Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Не корысти ради В Швейцарии вынесен приговор по делу "Аэрофлота"

Швейцарский юрист Ханс-Петер Йенни получил условный срок за причастность к мошенничеству с валютной выручкой "Аэрофлота". Ранее по этому же делу реальный, но заочный срок получил бизнесмен Борис Березовский, который называет дело "Аэрофлота" политическим заказом. Швейцарская юстиция использовала при вынесении приговора материалы российской Генпрокуратуры.

Судебное решение по делу бернского адвоката было вынесено в пятницу, 11 июля, Федеральным уголовным судом Швейцарии. Йенни был признан соучастником мошеннических действий, совершенных бывшим заместителем генерального директора "Аэрофлота" Николаем Глушковым, который в 2006 году был приговорен к условному заключению в России.

В середине 1990-х годов несколько топ-менеджеров российской авиакомпании убедили ее руководителя Евгения Шапошникова переводить 80 процентов валютной выручки, которую в России они были обязаны менять на рубли по курсу Центробанка, на счета компании "Андава". Всего на счета филиалов "Андавы" с мая 1996 года по май 1997 года поступило от "Аэрофлота" более 250 миллионов долларов. Впоследствии при расследовании этой деловой схемы был сделан вывод о причинении государственной авиакомпании ущерба на 215 миллионов рублей.

По мнению швейцарского суда, Йенни выполнял противозаконные указания Глушкова о перечислении части полученных от "Аэрофлота" средств на личные счета акционеров "Андавы". Этот холдинг был основан в Люксембурге, его основными учредителями выступили швейцарский торговый дом Andre et Cie, а также россияне Борис Березовский и Николай Глушков. "Андава" имела филиалы в Москве, Дублине, на Виргинских островах и в Лозанне. Последний филиал как раз и возглавлял Йенни.

На основании представленных Генпрокуратурой РФ документов суд посчитал, что адвокат способствовал причинению "Аэрофлоту" ущерба почти на 50 миллионов швейцарских франков. В приговоре отмечается, что Йенни вероятно действовал не из корыстных побуждений, то есть не получал долю от переводимых средств, однако знал о том, что принимает участие в противозаконной сделке.

В результате суд приговорил адвоката к двум годам условного заключения и обязал его возместить судебные издержки на сумму свыше 300 тысяч швейцарских франков. Наказание было разделено на две части: 21 месяц условного заключения и три месяца в виде подневных штрафов в размере тысячи швейцарских франков, то есть всего 90 тысяч франков.

Обвинения настаивало на более жестких санкциях к подсудимому: четырех годах лишения свободы и 500 тысячах швейцарских франков в виде штрафа. Однако суд принял во внимание, что срок давности по данному преступлению уже истек на две трети. Швейцарская прокуратура выразила удовлетворение приговором, отметив, что примет окончательное решение после ознакомления с мотивировочной частью судебного постановления.

Со своей стороны адвокат Йенни заявил о намерении обжаловать приговор в Верховном суде Швейцарии. По его мнению, не только в действиях его клиента не было состава преступления, но не существует и самого события преступления, то есть мошеннического завладения средствами "Аэрофлота". Защита утверждала, что Йенни всего лишь выполнял указания акционеров компании, а не являлся доверенным лицом Березовского и Глушкова.

Кроме того, адвокаты обвинили суд в том, что он не учел при рассмотрении дела сложный механизм совершения сделок в холдинге "Андава", а также схему распределения рисков между участниками договорных отношений. Со своей стороны суд утверждает, что договоры между "Аэрофлотом" и "Андавой" были составлены таким образом, что холдинг рассчитывал на получение значительной прибыли и ничем не рисковал, тогда как российская авиакомпания могла получить ощутимую прибыль лишь в случае резкого падения курса рубля.

Сам Йенни настаивает, что почти вся валютная выручка "Аэрофлота" уходила на покупку авиационного керосина по рыночным ценам, и в результате холдинг не мог рассчитывать на значительную прибыль от сделки.

На судебном процессе в качестве частных обвинителей присутствовали представители российской авиакомпании. Они потребовали возместить нанесенный "Аэрофлоту" ущерб на сумму 65 миллионов швейцарских франков (на блокированных в связи с этим делом счетах в швейцарских банках находится чуть более 48 миллионов франков). Федеральный уголовный суд постановил, что претензии "Аэрофлота" должны быть рассмотрены судом по гражданским делам.

Все физические лица, фигурирующие в рассматриваемом деле, отсутствовали в зале суда. Йенни проживает на Кипре, Березовский - в Лондоне, а следы Глушко теряются с осени 2006 года. Предположительно, он также находится в Лондоне. Председательствующий судья в ходе вынесения приговора отметил принципиальную возможность уголовного преследования Глушкова швейцарским правосудием, так как он, будучи крупным акционером "Андавы", действовал в своих интересах, а не в интересах своего работодателя "Аэрофлота", от имени которого заключил сделку, не проинформировав о ней в подробностях вышестоящее руководство.

Что касается Березовского, то швейцарские власти начали расследование его причастности к сделкам между "Аэрофлотом" и "Андавой" еще в 2003 году. Напомним, что в ноябре 2007 года предприниматель был приговорен Савеловским судом Москвы к шести годам лишения свободы. Кроме того, он обязан возместить "Аэрофлоту" нанесенный ущерб.

Березовский запретил своим адвокатам участвовать в московском процессе, а после вынесения приговора заявил, что судебное решение никак не повлияет на статус беженца, предоставленный ему британскими властями. При вынесении приговора Йенни швейцарские судьи и следователи ничего не сообщили о том, в каком состоянии находится в данное время расследование в отношении российского предпринимателя.

В статье использованы материалы газет "Коммерсант" (Россия), Tages-Anzeiger и Der Bund (Швейцария), а также швейцарского информационного портала Swissinfo.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше