Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Закон для брата Для одного из Ямадаевых нашли подходящую статью УК

Чеченские власти окончательно перевели разгоревшийся в середине апреля конфликт между республиканским руководством и бойцами батальона ГРУ "Восток" из политического в общекриминальное русло. Слабым звеном в защите братьев Ямадаевых - один из которых, Сулим, является командиром батальона - оказался Бадруди Ямадаев, уже имеющий уголовное прошлое.

Как выяснила газета "Коммерсант", следственный комитет при прокуратуре Чечни возобновил расследование дела о похищении в феврале 2007 года родственников влиятельного чеченского бизнесмена Абубакара Арсамакова, которому принадлежат Московский индустриальный банк (МИБ) и санкт-петербургский мясокомбинат "Самсон". Автомобиль родственников банкира со следами крови в салоне был обнаружен в реке Аргун, а сами они пропали.

В то же самое время, когда произошло предполагаемое похищение, в Петербурге развивалась история с попыткой рейдерского захвата "Самсона", в которой оказался замешан Сулим Ямадаев. Против него было возбуждено уголовное дело о самоуправстве и нанесении телесных повреждений в ходе инцидента на мясокомбинате, который произошел за несколько месяцев до этого. Официально Арсамаков не стал связывать события в Петербурге и Чечне, однако в СМИ упоминалось о встрече банкира с Ямадаевыми, в ходе которой братья заверили Арсамакова в своей непричастности к исчезновению его родственников.

Пропавшие в итоге нашлись, а в июле 2007 года следствие по делу о похищении было приостановлено в связи с тем, что "возможности следствия были исчерпаны". Что касается конфликта на "Самсоне", то и там дело было прекращено за примирением сторон. Однако теперь следствие заявило, что у него появились новые данные о похищении, полученные оперативным путем. На основании этих фактов, содержание которых следователи, впрочем, раскрывать не стали, Бадруди Ямадаев был объявлен в федеральный розыск.

Чеченские власти обратили внимание на Бадруди Ямадаева 14 апреля 2008 года, когда колонна автомобилей с бойцами батальона "Восток" отказалась уступить дорогу кортежу президента республики Рамзана Кадырова. В ходе последовавшего противостояния база "Востока" в Гудермесе была блокирована сотрудниками правоохранительных органов Чечни, были также проведены обыски в доме Бадруди Ямадаева и его родственников.

Особенностью ситуации с Бадруди Ямадаевым является, что он, по версии чеченских властей, отбывает 11-летний срок за покушение на убийство и в то же время является командиром одного из подразделений батальона, входящего в структуру Минобороны РФ. Как сообщала ранее пресс-служба президента Чечни, в 2003 году Бадруди Ямадаев был осужден за покушение на заместителя главного санитарного врача Москвы Александра Мельникова и разбойное нападение на салон компьютерной фирмы. По информации республиканского управления ФСИН, в 2005 году он был переведен в колонию-поселение в городе Аргун, а в декабре 2007 года получил разрешение "на отбытие наказания за пределами колонии", что подразумевало еженедельную регистрацию в колонии.

По факту столкновения между бойцами "Востока" и президентской охраны было возбуждено уголовное дело по статье "применение насилия в отношении представителя власти". По этому делу Бадруди Ямадаев проходит в качестве подозреваемого, так как он якобы руководил военнослужащими, замешанными в конфликте.

Позднее стало известно, что Бадруди Ямадаев может стать фигурантом еще двух уголовных дел. Источник в правоохранительных органах республики рассказал, что Бадруди Ямадаев якобы с помощью угроз отобрал у одного из бойцов "Востока" табельное оружие, о чем пострадавший написал заявление в МВД Чечни. Кроме того, управление ФСИН по Чечне просит возбудить против Бадруди Ямадаева уголовное дело "за нарушение режима отбывания наказания". В обоих случаях о возбуждении дел пока не объявлено.

В первые дни после начала конфликта действия республиканских властей носили характер массированной пропагандистской кампании, направленной против всех Ямадаевых (еще один из братьев - Руслан - был депутатом Госдумы прошлого созыва) и в целом против батальона "Восток". 16 апреля депутаты чеченского парламента обратились к министру обороны РФ с просьбой отстранить Сулима Ямадаева от командования батальоном или вообще расформировать это подразделение. По словам спикера парламента Дуквахи Абдурахманова, "военнослужащие данного подразделения и его командование своими противоправными и противозаконными действиями дестабилизируют обстановку".

На следующий день, 17 апреля, уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев потребовал от военной прокуратуры провести расследование деятельности батальона на всей территории Чечни. Кроме того, Общественная палата республики обвинила братьев Ямадаевых в похищении и пытках уже самого Нухажиева, когда тот занимал пост спецпредставителя президента России в Чечне, а на официальном сайте руководства республики было опубликовано заявление четырех депутатов Госдумы от Чечни, требовавших "жесткой и принципиальной оценки преступных действий командования батальона "Восток" со стороны министра обороны РФ и военного прокурора РФ".

Между тем Рамзан Кадыров с самого начала опровергал версию о конфликте между ним и Ямадаевыми, в частности о его ссоре с командиром батальона Сулимом. Он подчеркивал, что "просто есть преступник, который нарушил закон, и МВД принимает меры по его поиску и задержанию", имея в виду исключительно Бадруди Ямадаева.

В то же время 17 апреля Кадыров заявил, что двести военнослужащих батальона "Восток" написали рапорт об увольнении "из-за того, что не хотят служить под началом командира Ямадаева". Однако Руслан Ямадаев опроверг эту информацию, отметив, что все бойцы находятся на казарменном положении.

Тем не менее, 18 апреля в МВД Чечни заявили, что батальон в полном составе покинула целая рота, бойцы которой обратились к Кадырову с просьбой трудоустроить их в правоохранительные органы Чечни. Спустя два дня, 20 апреля, по чеченскому телевидению выступил один из якобы уволившихся бойцов "Востока", рассказавший, что 300 военнослужащих перешли на службу в чеченскую милицию и уже получили новое обмундирование. Руслан Ямадаев ответил на это тем, что напомнил о существовании статьи 337 УК России "Самовольное оставление части или места службы".

Впрочем, уже на следующий день, 21 апреля, Кадыров дезавуировал слова своих подчиненных, заявив, что информация о переходе уже 350 (!) бойцов "Востока" в другие силовые структуры не соответствует действительности. Президент Чечни, напротив, вернулся к своей первоначальной версии о том, что бойцы хотят остаться в батальоне, но требуют замены Сулима Ямадаева другим командиром.

На одном из последних совещаний в правительстве Чечни Кадыров вновь подчеркнул, что уголовные дела, возбужденные против Бадруди Ямадаева, не раз направлялись в военную прокуратуру, но, по его словам, никаких действий предпринято не было. Между тем ряд СМИ со ссылкой на неофициальные источники предполагает, что между президентом Чечни и младшим из Ямадаевых существует личный конфликт.

В июне 2007 года было совершено нападение на популярную чеченскую певицу Милану Балаеву и ее мать. Если о гибели матери известно точно, то певица, по некоторым сведениям, не погибла, а была тяжело ранена и вывезена за пределы республики не без помощи бойцов "Востока". По опять же неофициальной информации, опубликованной в частности ИА REGNUM, Балаева была мусульманской женой одного из действующих лиц конфликта между Ямадаевыми и республиканскими властями и отказала в близости другому участнику противостояния.

Местонахождение Бадруди Ямадаева неизвестно не только чеченским правоохранительным органам, но и его родственникам. Руслан Ямадаев заявил, что на его отсутствующего брата пытаются "повесить все совершенные в Чечне преступления", а его причастность к похищениям назвал "глупостью и бредом".

Федеральные власти, как и полмесяца назад, не спешат занимать чью-либо сторону в конфликте. 21 апреля прошла информация, что в Министерстве обороны состоялось совещание, посвященное ситуации вокруг батальона "Восток". На нем якобы было решено занять выжидательную позицию на время, оставшееся до вступления Дмитрия Медведева в должность президента РФ. Церемония инаугурации намечена на 7 мая.

Учитывая, что Кадыров стал президентом Чечни при полной поддержке Владимира Путина, желание руководства Минобороны не обременять себя разруливанием чеченских реалий представляется вполне логичным.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше