Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Кран перекрыт Президент Венесуэлы Уго Чавес прекратил поставки нефти в США

13 февраля 2008 года государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos De Venezuela объявила о прекращении поставок нефти американской ExxonMobil. Компания пошла на такие меры в связи с "юридически-экономической агрессией" со стороны американцев, говорится в официальном сообщении Petroleos De Venezuela. Ранее по просьбе ExxonMobil Высший суд Лондона заморозил 12-миллиардные активы венесуэльской нефтяной компании. Однако ответный ход Венесуэлы, похоже, отрицательно скажется лишь на самой Венесуэле.

Долгая история

Поводом для конфликта между американской нефтяной компанией и венесуэльским правительством стала программа национализации нефтяных проектов, принятая 27 февраля 2007 года президентом Венесуэлы Уго Чавесом. В рамках этой программы с 1 мая 2007 года нефтяные компании страны должны были перейти под контроль государства. При этом правительство Венесуэлы обязало проекты, в которых принимают участие иностранные компании, передать до 60 процентов своих активов в руки госкорпорации PDVSA.

ExxonMobil является крупнейшей нефтяной корпорацией. Она основана в 1999 году в результате слияния компаний Exxon и Mobil. Ежегодный оборот компании составляет 246,7 миллиарда долларов. Чистая прибыль в 2007 году – 21,5 миллиарда долларов. ExxonMobil контролирует 11,8 миллиарда баррелей запасов нефти и 1,6 триллиона кубометров запасов газа.

Венесуэльская программа национализации поставила иностранные компании в сложное положение. Правительство страны требовало от зарубежных компаний передать значительные доли активов в руки государства, а также существенно увеличить налоговые отчисления в бюджет. Несогласные лишались лицензии на добычу нефти в Венесуэле.

Многие иностранные партнеры Чавеса соглашались на новые условия и пересматривали контракты. При этом они практически ничего не теряли, поскольку продолжали получать львиную долю сверхприбыли. Так поступили Chevron, норвежская Statoil, французская Total и British Petrolium. Из ряда выбились лишь ConocoPhilips и ExxonMobil, которые 26 июня 2007 года заявили об уходе из страны.

Позднее в рамках очередного этапа реализации программы венесуэльские власти взялись за два крупных нефтяных месторождения, значительная доля в которых принадлежала ExxonMobil. Американцы воспротивились намерениям венесуэльцев, поскольку руководство компании понимало – передача активов в руки неэффективной PDVSA будет означать резкое снижение объемов добычи. Так происходило на других национализированных месторождениях. Например, до национализации на месторождении Urdaneta, контролируемого Royal Dutch Shell, суточный объем добычи нефти составлял почти 47 тысяч баррелей. После национализации в марте 2007 года суточный объем снизился до 43 тысяч баррелей.

С открытым забралом

Во всей этой истории следует отметить, что ExxonMobil могла себе позволить пойти на открытый конфликт с Венесуэлой. Нефтяные проекты компании в этой стране составляют лишь малую долю ее глобальных интересов. ExxonMobil ведет добычу нефти на Ближнем Востоке, Канаде, Азербайждане и других странах. В ответ на национализаторские намерения Чавеса, ExxonMobil потребовала полной компенсации всех издержек компании, связанных с потерей лицензии на разработку месторождений. Оба проекта, принадлежащих американцам, оцениваются в 2,3 миллиарда долларов. Естесственно, что правительство Венесуэлы ответило ExxonMobil отказом.

PDVSA – государственная нефтяная компания Венесуэлы. Была создана в 1976 году в период национализации всего нефтегазового сектора страны. После либерализации рынка в 1990 году в Венесуэлу вернулись иностранные компании, создавшие с PDVSA ряд совместных предприятий. Однако PDVSA сохранила за собой монопольное право на добычу газа. Ее производственная мощность равна четырем миллионам баррелей в день.

Тогда американцы выдвинули иск против правительства Венесуэлы. 7 февраля 2008 года Высший суд Лондона, а также суды Нидерландов и Антильских островов приняли сторону ExxonMobil и постановили заморозить активы государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA на сумму 12 миллиардов долларов. Этот ход позволил сильно покачнуть позиции неэффективной PDVSA, и без того переживающей не самые лучшие времена. Западные финансовые аналитики утверждают, что PDVSA находится в кризисе, для преодоления которого ей необходимы масштабные финансовые инвестиции.

Сегодня компания владеет 14 нефтеперерабатывающими заводами в США, Европе и странах Карибского бассейна. Общая стоимость этих заводов составляет около 15 миллиардов долларов. Однако теперь PDVSA будет трудно получить деньги даже путем продажи части своих зарубежных активов – решение европейских судов не только помешает поиску инвесторов, но и существенно осложнит сам процесс продажи. И здесь, пожалуй, даже не помогут уверения генерального директора PDVSA и, по совместительству, министра по делам нефти Рафаэля Рамиреса в том, что решение суда никак не скажется на внешнеторговых операциях компании.

Не должны были

Действия Венесуэлы оказались неожиданностью. Мало кто всерьез воспринимал угрозы Уго Чавеса перекрыть поставки нефти. Дело в том, что Чавес зависит от Соединенных Штатов гораздо сильнее, чем они от него. Во-первых, почти 60 процентов венесуэльского нефтяного экспорта идет в США. Во-вторых, больше половины всего объема добываемой в стране нефти составляет тяжелая нефть, которая перерабатывается на американских заводах, созданных специально для этого. Найти покупателя для такого типа нефти Венесуэле будет не просто. В-третьих, на территории США действует сеть заправочных станций Citgo, принадлежащая правительству Венесуэлы. Эта же сеть поставляет топливо компании, подконтрольной американскому политику Джозефу Кеннеди.

В списке нефтяных поставщиков США Венесуэла занимает лишь четвертое место, так что Америка сможет относительно безболезненно пережить прекращение поставок и без особых трудностей найти другого поставщика "черного золота". В любом случае, ответный ход остается за Штатами.

Это все нефть

В ответ на заморозку 12-миллиардных активов PDVSA Уго Чавес в своем еженедельном телешоу "Alo, Presidente" 8 февраля 2008 года пообещал перекрыть нефть Соединенным Штатам. "Если вы заморозите наши активы, если вам действительно удастся их заморозить, если мы из-за вас понесем убытки, то нанесем удар. Мы не будем отправлять нефть в Соединенные Штаты", - заявил венесуэльский президент. Для вящего эффекта Чавес добавил, что в его силах сделать так, чтобы цены на нефть поднялись до 200 долларов за баррель.

На речь Чавеса откликнулись лишь торговые биржи, где цена на нефть 11 февраля 2008 года перевалила за 90 долларов. После известия о том, что Венесуэла перекрывает кран, стоимость "черного золота" начала движение вверх. Если во вторник утром цены снизились на ожиданиях роста запасов США, то к середине следующего дня мартовские фьючерсы на американскую легкую нефть выросли до 93,35 долларов за баррель.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше