Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

На те же грабли "Оранжевые" попытались склеить коалицию

2 октября, день рождения лидера парламентской фракции БЮТ Ивана Кириленко, "оранжевые" отметили весьма своеобразно. Блок Юлии Тимошенко и "Наша Украина - Народная самооборона" неожиданно восстановили коалицию (пока неофициально) и отменили антипрезидентские законопроекты, принятые силами БЮТ и оппозиционной Партии регионов (ПР) в начала сентября (что, собственно, и стало поводом для развала "оранжевой коалиции").

Правда, о чьей-то победе говорить не приходится: отношения бывших соратников по "оранжевой революции" по-прежнему испорчены (как они будут жить дальше - неясно). Что же касается третьего ключевого участника коалиционных переговоров - Партии регионов - то она в очередной раз показала свою неспособность прийти к власти (хотя могла бы, например, воспользоваться разладом среди "оранжевых" оппонентом и создать с одним из них коалицию на выгодных для себя условиях).

После того как "оранжевая коалиция" развалилась, отношения между ведущими политическими силами развивались в общем закономерно. Неформальные союзники БЮТ и ПР вносили в Раду законопроекты, которые отнимали у президента полномочия, устанавливали для него наказания (например, за необоснованный роспуск Рады), а также создавали благоприятные условия на случай досрочных выборов (к примеру, делали необязательным формирование парламентской коалиции). НУНС отвечал своими законопроектами: например, требовал запретить именные избирательные блоки (под запрет попал бы, разумеется, и Блок Юлии Тимошенко).

БЮТ (в лице правительства) и НУНС (в лице президента) общались посредством мелких и крупных пакостей. Подконтрольные президенту силовые структуры вызвали Тимошенко на допрос (по делу об отравлении Виктора Ющенко). Тимошенко, со своей стороны, не пускала представителей Ющенко на заседания правительства. Один из последних конфликтов произошел 2 октября: президент, вылетевший из Киева во Львов, неожиданно развернул самолет и вернулся в столицу (в его пресс-службе заявили, что лайнер оказался неисправным). А взамен аварийного самолета взял резервный Ил-62 - как раз тот, на котором глава кабинета министров должна была лететь в Москву (на переговоры о поставках газа). В итоге вылет Тимошенко был задержан. Зато президент с комфортом добрался до Львова - чтобы лично открыть там школу и посадить возле нее куст калины.

Чем меньше оставалось от 30-дневного срока, по истечении которого президент мог распустить Раду, тем меньше участники политического процесса стеснялись в выражениях. Соратники президента (в частности, из его секретариата (СП) и партии "Единый центр") ругали Тимошенко на чем свет стоит, приписывая ей всевозможные грехи и преступления. Сама Тимошенко, которая до недавнего времени старалась не вступать в публичные перебранки, тоже не сдержалась. Она фактически назвала президента сумасшедшим и заявила, что он связался с "закарпатскими уркаганами" (в этом можно было усмотреть намек на главу президентского секретариата, уроженца Закарпатской области Виктора Балогу).

Даже сдержанный Владимир Литвин, лидер блока имени себя и потенциальный партнер для обновленной "оранжевой коалиции", заявил, что на Украине "правит бал политическая шпана, для которой люди - всего лишь материал". Депутат отметил, что никаких ультиматумов, связанных с формированием правящего альянса, его блок не примет. СМИ предположили, что слова об "ультиматумах" и "политической шпане" адресованы руководству НУНС, которое незадолго до этого потребовало от потенциальных партнеров по коалиции поддержать отклонение антипрезидентских законопроектов, а также высказать позицию по грузинскому конфликту (президент и его сторонники, напомним, настаивают на резолюции, осуждающей Россию).

Полный назад

Тем временем переговоры о новой коалиции (наиболее активно обсуждался вариант "БЮТ плюс НУНС плюс Блок Литвина") шли без видимых результатов. НУНС требовал отказа от законопроектов, ограничивающих президентские полномочия, и поддержки антироссийской резолюции по грузинскому конфликту. БЮТ отвечал, что ультиматумов не примет. Литвин, в очередной раз продемонстрироваший свою осторожность, предлагал "оранжевым" договориться между собой, а потом уже обсуждать "коалицию трех".

Между тем 1 октября Юлия Тимошенко вдруг заявила, что примет все ультиматумы НУНС, хотя и считает их несправедливыми. "Мы сделаем это, чтобы сохранить демократическую коалицию, и не допустить хаоса, который несут досрочные выборы", - сказала она. Уже на следующий день ее слова получили подтверждение: БЮТ и НУНС, утверждая в Раде повестку дня, договорились отменить не устраивающие президента законопроекты, то есть поставить их на голосование и провалить.

Таким образом они отклонили законопроекты "О временных следственных комиссиях Рады" (который облегчал процедуру импичмента президента), "О кабинете министров" (который выводил правительство из-под президентского контроля), "О службе безопасности Украины" (который лишал президента права назначать главу этого ведомства) и законопроект о полномочиях Конституционного суда (он запрещал президенту повторно останавливать действие актов правительства, по которым было принято решение КС).

Заодно был провален и проект закона "О государственной службе", представленный в парламент лидером ПР Виктором Януковичем. Документ, в частности, требовал от чиновников знания русского языка наравне с украинским. Законопроект, который в первом чтении приняли бютовцы и "регионалы", вызвал недовольство в окружении президента: там заявили, что Партия регионов пытается "протащить" в законодательство официальный статус русского языка. Отказавшись от него, БЮТ, очевидно, лишний раз продемонстрировал (бывшим) партнерам свою лояльность.

Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Фото <a href=http://www.lenta.ru/info/afp.htm>AFP</a>.

Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Фото AFP.

Lenta.ru

О том, почему Тимошенко и ее соратники вдруг пошли на уступки, было выдвинуто несколько версий. Одна из них связывает поведение БЮТ с угрозой возвращения на Украину бывшего премьер-министра Павла Лазаренко. Последний, напомним, в 1999 году был задержан в США и впоследствии осужден за мошенничество и отмывание денег (приговор отложили, ожидая, пока будут рассмотрены апелляции, Лазаренко тем временем был помещен под домашний арест). И вот недавно украинская прокуратура заявила, что достигла с американцами "предварительной договоренности" о его экстрадиции.

По версии, объясняющей уступчивость лидера БЮТ, президент и подконтрольные ему силовые структуры рассчитывают, вернув беглого премьера, получить от него компромат на нынешнюю главу правительства. Лазаренко, как считалось, покровительствовал Тимошенко, когда она еще занималась газовым бизнесом. Соответственно, ее подозревали в пособничестве его махинациям. В начале 2001 года, напомним, Тимошенко была даже ненадолго арестована в связи с этими обвинениями. Сама она, кстати, заявила, что "доставка на Украину Лазаренко" ее оппонентам все равно не поможет. Лазаренко, в свою очередь, рассказал, что некие "политические лидеры Украины" хотели использовать его в политической борьбе: ситуация показалась бывшему премьеру настолько опасной, что он решил вернуться в американскую тюрьму. До тех пор, пока политическая ситуация на родине не успокоится.

Есть и другие объяснения последних действий БЮТ. По мнению украинского политолога Михаила Погребинского, Тимошенко не собирается всерьез договариваться с НУНС: она выполнила лишь несколько условий, рассчитывая, что со стороны Ющенко будут выдвинуты новые ультиматумы. В итоге досрочные выборы, как рассуждает политолог, все равно состоятся, а Тимошенко продемонстрирует избирателям, что до конца боролась за "демократическую коалицию".

Что дальше

Выступая 2 октября, Ющенко заявил, что готов распустить Раду, если до конца дня в парламенте не появится новая коалиция. При этом законопроекты, ограничивающие его власть, уже были отменены, однако президент заявил, что это только первый шаг, бютовцам, дескать, предстоит еще много сделать, чтобы бывшие партнеры по коалиции согласились вернуться. Тем не менее, президент решил продемонстрировать снисходительность: "Я терпеливый, я дам возможность, чтобы политические силы провели соответствующие консультации", - сказа он.

В свою очередь, лидер фракции НУНС Вячеслав Кириленко дал понять, что переговоры по возобновлению "оранжевой" коалиции займут еще много времени. Он заявил, что процесс будет очень сложным, поскольку бывшим партнерам предстоит уладить все разногласия и заключить такое соглашение, "при котором каждый украинец будет спать спокойно". Напомним, что по Конституции Украины президент не обязан, а только имеет право распустить парламент и назначить выборы, если в установленные сроки в Раде не сформирована правящая коалиция. Так что парламент может вполне легитимно работать и после "дедлайна".

Возможные сроки создания новой коалиции (в формате "БЮТ плюс НУНС плюс Блок Литвина") назвал "Коммерсанту. Украина" депутат НУНС Тарас Стецькив. По его словам, соглашение может быть подписано не раньше следующего вторника (то есть 7 октября). Тем временем консультации, которые проводились вечером 2 октября между депутатами Блока Тимошенко и "Нашей Украины - Народной самообороны", завершились ничем. "Обсуждали детали заявления по Грузии, - рассказал один из участников встречи. - Безрезультатно спорили, оставить или убрать формулировку о том, осуждаем ли мы акт агрессии России".

Кстати, Литвина "оранжевые", похоже, отпугнули окончательно. 2 октября лидер блока имени себя заявил, что БЮТ и НУНС уже приняли решение идти на выборы и теперь всего лишь имитируют переговоры, чтобы как-то реабилитироваться в глазах избирателей. В этих "играх" Блок Литвина, как подчеркнул его лидер, участвовать не будет. На следующий день его соратник, депутат Олег Зарубинский, подтвердил, что коалиция "оранжевых" и Блока Литвина "на сегодняшний день невозможна".

Те же, там же

Будут теперь выборы или нет, появится ли в Раде старая или новая коалиция, по большому счету не так уж важно. Важнее то, что ведущим игрокам (прежде всего, БЮТ, НУНС и Партии регионов) кризис в Раде дал возможность пересмотреть свои подходы к парламентской и вообще к политической деятельности, исправить ошибки и, в конце концов, вернуть свое лицо. Но этой возможностью они не воспользовались.

Отказ БЮТ от антипрезидентских законопроектов в Партии регионов расценили как предательство. "Если лидер политической силы 48 раз в сутки меняет политические взгляды - 24 раза в одну сторону и 24 - в другую, то она не подходит ни для партнеров ни дня народа", - говорится в заявлении ПР. Формально БЮТ с "регионалами" не связывали никакие отношения, так что "предательства" как бы не было. Зато соратники Тимошенко не постеснялись использовать законы даже не как средство, а как разменную монету в политической борьбе: поругались с Ющенко - приняли антипрезидентские законы, помирились - взяли и отменили их. Поругаются снова - могут, наверное, опять принять.

Ющенко и его сторонники, в свою очередь, ведут себя как победители. Президент злорадствует (дескать, "роман БЮТ на стороне" закончился), перечисляет претензии к Тимошенко, по привычке пугает выборами и прозрачно намекает, что бюджет на следующий год, возможно, будет формировать уже "новый премьер". В президентском окружении над Тимошенко открыто издеваются, предлагая "проявить самопожертвование ради демократических идеалов" и отдать премьерское кресло Литвину.

Между тем президент и лояльные ему политики сами вели себя не лучшим образом. Заявление Ющенко о том, что БЮТ и НУНС могли бы "вернуться назад" и нормализовать отношения, можно было бы адресовать и ему самому. А точнее - его секретариату (СП), который своими эскападами рассорил президента со многими союзниками.

Ладно бы политические эксперименты президентского окружения проводились только на "Нашей Украине". Но "экспериментаторам" на этой площадке тесно. И вот уже под лозунгами типа "Все на борьбу с Тимошенко!" или "Все на борьбу с российской агрессией!" пытаются мобилизовать всю фракцию НУНС. Результат получается как раз обратный: к началу сентября глава секретариата настолько разозлил "оранжевых" депутатов, что большинство членов фракции НУНС, как сообщали СМИ, потребовали его отставки. Президент претензии выслушал, покивал, но на этом дело и закончилось.

Недовольство среди депутатов между тем сохранилось. В сентябре фракция "Наша Украина - Народная самооборона" стала разваливаться. Первой ряды сторонников президента фактически покинула депутатская группа "Народная самооборона" ("оборонцы", возглавляемые главой МВД Юрием Луценко, встали на сторону БЮТ). А в конце сентября шесть партий, входящих в блок НУНС, заявили, что руководство фракции сознательно саботирует переговоры с Блоком Юлии Тимошенко. Они пригрозили, что могут решить вопрос о восстановлении коалиции и через голову начальства, собрав необходимое число подписей. Тут уж даже заместитель главы фракции Роман Зварыч признал, что его подопечные "взбунтовались". Свой план мятежникам реализовать пока не удалось, хотя они и собрали 30 подписей. Что, впрочем, не умаляет самого факта: в демарше приняли участие немногим менее половины членов фракции.

Виктор Янукович. Фото <a href=http://www.lenta.ru/info/afp.htm>AFP</a>.

Виктор Янукович. Фото AFP.

Lenta.ru

"Регионалам" в сложившейся ситуации вроде бы полагается радоваться: помириться "оранжевые", скорее всего, не смогут, а скоро, наверное, они совсем потеряют власть - и вот тогда-то Партия регионов возьмет власть в свои руки и наведет, наконец, на Украине порядок. Примерно в таком ключе представители ПР и отреагировали на попытки восстановления "оранжевой коалиции". Замглавы фракции "синих" Анна Герман 1 октября даже провозгласила "конец оранжевой истории". БЮТ и НУНС, по ее словам, все равно перессорятся, в результате Партия регионов окажется наиболее влиятельной и конструктивной парламентской силой, а Янукович обязательно станет президентом.

Вот только все это уже было. "Оранжевую" коалицию "регионалы" хоронили, наверное, с первого дня ее создания. Альянс БЮТ и НУНС действительно оказался слабым, однако оппозиция, которая не сумела в сложившейся ситуации взять власть в свои руки, фактически оказалась еще слабее. "Регионалам" остается оправдываться: "Нужно, чтобы плод вызрел, и тогда он упадет нам в руки сам", - объясняла в начале сентября Анна Герман. Едва ли для партии, обладающей наибольшим представительством в Раде, уместен подобный "пофигизм". Если, конечно, он не прикрывает ее неумение вести политическую борьбу.

В мае лидер "регионалов" в припадке откровенности признался, что "из нас плохие оппозиционеры". Некоторые его коллеги, комментируя попытку воссоединения "оранжевых", выражались еще более резко. Пресс-секретарь Януковича Денис Иванеско, как сообщал "Остров", описал голосование 2 октября словами "Всем хана". Издание писало, что "по слухам, Януковичу во фракции готовят казнь - за провал переговоров с БЮТ". Депутат от ПР Тарас Чорновил сказал много обидных слов в адрес партийного руководства, жалуясь на упущенную возможность по созданию альянса с бютовцами. "Нас так редко собирали, с нами так редко договаривались, что я ничего не знаю, - заявил парламентарий. - Я только слышал от коллег, что Партия регионов обделалась".

Все это имеет значение, поскольку именно эти люди в ближайшее время могут пойти на досрочные выборы, в очередной раз убеждая народ, что именно они спасут Украину. Вместо того, чтобы исправлять собственные ошибки, они увлечены другими вещами. Например, упомянутая Анна Герман увидела секрет успеха в том, чтобы к синему цвету "регионалов" прибавить желтый - как раз под цвет украинского флага. Идея, кстати, вполне привлекательная, партиям стоило бы взять ее на вооружение. Тем более что желтый цвет может символизировать и другие вещи. Например, ситуацию, когда "спасатели Украины", как выразился бы Тарас Чорновил, "обделались". Оранжевый, наверное, для этого тоже подойдет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше