Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Не затормозили Следственный комитет возобновил расследование катастрофы на Басманном рынке Москвы

Во вторник, 3 июня, Марк Мишиев, единственный обвиняемый по делу об обрушении здания Басманного рынка, cмог, наконец, вздохнуть свободно. Следственный комитет при столичной прокуратуре прекратил уголовное дело в отношении бывшего директора ГУП "Басманный рынок", поскольку отвественность Марка Мишиева за обрушении крыши рынка в феврале 2006 года оказалась не доказанной. А между тем экс-директор рынка уже три года как находится под подпиской о невыезде. Однако буквально через день, 5 июня, Следственный комитет при Генпрокуратуре московское решение отменил. Более того, дело по Басманому рынку попало на "особый контроль".

Напомним, что катастрофа произошла рано утром 24 февраля 2006 года. При обрушении крыши рынка погибли 66 человек и еще 33 получили травмы. Марку Мишиеву вменялась часть 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Директора подозревали в нарушениях правил безопасности при эксплуатации здания. В частности, по мнению экспертов, многочисленные перепланировки существенно повлияли на степень изношенности конструкций. К причинам обрушения крыши относили также недобросовестный надзор за сооружением.

Помимо Мишиева, 3 июня смогли свободно вздохнуть и столичные чиновники. Известно, что дело по Басманному рынку - давняя головная боль московского руководства, поскольку на момент катастрофы собственником рынка являлся город и, как собственник, нес гражданскую ответственность за случившееся. Разумеется, не уголовную. Уголовную ответственность несут только физические лица.

Юрий Лужков еще в апреле 2006 года утвердил заключение городских экспертов, из которого следовало, что причиной обрушения здания стала его неправильная эксплуатация. Тридцать лет на крыше рынка скапливался снег, а чисткой никто не занимался. Водоотводы забивались, и талые, дождевые воды скапливались на крыше. Но вода в столичной экспертизе была, безусловно, не главным элементом.

Комиссия установила, что за три десятилетия зданием владели как минимум три организации. Соответственно, директоров сменилось еще больше - полтора десятка. А при ком конкретно крыша дала течь и начали ржаветь конструкции, современная наука ответить не в состоянии. Таким образом, ответственные физические лица не нашлись.

По сути, как городские экспертизы, так и экспертизы, проведенные непосредственно в рамках уголовного расследования, говорят об одном и том же парадоксе: в смерти людей виноваты все, но никто конкретно.

"Согласно заключению экспертов, в произошедшем виноваты почти все лица, имевшие отношение к проектированию, строительству и эксплуатации здания рынка. Однако разграничить их вину, то есть установить, что именно привело к обрушению, невозможно", - заявил в минувший вторник представитель Следственного комитета при прокуратуре по городу Москве Михаил Ионкин.

По российскому законодательству привлечь человека к уголовной ответственности возможно только при отсутствии неустранимых сомнений в его виновности. Руководствуясь принципом презумпции невиновности, записанным в Конституции, московское следствие дело в отношении Марка Мишиева прекратило, а основное дело по факту обрушения крыши рынка приостановило. Говоря проще: отложило в долгий ящик.

С формальной точки зрения, все абсолютно правильно: раз вина не доказана, дело следует прекратить.

Но Следственный комитет (СК) при Генпрокуратуре РФ постановления столичного следователя, судя по всему, оценил иначе, отменив с нелестной для профессионала формулировкой: "преждевременные и необоснованные".

Официальный представитель СК Владимир Маркин заявил РИА Новости, что, "отменяя вышеназванные процессуальные решения следователя как преждевременные и необоснованные, руководитель следственного управления в своем постановлении дал указание провести комплекс следственных действий, направленных на установление истины по делу". "Руководство Следственного комитета при прокуратуре РФ расследование данного уголовного дела держит на особом контроле", - подчеркнул Маркин.

О том, что следствие в РФ переживает кризис, не стесняются говорить и руководящие лица, а не только правозащитники и адвокаты. Даже генеральный прокурор Юрий Чайка периодически выступает с острой критикой в адрес подчиненных Александра Бастрыкина (глава СК - "Лента.ру").

Поэтому об истинных причинах скорой "реанимации" уголовного дела по Басманному рынку остается только догадываться.

Возникнуть могут самые разные версии. Естественно, из области конспирологии. Здесь может быть и вариант с давлением на Юрия Лужкова, который, по мнению недругов мэра, явно засиделся на своем месте. А при новом президенте Дмитрии Медведеве многие ждут кадровых перемен. Может быть и "простой" вариант с разборками внутри самого Следственного комитета - между москвичами и федералами.

Не суть. Потому что пока идет расследование обстоятельств катастрофы, сохраняется, пусть и мизерный, но шанс, что не повторится сценарий расследования обрушения московского аквапарка "Трансвааль" в феврале 2004 года. Напомним, суд над виновными так и не состоялся. Тогда погибли 28 человек, в том числе восемь детей, 190 человек пострадали.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше