Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Музеемерка Замечания к рейтингу самых популярных собраний мира

Авторитетный ежемесячный журнал The Art Newspaper опубликовал в конце февраля свое ежегодное исследование самых удачных музейных проектов. Издание следит за рекордами в выставочной сфере с 1997 года, и в последнее время в его таблицы начали, наконец, попадать и наши музеи. Но вот интересно: в последнем докладе, подводящем итоги 2007 года, отсутствуют Русский музей и ГМИИ имени Пушкина, зато неожиданно высокую позицию занял комплекс музеев Московского Кремля.

Аналитики The Art Newspaper составляют рейтинги по посещаемости музеев в целом и выделяют в отдельные таблицы особо успешные проекты. Экспертов интересуют не только общее количество проданных билетов, но и среднее число посетителей выставок в сутки. Некоторые результаты поражают воображение. Например, японцы в 2007 году установили новый музейный рекорд: выставку "Разум Леонардо", показанную в токийском Национальном музее, в течение неполных трех месяцев посмотрели 796 тысяч человек, то есть более 10 тысяч человек в день. Предыдущий рекорд посещаемости был установлен в этом же музее, известном своими громадными площадями и, следовательно, колоссальной пропускной способностью: в 2005 году выставку Хокусая смотрело в среднем 9436 человек в день.

В рейтинге самых успешных выставок 2007 года не только первую, но и вторую и третью позиции удерживают японцы. Более 9200 человек в день приходили на экспозицию Клода Моне в токийском Национальном центре искусств, чуть меньше (9067) - на выставку "Наследие Токугава" в Национальном музее. Примечательно, что общее количество посетителей этих музеев не так уж велико: так, Национальный музей занимает всего лишь 17 место в общем "хит-параде": это 1,77 миллиона посетителей в год. Для сравнения: за это же время в Лувре побывало 8,3 миллиона человек. Следовательно, японцы охотнее ходят на выставки, причем как собственные, так и привозные, а парижский музей притягивает любителей прекрасного сам по себе.

Вообще, судя по отчету The Art Newspaper, для музеев Старого света значение имеет именно репутация, причем ею обладают не только старые и титулованные собрания вроде Лувра или Британского музея, но и новые - парижский Центр Помпиду и лондонская галерея Тейт Модерн. Ни в одном из этих собраний в 2007 году выставок-блокбастеров не было, однако именно они занимают первые четыре строчки рейтинга рекордной посещаемости. Заметим, что оба лондонских музея - бесплатные, и деньги за билеты в них взимаются только за отдельные спецпроекты. За посещение парижских музеев зрителям приходится отдавать от 9 до 13 евро. Та же картина - большее значение репутации собрания, нежели отдельная удачная выставка - наблюдается в Испании, где самым большим успехом пользуются Прадо, собрание Тиссен-Борнемиса и музей королевы Софии, и в Италии (музеи Ватикана). Парадоксально выглядит статистика по Будапешту: если верить ей, то получается, что больше половины ее гостей за год составили посетители выставки живописи Ван Гога - 483 тысячи из 764.

В американских музеях ситуация выглядит менее определенно. Так, выставки в нью-йоркском музее современного искусства (MOMA) определенно привлекают больше зрителей, чем постоянная экспозиция. Богатейшие Метрополитен, вашингтонская Национальная галерея и Музей изящных искусств являются достопримечательностями сами по себе.

Абсолютным лидером среди российских музеев, судя по The Art Newspaper (да и из общих соображений тоже), является Эрмитаж: 2,39 миллиона посетителей в год: это 13 место в мире. У музеев Московского Кремля насчитали 1,65 миллиона гостей (19 позиция), у Третьяковки - 1,36 миллиона (27-я). Пушкинского и Русского музеев в рейтинге нет вообще. Единственное разумное объяснение состоит в том, что их данные просто не попали в The Art Newspaper. Трудно представить, что в ГМИИ в ушедшем году побывало мало народу. Музею изящных искусств есть чем похвастаться: и новой галереей искусства Европы и Америки XIX-XX веков, и аншлаговой выставкой Модильяни, ради которой ГМИИ впервые продлил часы работы, и ярким проектом "Новый Свет. Три столетия американского искусства". Столь же удивительно отсутствие в рейтинге Русского музея, показавшего в 2007-м прекрасные ретроспективные экспозиции, в том числе Александра Иванова и Зинаиды Серебряковой. Необыкновенно высокий результат музеев Кремля, скорее всего, объясняется не столько сильными выставочными проектами ("Картье" и "Сокровища Эрмитажа"), сколько тем, что посчитаны все, кто заплатил за входной билет на территорию Московского Кремля.

Как и любое статистическое исследование, выкладки The Art Newspaper уязвимы, но за Пушкинский и Русский музеи все равно обидно. Может быть, в следующем году справедливость будет восстановлена?

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше