Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Нетриумфальное возвращение Трудности и неудачи программы по возвращению человека на Луну

В 2004 году Джордж Буш объявил о запуске новой программы освоения космоса, в рамках которой американцы должны будут заменить изношенные шаттлы новыми современными кораблями, долететь до Луны, основать там обитаемую базу, а после этого начать готовиться к полету на Марс. К сожалению, прекрасные перспективы постоянно омрачаются различными неприятностями вроде отсутствия средств, неудачных испытаний и увеличения сроков реализации проектов. Насколько плохо идут дела у будущих лунных резидентов?

Маленькая интрига

В четверг, 31 июля на полигоне Юма NASA провело испытания парашютной системы торможения нового космического корабля "Орион" (Orion). Испытания закончились неудачей. Тестовая модель, упав с большой высоты, была практически полностью разрушена. На записи видно, как она вращается вокруг своей оси с большой скоростью. Если бы внутри находились астронавты, им было бы, скажем так, не очень комфортно. "Орионы" должны в недалеком будущем заменить американские шаттлы, поэтому все их испытания с подачи NASA освещаются в прессе. Однако ни 31 июля, ни 1 августа, ни в последующие дни никаких сообщений не появилось.

Наконец, 6 августа на портале spaceref.com появилась заметка, в которой редактор сайта приводит цитату из своей переписки с директоратом миссии по разработке исследовательских систем (Exploration Systems Mission Directorate). На вопрос, правда ли, что экспериментальная модель разбилась, редактору ответили утвердительно. Чиновник из NASA подробно объяснил, в чем причина неудачного завершения испытаний.

Во время тестов модель корабля "Орион" падает не с орбиты Земли, а выбрасывается из самолета, находящегося на высоте 7,6 километра. Для того чтобы испытания были адекватными, необходимо сымитировать условия возвращения из космоса. Для этого специалисты NASA использовали парашюты и специальную платформу, на которой модель "Ориона" находится внутри самолета. После того как модель выбрасывается из него, закрепленные на платформе 10 парашютов должны придать ей нужное положение. После этого срабатывает взрывное устройство, и платформа отделяется от модели корабля. Затем в действие вступают еще три типа парашютов: буксировочные парашюты, которые стабилизируют положение "корабля", пилотные парашюты, обеспечивающие выброс основных парашютов, и собственно основные, которые "отвечают" за снижение скорости падения.

Сотрудник NASA в письме указал, что все системы, которые будут на настоящем "Орионе", сработали штатно. Неутешительный результат испытаний объясняется поломкой одного из парашютов, которые должны были смоделировать реальные условия в тесте (то есть, неудачной оказалась методика проведения теста). Девять парашютов не смогли обеспечить правильного положения модели "Ориона", и он падал существенно быстрее, чем предполагалось (точнее, как предполагается, будет падать "Орион" с астронавтами на борту). Из-за высокой скорости на основные парашюты пришлась увеличенная нагрузка, они не смогли достаточно замедлить падение, и модель ударилась об землю с очень большой силой. Правда, автор письма отметил, что некоторые детали можно будет использовать повторно.

Заканчивалось письмо следующим предложением: "NASA не планирует публиковать официальное заявление, так как это были всего лишь испытания системы и пока они не признаны "неудачей".

Через три дня после публикации письма на том же сайте spaceref.com была выложена записка якобы для внутреннего пользования сотрудников NASA. В ней излагались те же причины произошедшего, но в несколько более сложных выражениях. Вердикт был аналогичным: 31 июля были провалены испытания, но никак не вся программа.

Оба сообщения вызвали резонанс среди тех, кто интересуется космосом, и 19 августа на сайте NASA было опубликовано официальное заявление о неудачном итоге тестов.

Космические амбиции

Нежелание NASA признавать провал испытаний можно понять. Пока амбициозная программа освоения Луны развивается совсем не так гладко, как хотелось бы. О начале для Америки "новой жизни" в космосе президент Джордж Буш объявил 14 января 2004 года в штаб-квартире NASA. Среди целей, которые необходимо реализовать в обозримом будущем, значились:

  • 2004-2008 - разработка пилотируемого космического корабля, который заменит шаттлы и сможет доставлять астронавтов на МКС и на Луну (программа "Созвездие" (Constellation))
  • 2015 год – первый полет нового корабля на МКС
  • 2010-2014 - беспилотные полеты к Луне
  • 2015-2020 - пилотируемые полеты к Луне, создание на ней обитаемой базы
  • После 2020 - подготовка экспедиции на Марс
  • В конце 2004 года Конгресс США согласился выделить на анонсированную Бушем программу "Перспективы исследования космоса" (Vision for Space Exploration) 14 миллиардов долларов. Тем не менее, даже этой астрономической, на первый взгляд, суммы оказалось недостаточно для реализации всех запланированных проектов. Ради Луны NASA отказалось от финансирования многих своих направлений. Например, в 2006 году американское космическое агентство заморозило проект изучения глобального потепления с помощью спутников. В 2007 году представители NASA заявили, что они могли бы следить за всеми опасными для Земли астероидами, но не будут этого делать ввиду отсутствия средств. Кроме того, на неопределенный срок были отложены полет к спутнику Юпитера Европе и поиск планет внеземного типа. На темную энергию тоже не хватило денег. Если перейти к цифрам, то в 2007 году из выделенных агентству 16,8 миллиарда долларов на научные проекты, не связанные с Луной (ближайшая цель новой программы), было решено потратить только 5,3 миллиарда.

    Скромность украшает?

    Что же удалось сделать за четыре года и много килограммов долларов? NASA провело первые испытания нового лунного орбитального аппарата Lunar Recoinnaissance Orbiter, который будет искать на Луне подходящие места для строительства базы. Специалисты определили его центр масс и устойчивость к вибрациям. Дополнительные тесты должны состояться в конце августа-начале сентября 2008 года.

    Инженеры NASA успешно провели очередную серию испытаний нового двигателя J-2X первой ступени ракеты-носителя "Арес I" (Ares I), которая должна выводить "Орионы" на орбиту. Кроме того, специалисты агентства сообщили, что им удалось решить проблему вибрации "Аресов" в первые минуты полета. Правда, решение пока теоретическое; практических испытаний проведено не было. В течение ближайших двух лет планируется создать систему пространственной навигации для астронавтов на Луне.

    Что касается самих "Орионов", которые должны сменить отработавшие шаттлы, то их разработка движется не очень быстро. Изначально предполагалось, что тестовые полеты "заменителей" космических челноков состоятся в сентябре 2013 года. В середине августа 2008 года NASA объявило, что первый раз "Орион" оторвется от Земли не раньше 2014 года. Это уже очень близко к марту 2015 года - крайнему сроку, установленному правительством США для введения новых кораблей в эксплуатацию.

    Отсутствие у NASA громких успехов и наличие явных неудач (последняя из которых произошла только-только – 22 августа через 27 секунд после старта взорвалась ракета, несущая несколько экспериментальных установок) сделали программу возвращения американцев на Луну объектом критики. Одно из основных опасений противников луной программы – она обойдется американцам слишком дорого. Изначально было объявлено, что полет на Луну будет стоить 104 миллиарда долларов, но, похоже, к моменту завершения проекта эта цифра останется далеко позади. Скептики припоминают миссию шаттлов, на которую, согласно некоторым подсчетам, с 1971 года было потрачено 150 миллиардов долларов. А результат оказался существенно более скромным, чем ожидалось.

    Еще одним поводом для вопросов стала эффективность разработок, которые ведутся в рамках космической программы. В недавно выпущенном отчете Национального исследовательского совета, который в течение 10 месяцев анализировал деятельность NASA, подчеркивается, что сама организация работы не позволяет добиться максимальной эффективности исследований. Некоторые проекты выполняются исключительно в научных центрах NASA, что затрудняет проведение экспертных оценок, доступных в независимых университетах и производственных лабораториях.

    Еще одним фактором, ставящим под сомнение эффективность реализации космической программы, экспертная комиссия Национального исследовательского совета сочла концентрацию усилий на усовершенствовании уже существующих технологий, а не на разработке новых.

    Комиссия также осудила стремление NASA сосредоточиться на выполнении краткосрочных проектов в ущерб более длительным и перспективным программам. Такой подход, по мнению комиссии, не позволит агентству выполнить все пункты программы "Перспективы исследования космоса". Концентрация только на текущих задачах не позволяет в полной мере реализовать принцип преемственности технологий: "заточенные" только для Луны аппараты вряд ли окажутся пригодными для полета на Марс.

    Несмотря на обилие критики работы NASA в целом, комиссия отметила, что разработка конкретно лунной программы идет успешно: объем финансирования достаточен, цели и задачи поставлены ясно. Что ж, правомерность такого вывода можно будет проверить уже в ближайшие годы.

    Лучше поздно...

    Как видно, реализация плана по возвращению на наш спутник дается США немалыми трудами. В общем-то, это нормальный ход вещей при работе над таким масштабным научным проектом. Однако прозорливые наблюдатели заключили, что постоянно возникающие технологические проблемы, на решение которых уходит уйма времени и денег, являются лучшим доказательством того, что нынешний проект – не повтор успешных лунных экспедиций 1960-х – 1970-х годов, а самый что ни на есть дебют. Как бы там ни было, но, кажется, в этот раз США твердо решили добраться до Луны.

    Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
    Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
    Читайте
    Оценивайте
    Получайте бонусы
    Узнать больше