Интернет и СМИ
22:17, 16 сентября 2008

Топ-потоп Самый амбициозный проект Рунета развалился на глазах

График посещаемости портала Top4Top, на котором в декабре 2007 года предполагалось собрать "прорабов духа", всего за полгода приобрел отчетливо различимую форму айсберга. Безуспешно растратив стартовые инвестиции, он потерял трафик, а затем и людей. В сентябре из него ушел главный редактор - Лев Новоженов.

Одни из последних записей в дневнике Новоженова на Top4Top выглядят так: "Почему меня здесь не было? Потому что я был в Черногории. Почему меня здесь не будет? Потому что моя история на портале top4top закончилась. Начинается какая-то другая. Всем спасибо, извините, если что было не так".

Вслед за главным редактором начали прощаться с читателями и другие сотрудники. Алексей Илларионов написал заметку, начинавшуюся словами "грустно наблюдать, как загибается некогда перспективный проект". Павел Борисов опубликовал коллекцию ляпов Top4Top. Автор Ptah-Man озаглавил свое прощальное письмо "Сам дурак!". В нем он сообщил, что Рунет оказался не готов к принципиально новому формату, где пользователи, журналисты и главный редактор общаются на равных.

Динамика посещаемости Top4Top по данным Google Trends for Websites
Lenta.ru

Предполагается, что сам по себе сайт закрыт все же не будет. Он будет, что бы под этим ни подразумевалось, реструктурирован и продолжит свое существование в другой форме - ориентировочно, в начале октября.

Из рая в ад

История Top4Top, целевой аудиторией которого должна была стать "держава света", состоящая из рунетчиков, начинается 12 декабря 2007 года, с пафосного мероприятия в клубе Rай. Там продюсер Дмитрий Дибров заявил, что Top4Top станет местом обитания интеллектуалов. Зарабатывать предполагалось на просмотре интеллектуалами медийной рекламы.

Финансировал Top4Top фонд Russian Media Ventures. Через него владельцы "Видео Интернешнл" вложили в проект 10-15 миллионов долларов. Только на рекламную кампанию было потрачено 4,5 миллиона долларов.

Top4Top можно было увидеть в системах контекстной рекламы и по телевизору. На графике отчетливо виден всплеск интереса к проекту. Интересно, что на интеллектуальный портал в основном заходили с двух сайтов - artlebedev.ru (Top4Top мелькнул в "Бизнес-линче") и livejournal.com (множество отзывов, в основном ехидных).

Портал открылся с небольшим опозданием, а уже через несколько месяцев начались разговоры о реструктуризации. Они вылились в пресс-релиз, где говорилось о внешней и внутренней оптимизации. Сперва речь шла о переделке некоторых функций, затем решили сменить бизнес-модель, уволить часть сотрудников и пересмотреть плановые показатели доходно-расходной базы проекта.

Уже в мае появились сообщения о скором уходе из проекта Дмитрия Диброва. В июле из Top4Top окончательно ушел директор по развитию Вадим Шатров (тот самый, о котором Дибров на презентации говорил: "У Вадика есть грандиозные идеи!"). До осени продержался Лев Новоженов. Всем остальным наступила реструктуризация.

Историки Рунета еще долго будут спорить, что именно стало ключевым фактором неудачи проекта. Говорят, всему виной - опередившая время техническая реализация портала на Flash, из-за чего сайт грузился медленно и не у всех. Другая версия - неудобная навигация. Третья - нежелание пользователей создавать контент для сайта. Четвертая - незнакомство людей, развивавших проект, с тем, что такое интернет.

Жизнь продолжается

Как сообщил "Ленте.ру" гендиректор Russian Media Ventures Кирилл Лыско, Top4Top не закрывается. Теперь им будет управлять "дочка" RMV InVenture. Ее специалисты уже переработали модель проекта, сделав ее менее затратной и более "пользовательской".

По словам Лыско, роль редакции в этой модели не столь существенна, поэтому участие в ней таких величин как Дибров и Новоженов не является необходимым. Подробностей он не сообщил. Надо думать, что теперь редакцию попробуют заменить самими пользователями.

Дмитрий Дибров в недавнем интервью украинской "Новой газете" сообщил, что теперь намерен стать писателем и раскрыться в литературе. Он хочет оказаться русским Бальзаком с языком украинского Гоголя.

Тем временем на горизонте уже несколько месяцев маячит новый пафосный проект - "Сноб", который включает в себя журнал, кабельный телеканал и, конечно же, интернет-портал с социальной сетью. Его целевой аудиторией вместо интеллектуалов станут высококлассные специалисты, зарабатывающие от 10 тысяч долларов в месяц.

Похоже, концепции революционных интернет-ресурсов возникают в Рунете строго раз в год.

< Назад в рубрику