Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Естественный авиаотбор Экономический упадок и высокие цены на нефть могут сильно изменить облик американского рынка авиаперевозок

Повышение стоимости авиационного топлива и экономический упадок оказывают сильное влияние на расстановку сил в авиаперевозках в США. В течение одной недели с 31 марта по 6 апреля 2008 года в Соединенных Штатах три авиакомпании приступили к процедуре банкротства и две возобновили переговоры о слиянии. Похоже, что на авиакомпании усилил свое действие естественный отбор, результатом которого станет изменение расстановки сил на рынке воздушных перевозок.

Минус три

В течение одной недели сразу три авиакомпании США объявили о том, что они приступили к процедуре банкротства. За исключением частностей, причиной банкротства компаний стали высокие цены на нефть. Стоимость нефти в первые дни 2008 года впервые в истории превысила отметку 100 долларов за баррель и продолжила рост.

По итогам торгов 4 апреля 2008 года стоимость нефти WTI с поставкой в мае составила 106,23 доллара за баррель, а 7 апреля она торговалась на Нью-йоркской бирже уже по цене 109,09 доллара. На фоне общего экономического упадка и растущих цен на топливо авиакомпаниям становится все труднее вести бизнес.

Первой в США о банкротстве объявила гавайская авиакомпания Aloha Airlines, самолеты которой 31 марта 2008 года совершили последние пассажирские рейсы. В течение еще некоторого времени компания планирует совершать грузовые перевозки, однако и они в ходе процедуры банкротства могут прекратиться.

Помимо общих факторов Aloha Airlines не смогла справиться с конкуренцией со стороны авиакомпании go!, появившейся на внутреннем рынке перевозок в 2006 году. С момента появления go!, и возникновения локальной ценовой войны, Aloha Airlines и Hawaiian Airlines, также работающая на Гавайях, объявили об убытках в размере 65 миллионов долларов.

30 марта 2008 года вступило в силу соглашение между Евросоюзом и США, которое позволит американским и европейским компаниям конкурировать при трансатлантических перелетах. Теперь европейские авиаперевозчики могут совершать рейсы в США из любой точки Евросоюза, а не только своей страны. Американские авиакомпании, в свою очередь, получили право перевозить пассажиров в любой аэропорт Европы.

В результате парк из 26 самолетов Boeing B-737, предназначенных для пассажирских авиаперевозок, останется без дела, а 1900 сотрудников авиакомпании потеряют работу. Остальные 1582 работника будут заняты в грузовых перевозках и наземном обслуживании.

Следом за Aloha Airlines о банкротстве объявила авиакомпания ATA Airlines, замыкавшая десятку крупнейших авиаперевозчиков Соединенных Штатов. 3 апреля 2008 года она отменила все рейсы и объявила о банкротстве, второй раз за три года. В 2006 году компании удалось справится с банкротством и возобновить работу благодаря военным заказам.

В начале 2008 года ATA Airlines потеряла контракт на перевозку военнослужащих и их семей, являвшийся в течение почти 20 лет основой ее благосостояния. На момент остановки работы флот компании состоял из 29 самолетов, большая часть которых была занята на выполнении военных заказов. Остальные самолеты совершали рейсы в 13 городов США.

После объявления о банкротстве ATA Airlines заявила, что не может вернуть деньги за купленные пассажирами билеты, посоветовав взыскивать их в ходе процедуры банкротства.

Последней о банкротстве из-за роста цен на топливо объявила SkyBus Airlines. С момента открытия в мае 2007 года компания периодически сталкивалась с трудностями из-за неисправностей самолетов, приводивших к отмене рейсов. Самолеты SkyBus Airlines совершали около 70 рейсов в день в 15 городов США. В ходе процедуры банкротства работы лишатся 450 сотрудников компании.

Следует отметить общую черту, свойственную трем обанкротившимся американским авиакомпаниям – все они занимались низкобюджетными перевозками. Так, билет на самолет компании SkyBus Airlines без учета накладных расходов можно было приобрести по цене от десяти долларов.

В связи с выходом компаний из строя ожидаются и сложности с перевозкой пассажиров. Дело в том, что несколько месяцев назад Конгресс США отменил закон, предписывавший работающим авиакомпаниям бесплатно перевозить пассажиров обанкротившихся конкурентов. В связи с этим за перевоз пассажиров ATA Airlines Northwest Airlines запросила около 100 долларов за билет без бронирования места заранее и около 200 долларов за билет с гарантированным местом.

Плюс один

На фоне повального банкротства авиакомпаний обнадеживающе прозвучало сообщение Delta Air Lines и Northwest Airlines о форсировании процесса переговоров о слиянии. В результате объединения компании надеются снизить издержки, в том числе и за счет отказа от использования некоторых аэропортов.

Самолет Delta Air Lines. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>AFP</a>

Самолет Delta Air Lines. Фото AFP

Lenta.ru

О готовящемся слиянии, которое уже называют событием года, было объявлено 11 февраля 2008 года. Тогда Delta Air Lines объявила о том, что руководители авиакомпаний уже достигли договоренностей по всем пунктам и передали детали будущей сделки на одобрение профсоюзам. В частности, была разработана и принята программа, предусматривающая повышение зарплаты всем пилотам и передачу пяти процентов акций будущей Delta-Northwest под контроль сотрудников.

Ожидалось, что слияние Delta Air Lines и Northwest Airlines произойдет в течение нескольких недель. Однако 22 февраля профсоюзы пилотов задержали подписание соглашения о слиянии, не сумев договориться о едином списке субординации. Повторные переговоры были отложены на неопределенный срок.

Поводом для разногласий послужило банкротство Delta Air Lines в 2005 году, из-за которого компания была вынуждена уволить большую часть младших пилотов. В компании Northwest Airlines, также обанкротившейся в 2005 году, к увольнениям прибегать не стали. После выхода из банкротства в 2007 году Delta Air Lines восполнила потери в штате сотрудников, наняв новых пилотов.

Такие кадровые перемены могут привести к тому, что в новой компании Delta-Northwest большинство пилотов Delta Air Lines получат должности младших пилотов, а пилоты Northwest Airlines – старших. По мнению профсоюза пилотов Delta эту несправедливость следует устранить.

В качестве меры, призванной избежать неравенства, Delta Air Lines предложила уравнять в правах и должностях всех действующих пилотов обеих компаний. Это предложение вызвало недовольство профсоюза Northwest Airlines. Ведь для того, чтобы повысить младшего пилота, необходимо, чтобы он отлетал установленное количество часов и получил соответствующую квалификацию. Предлагаемые Delta Air Lines меры на долгое время остановили бы продвижение старших пилотов Northwest по карьерной лестнице, пока младшие набирали бы необходимую квалификацию.

Самолет Northwest Airlines. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>AFP</a>

Самолет Northwest Airlines. Фото AFP

Lenta.ru

Теперь в США вновь заговорили о том, что объединение двух крупных американских авиакомпаний может произойти в ближайшее время. Предварительные переговоры профсоюзов пилотов обеих компаний прошли в начале апреля. Следующий раунд был назначен на вторую неделю месяца.

Delta Air Lines и Northwest Airlines являются третьей и пятой по величине компаниями в США. В результате их объединения будет образован крупнейший в мире авиаперевозчик с флотом из 900 самолетов.

Не исключено, что образование Delta-Northwest даст толчок для целого ряда последующих слияний, которые заметно изменят диспозицию сил на американском рынке авиаперевозок, где доминирующей остается пока что American Airlines. Слияния помогут компаниям противостоять растущим цена на топливо и снизить убытки.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15