Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Смертоносный "стержень" О ракете С-8 и причинах ее возможного взрыва на Су-25 в Приморском крае

Изначально одной из основных причин катастрофы Су-25, взорвавшегося в небе над Приморским краем 20 марта, следственные органы назвали самопроизвольный взрыв подвесного вооружения. Какое именно оружие было установлено на штурмовике подполковника Сергея Яковенко, официально не объявлялось. Однако ряд экспертов сразу высказали предположение, что на самолете Су-25 в тот день размещалось неуправляемое вооружение, так как управляемое оружие при учебно-тренировочных полетах, как правило, не применяется вследствие своей дороговизны.

Позже в ряде СМИ появилась информация о том, что на Су-25 в тот день действительно были установлены неуправляемые авиационные ракеты (далее - НАР) С-8 или их модификации в 20-зарядных оружейных блоках Б-8М1.

С-8 - чешско-немецкий внук

НАР С-8 представляет собой "стержень" длиной более 1,5 метра и диаметром 80 миллиметров, состоящий из боевой части и реактивного двигателя. Стартовый вес ракеты - около 11,3 килограмма. Ее разработка была начата в 1960-е годы, когда руководство СССР, основываясь на изучении опыта применения авиационного вооружения в различных региональных конфликтах, в первую очередь во Вьетнаме, приняло решение о разработке стрелково-пушечного оружия повышенной мощности для самолетов фронтовой бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации.

До этого в ВВС СССР использовались неуправляемые ракеты С-5, созданные на основе трофейного чешско-немецкого 54-милиметрового авиационного реактивного снаряда R-4M Zdrojowka. Разработка С-5 велась с 1946 года конструкторским бюро ОКБ-16 МОП (теперь - ФГУП "КБ Точмаш имени А.Э.Нудельмана").

Именно КБ "Точмаш" было поручено создание С-8. К новым ракетам были предъявлены особые технические требования, в частности, повышение надежности защиты боеприпасов от аэродинамического нагрева, уменьшение влияния стрельбы на работу двигателя самолета-носителя, сокращение временного интервала между выстрелами, увеличение дальности стрельбы и снижение минимальной высоты применения.

НАР С-8. Фото с сайта www.airwar.ru

НАР С-8. Фото с сайта www.airwar.ru

Lenta.ru

В отличие от 57-миллиметровой ракеты С-5, С-8 имеет калибр 80-миллиметров. Базовая модель С-8 была оснащена кумулятивно-осколочной боевой частью (далее - БЧ). В последующем было разработано более десяти различных модификаций ракеты, отличающихся начинкой БЧ и ее мощностью. К примеру, модели С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно-детонирующей смесью, эквивалентной 5,5-6 килограммам тротила. Модели С-8О и С-8ОМ - осветительные, выдают силу света около двух миллионов свечей в течение 30 секунд. Самые распространенные модели - С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и более совершенным твердотопливным двигателем. С-8КОМ может пробивать броню толщиной до 400 миллиметров.

Для пуска С-8 конструкторское бюро "Вымпел" разработало специальные 20-зарядные оружейные блоки Б-8 стреловидной формы. Применение такой конструкции позволило значительно снизить аэродинамическое сопротивление и нагрев ракет. Позже был создан ряд модернизированных версий оружейных блоков, таких как Б-8М, Б-8МI, Б-8-0 с теплозащитой и Б-8В20А для вертолетов. Последний состоял из пусковых труб без носового обтекателя (при небольших скоростях полета винтокрылой машины сопротивление воздуха не оказывает сильного воздействия на вооружение).

Блок Б-8М1 на Су-25. Фото с сайта www.airwar.ru

Блок Б-8М1 на Су-25. Фото с сайта www.airwar.ru

Lenta.ru

По эффективности применения и мощности боевой части ракеты С-8 значительно превосходят С-5. Залп С-8 с одного 20-зарядного блока Б-8 сопоставим с одновременным пуском ракет С-5 с трех 32-зарядных блоков.

Ракета С-8 и ее модификации устанавливаются на большинство российских истребителей и штурмовиков ("МиГи", "сушки"), а также вертолеты (в частности Ми-24). Модульная конструкция блока Б-8 упрощает размещение и использование ракет на различных самолетах/вертолетах-носителях.

Из-за своей простоты и мощности ракеты С-8 получили широкое распространение и эффективно применялись в афганской, ирано-иракской войнах, гражданской войне в Таджикистане, абхазской, карабахской, первой и второй чеченских войнах, войне в Конго, эфиопо-эритрейском конфликте и конфликте в Македонии, а также в других "горячих точках".

Дальнейшим развитием модели С-8 стала ракета С-13 со 127-миллиметровым калибром, предназначенная для поражения аэродромных укреплений, крупных наземных и надводных целей. Ракеты модели С-13ДФ с термобарической боевой частью, созданные в 1987 году, до настоящего времени не имеют аналогов в мире. Такие ракеты способны полностью уничтожать легкобронированную технику буквально "выворачивая ее изнутри".

И все же

Производитель: КБ "Точмаш"
Год принятия на вооружение: 1973
Длина: 1570 мм
Диаметр: 80 мм
Стартовый вес: 11,3 кг
Масса БЧ: 3,6 кг
Максимальная дальность пуска: 4000 м
Эфективная дальность поражения цели: 1300 м
Скорость ракеты: 610 м/с

Если версия о гибели Су-25 в Приморье из-за самопроизвольного подрыва ракеты подтвердится, то нынешняя катастрофа станет первым зафиксированным случаем детонации С-8 в воздухе, повлекшим за собой разрушение машины и гибель пилота. Что же могло вызвать сбой в работе надежного оружия? Согласно опубликованному "Российской газетой" комментарию одного из ведущих разработчиков авиационных боеприпасов, взрыв мог произойти либо из-за брака, допущенного при производстве боеприпаса, что крайне маловероятно, либо вследствие нарушения условий хранения или превышения срока хранения ракеты.

В последнем случае происходит расслоение компонентов, возникают микроскопические трещины, в результате повышается вероятность самопроизвольного взрыва ракеты при сильной вибрации. В результате трения сначала возникает электростатическое напряжение, а затем возгорание в замкнутом объеме, быстро переходящее в детонацию. Естественно, при полете любого самолета тряска и вибрации неизбежны.

В то же время называются и другие возможные причины катастрофы, в частности, возгорание двигателя или топливного бака. По некоторым данным, подполковник Сергей Яковенко успел передать на землю сообщение о возгорании двигателя. Как заявил источник, близкий к расследованию катастрофы, "руководитель полетов доложил о том, что он видел вспышку под фюзеляжем штурмовика".

Впрочем, истинные причины гибели боевого самолета и его пилота призвана установить специальная комиссия. В настоящее время оба "черных ящика" с борта штурмовика доставлены в 13 НИИ ВВС России, где ведется их расшифровка. К расследованию катастрофы привлечена специальная летающая лаборатория Ан-12ЛЛ для проведения необходимых экспертиз. До выяснения причин катастрофы полеты всех "двадцатьпяток" приостановлены. Но уже 9 мая в День Победы "Грачи" (таково неофициальное название штурмовика Су-25) должны пролететь над Москвой.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше