозможно втиснуть между домами). Но мы должны посмотреть на это шире, ведь под землей вполне можно размещать и кинотеатры, фитнес-центры, библиотеки, предприятия торговли - многое из того, чего не хватает в данном микрорайоне. Свои предложения на эту тему сейчас готовят рабочие группы во главе с заместителями префектов, которые созданы в каждом округе".

Опыт диггеров - на службу городу

И все же, зачем городским властям понадобилась очередная программа? Ведь подземные объекты строились и раньше, в том числе торговый комплекс под Манежной площадью.
ТЦ "Охотный ряд". Фото "Ленты.Ру"
Отвечая на этот вопрос корреспондента портала Lenta.ru, Королевский согласился, что подземное строительство ведется и сегодня. Например, в декабре будет открыт большой подземный гараж на Хохловской площади (там, кстати, строители нашли фрагмент стены белого города). Но этот объект строится за бюджетные деньги. А для системного освоения подземного пространства, к которому намерены перейти власти города, необходимо создать экономически сбалансированную систему для привлечения инвестиций. Поэтому в 2009 году предстоит свести воедино нормативную базу, законодательное обеспечение, результаты картографирования и систему экономического стимулирования.
Каковы ближайшие планы? Один из самых значимых проектов - строительство трех подземных паркингов под Тверской улицей на участке от Манежной площади до памятника Юрию Долгорукому. Лицензию на строительство предполагается выставить на торги в первом полугодии 2009 года.
Но не сползет ли Москва в результате всех этих наполеоновских планов под землю, как опасаются некоторые диггеры? В Стройкомплексе города уверены, что современные технологии позволяют строить безопасные подземные объекты почти при любых условиях, хотя иногда цена вопроса может быть слишком высокой. Безопасность, безусловно, будет обеспечена, но в каждом отдельном случае необходимо оценивать экономическую целесообразность проекта.
"Что касается отношений с диггерами, то я вам обещаю, что мы в обязательном порядке проведем с ними встречу, - заявил журналистам Константин Королевский. - Нам очень интересно их конструктивное мнение, их предложения. И я постараюсь, чтобы в этой встрече принял участие такой признанный специалист по подземному пространству Москвы, как академик Осипов. Мы продумаем формат этой встречи. Наверное, и для них будет много интересного в части той методологии, которую мы сегодня применяем".
Замечание про "формат встречи" прозвучало особенно интригующе: неужели господин Королевский вспомнит свое тоннелепроходческое прошлое и проведет "круглый стол" с диггерами при свете фонарей-циклопов в одном из заброшенных московских коллекторов? Lenta.ru будет следить за развитием событий.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15