Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Свободен Лукашенко освободил Козулина

16 августа Александр Козулин, бывший кандидат в президенты Белоруссии и лидер оппозиционной Белорусской социал-демократической партии (БСДП), вышел из колонии, где его продержали около двух лет. Козулин был арестован вскоре после выборов 2006 года, на которых он оспорил высший пост у Александра Лукашенко, а затем - вместе с другими оппозиционерами организовал акции протеста против фальсификации результатов голосования. Выборы закончились без сюрпризов: Лукашенко снова получил президентское кресло, а его соперник - обвинение в хулиганстве и пять с половиной лет колонии.

Козулин стал, наверное, самым известным политзаключенным в Белоруссии. Его освобождения неоднократно требовали власти Соединенных Штатов (в том числе лично президент США Джордж Буш) и стран ЕС. Это стало одним из условий, на которых Запад готов был налаживать отношения с белорусским руководством. В ситуации, когда отношения между Минском и Москвой продолжают портиться (как раз приближается традиционная ежегодная склока вокруг цен на российский газ), благосклонность Европы и США явно не будет для Белоруссии лишней.

Взамен белорусским властям придется мириться с тем, что против них вновь выступит политик, авторитет которого среди оппозиции только вырос, когда власть отправила его за решетку. Который, возможно, сможет объединить вокруг себя если не всю оппозицию, то, по крайней мере, ее часть. И который, вероятно, может даже встать во главе "майдана", если таковой все же будет организован после нынешних парламентских или будущих президентских выборов. Впрочем, помиловав бывшего соперника, Лукашенко продемонстрировал, что серьезной угрозой для себя Козулина не считает.

Александр Козулин был задержан 25 марта 2006 года, в День воли - альтернативный День независимости, который ежегодно отмечает белорусская оппозиция. Митинг в столичном сквере Янки Купалы, на котором лидеры оппозиции выразили готовность продолжить борьбу с "режимом", прошел достаточно мирно. Однако затем Козулин повел собравшихся к зданию приемника-распределителя, чтобы потребовать освобождения задержанных ранее оппозиционных активистов.

К СИЗО демонстрантов не пустили: на их пути встал милицейский спецназ. Шествие было разогнано, при этом были задержаны несколько сотен человек, включая и лидера БСДП. Кстати, другой кандидат в президенты от оппозиции - Александр Милинкевич - действий Козулина тогда не поддержал, заявив, что тот устроил провокацию. "Я осуждаю провокаторов, которые повели людей к тюрьме. Взятие Бастилии сейчас уже не надо делать. Эти провокации непростительны", - сказал Милинкевич. Ранее лидеры оппозиции уже продемонстрировали свои разногласия, не договорившись о том, стоит ли продолжать "майдан", организованный после выборов на Октябрьской площади Минска (Козулин выступил за прекращение этой акции, Милинкевич - против, палаточный городок просуществовал еще несколько дней, утром 24 марта его ликвидировали бойцы спецназа).

Козулина обвинили в хулиганстве и организации массовых беспорядков. Помимо прочего ему припомнили и эпизод, произошедший еще до выборов, 2 марта. Лидер БСДП тогда попытался прорваться на Всебелорусское собрание, которое проходило в минском ДК Железнодорожников. Охрана отказалась его пропустить, завязалась драка, в результате кандидат в президенты был задержан и доставлен в отделение милиции. Там, по данным оппозиционных источников, его жестоко избили. Следствие позднее заявило, что Козулин "нарушил общественный порядок, проявил неуважение к обществу, а также повредил чужое имущество". Под "поврежденным имуществом" подразумевался портрет Александра Лукашенко, который оппозиционер разбил в отделении милиции.

Оказавшись в колонии, Козулин отказался признавать себя виновным и просить президента о помиловании. Он не подписал бумагу о том, что "обязуется встать на путь исправления", предложенную тюремным начальством (впоследствии тюремщики отказали ему в условно-досрочном освобождении, заявив, что заключенный "злостно нарушает режим"). По словам Козулина, власти Белоруссии предлагали ему покинуть страну, при условии, что он откажется от политической деятельности.

"Планировалось, что из тюрьмы меня везут на машине прямо к самолету, вручают мне паспорт, моя семья встречает меня в салоне самолета, и мы улетаем в Германию", - рассказывал он в одном из интервью. Это предложение, как подчеркнул оппозиционер, было сделано ему "на самом высоком уровне". Однако Козулин его не принял.

В феврале 2008 года у него умерла жена, страдавшая от онкологического заболевания. На следующий день Козулин, ранее уже прибегавший к голодовке как к форме протеста, поставил властям ультиматум: либо его отпустят на похороны (белорусское законодательство, кстати, допускает краткосрочные отпуска для заключенных), либо он откажется от пищи и воды. "Тогда через шесть-семь дней нас похоронят вместе", - пообещал оппозиционер. Он добавил, что смерть его жены "на совести Лукашенко", и призвал Запад срочно применить "жесткие санкции против основных предприятий Белоруссии и лично против президента".

Властям пришлось уступить: начальник колонии лично отвез Козулина домой. Отпуска едва хватило на то, чтобы похоронить жену: через два дня бывший соперник Лукашенко вернулся в колонию.

На фоне этих событий лидеру БСДП пришлось столкнуться с конфликтом в собственной партии. В конце февраля он выступил с резкой критикой в адрес соратников и предложил сменить партийное руководство. Соответствующее заявление было размещено на его персональном сайте. Козулин тогда обвинил своих заместителей, в том числе первого зама Анатолия Левковича, в интриганстве, отметив, что БСДП "уклонилась от реальных дел, подменив их внутрипартийными дрязгами". "Когда лидер партии сидит в тюрьме, то заместителям вряд ли стоит заниматься решением личных вопросов, - заявил Козулин позднее в интервью радио "Свобода". - Это очень похоже на предательство".

Тогда до открытого конфликта в партии дело не дошло. Время для "разбора полетов" было явно неподходящее. Между тем противостояние в БСДП продолжалось: как писали белорусские СМИ, Левковичу и двум другим заместителем председателя партии противостояла фракция "За внутрипартийную демократию" (в нее входили, в частности, дочь лидера БСДП Ольга Козулина и его бывший адвокат Игорь Рынкевич).

В начале августа первая группа одержала победу: на внеочередном съезде партии Левковичу удалось сместить Козулина с поста председателя партии и занять его место. Новоявленный лидер партии заявил, что, находясь в колонии, его (бывший) шеф не может полноценно руководить партией. "Он это делать физически не может и не делает", - объяснял Левкович журналистам. Выступая на съезде, он также заявил, что многими в мире Козулин "воспринимается как экстремист".

После неожиданного освобождения Козулина Левкович, конечно, порадовался за него вместе с другими членами партии, однако при этом заявил, что уступать свое место не собирается. Предложение созвать новый съезд партии председатель БСПД назвал "нецелесообразным", сославшись на то, что не следует отрывать партийных активистов от подготовки к парламентским выборам. Он также добавил, что его предшественник был отстранен "не только потому, что находился в заключении". Правда, других причин не назвал.

Когда Козулина, еще отбывавшего наказание, сняли с поста председателя партии, многие назвали это предательством. Можно было предположить, что такую цену новое руководство заплатило за возможность попасть в парламент. Лукашенко, напомним, заявлял, что среди депутатов должно быть некоторое количество оппозиционеров (совсем немного, чтобы Запад не ругал Белоруссию за недемократичность). Наверное, на эти места власти могли бы пустить и представителей БСДП - разумеется, если те откажутся от своего "экстремистского" лидера.

С другой стороны, сам скандал вокруг партии тоже на руку властям. Они и не скрывали своей радости, наблюдая за "разборками" и взаимными обвинениями социал-демократов. "Получается прямо по Булгакову. Были они люди, как люди, но всех испортил квартирный вопрос", - язвила глава Центризбиркома Лидия Ермошина. Для особо непонятливых она объяснила, что "партии - это не место, где все белые и пушистые". И предположила, что с приближением выборов скандалов с участием политических партий будет больше.

Руководство Белоруссии, напомним, традиционно изображает оппозиционеров как беспринципных субъектов, существующих на американские деньги и готовых поставить республику вверх ногами по приказу "хозяев". После июльского взрыва в Минске на представителей оппозиции пытались поставить клеймо экстремистов (хотя версия об "оппозиционном следе" в итоге провалилась: задержанных по этому делу активистов пришлось отпустить). Ситуацию в БСДП власти, вероятно, могут использовать, чтобы выставить своих противников сборищем предателей и склочников.

На этом фоне освобождение Александра Козулина может вновь разжечь внутрипартийный конфликт. А его личность привлечет к скандалу внимание как внутри Белоруссии, так и за ее пределами.

Впрочем, помиловав своего противника, Лукашенко в любом случае в накладе не остался. За месяц до выборов, которые вновь могут вызвать критику и санкции со стороны международного сообщества, белорусский президент показал Западу, что с ним вполне можно иметь дело. Представители США и ЕС уже похвалили белорусское руководство, назвав освобождение Козулина "первым шагом на пути к улучшению отношений" между Белоруссией и западными странами.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше