Культура
16:27, 25 июля 2008

Верю - не верю "Секретные материалы" обошлись без амбиций

24 июля 2008 года в прокат вышел второй полнометражный фильм, отпочковавшийся от некогда популярного, но уже подзабытого телесериала "Секретные материалы" - "Хочу верить". Со времен первой полнометражки прошло десять лет, со времени окончания сериала - шесть. С тех пор Джиллиан Андерсон успела прочно забыть, каково быть агентом Скалли, а Дэвид Духовны нашел для себя новый экранный образ, сильно отличающийся от почти безупречного Малдера, - стареющий плейбой-неудачник в комедийном сериале "Californication".

Поклонники "X-Files", продержавшиеся до последней серии последнего, девятого сезона сериала, не переставали надеяться, что Крис Картер, придумавший этот в свое время феноменально успешный телепроект, в скором времени сделает продолжение. Была даже назначена дата выхода второй полнометражки: ноябрь 2001 года. Но Картер увяз в тяжбе с киностудией, и разбирательство затянулось на годы. Когда, в конце концов, все помирились, то выяснилось, что над Голливудом повисла угроза зимней забастовки 2007-2008 годов. И Картер вместе со своим верным сценаристом Фрэнком Спотницем согласились на крайне жесткие условия: бюджет не больше 30 миллионов долларов, детский рейтинг PG-13 и чистовик сценария должен быть готов к началу осени 2007 года.

В 1998-м, когда к выходу готовился первый полнометражный фильм ("X-Files: Fight the Future"), все было по-другому. Производственный бюджет составлял 60 миллионов, на рекламу студия Fox выделила от 20 до 60 миллионов. При этом прокат фильма должен был уложиться между пятым и шестым сезонами. "Fight the Future" получился средним по качеству фильмом, но дорогим сердцу фанатов: он собрал хорошую кассу за пределами США - 190 миллионов долларов, и умеренную дома - 84 миллиона.

Содержание второго фильма держалось в секрете, главным образом, из рекламных соображений: создатели сознательно ставили на фанатов сериала, на которых одно только слово "тайна" действует исключительно гальванизирующе. Учитывая бюджет картины, было ясно, что ни на какие серьезные спецэффекты, которые были в первом фильме, рассчитывать не стоит. Стало быть, не будет инопланетян.

Кадр из фильма (и зачем им инопланетяне?)
Lenta.ru

Впрочем, "Секретные материалы" люди любили не за зеленых человечков разной степени омерзительности. Главная пружина фильма заключалась, смешно сказать, в диалектическом противоречии - между интуитивными решениями Малдера и позитивистским, научным походом Скалли. На этой благодатной почве произросла интрига: любят ли друг друга герои, демонстративно называющие друг друга не по именам, а по фамилиям. Когда сериал стал клониться к закату (а три его последних сезона были откровенно слабы, за исключением разве что двойного финала), романтическая загадка разрешилась, и многие сочли, что именно она испортила фильм.

У сериала "Секретные материалы" были две особенности: нехарактерный для начала 1990-х интерес к маргиналам (именно они и оказались его самыми преданными поклонниками) и усложняющаяся с каждым сезоном теория заговора. Если в начале Малдер "всего лишь" пытался разоблачить правительство, которое скрывает правду об инопланетянах, то в конце зритель узнал не только о тайном сотрудничестве земных правительств с пришельцами, но и о глубоко законспирированных подрывных группах в каждом из лагерей. Сюжетные линии, связанные с теорией заговора, оказались так запутаны, что Джиллиан Андерсон накануне премьеры "Хочу верить" призналась, что в какой-то момент сдалась и перестала пытаться разобраться в политической (или параноидальной) составляющей фильма.

К началу подготовки второго фильма Крису Картеру и Фрэнку Спотницу пришлось считаться не только с бюджетом, но и с тем, что картина будет уже необратимо вырвана из ее телевизионного контекста. Поэтому они отказались от сквозного сюжета, оставили в стороне правительственный заговор вместе с пришельцами, не стали связываться с модной террористической темой, признались в нежных чувствах к Малдеру со Скалли и сделали нормальный триллер, где из актуальных газетно-журнальных тем "засвечены" разве что священники-педофилы.

Кадр из фильма (в центре - Билли Конноли, шотландский комик, в трагической роли)
Lenta.ru

Вообще говоря, картина разрабатывает благодатную почву "чудовища недели": так поклонники сериала называли не связанные со сквозной сюжетной канвой эпизоды. Если взглянуть на рейтинг наиболее любимых фанатами серий, то выясняется, что именно "чудовища" пользовались наибольшим успехом. Режиссер и сценарист добавили в сюжет "Хочу верить" моральные вопросы: кому верить, зачем верить и почему верить. Как ни странно, эта хрупкая конструкция держит фильм. Подарков для фанатов, то есть отсылок к старым сюжетам, в картине со скромным хронометражем (104 минуты) разбросано очень много: надо полагать, в ближайшие дни википедийная статья о "Хочу верить" начнет пухнуть на глазах.

Весной 2008 года на одной из встреч с фанатами режиссер и сценарист отшучивались по поводу ожиданий от будущей картины. Романтиком оказался Спотниц: зрители, по его мнению, должны унести с сеанса надежду. Картер сказал, что мусор из-под сидений. Но на самом деле, главный оптимист и фантаст здесь все-таки Картер. Он лелеет надежду, что если "Хочу верить" оправдает себя в прокате, то студия Fox разрешит ему третью полнометражку. И это будет совсем другое кино: в нем Картер хотел бы развить сюжетные линии вокруг 12 декабря 2012 года, даты, на которую назначено вторжение инопланетян. Ближайшие недели покажут, выросло ли у "Секретных материалов" новое поколение упорных поклонников, готовых ждать и надеяться, что истина где-то рядом.

< Назад в рубрику