Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Гастрономическая издевка Британская библиотека нетривиально простится с футуристами

Обширная и интересная выставка печатной продукции европейских футуристов, с ноября 2007 года проходящая в Британской библиотеке, сопровождается концертами и кинопоказами, лекциями и научными коллоквиумами. Самое экзотическое блюдо организаторы проекта приберегли напоследок: перед закрытием экспозиции, намеченным на 30 марта 2008 года, профессиональные итальянские повара попытаются довести до съедобного состояния рецепты из "Поваренной книги футуризма" Филиппо Томмазо Маринетти. Попытка узнать, насколько это может вкусно, обойдется любознательным поклонникам авангарда в 75 фунтов стерлингов.

Маринетти (1876-1944) был одним из самых значительных скандалистов первой половины XX века. Написанный им и его товарищами в 1908 году "Футуристический манифест" ("Manifesto del futurismo") был опубликован на первой полосе французской газеты Le Figaro в 1909-м и произвел эффект разорвавшейся бомбы. В манифесте искусство и жизнь признавались одним целым, красота обнаруживалась исключительно в борьбе, время и пространство объявлялись умершими, а война - лекарством для человечества, музеи и библиотеки были названы злом. Поскольку последовательность никогда не входила в число добродетелей футуристов, то равным музеям и библиотекам злом оказались феминизм, мораль и "оппортунистская и практическая трусость".

За первым и главным текстом футуристов последовали многочисленные манифесты художников, скульпторов, музыкантов, драматургов. Маринетти приложил руку ко многим из них. После 1921 года, когда он опубликовал "Манифест тактилизма", их поток иссяк на добрые десять лет. Эти годы Маринетти потратил, прямо и косвенно работая на фашистский режим Муссолини, в частности он приветствовал и подписал "Манифест фашистских интеллектуалов". Дуче никогда сколько-нибудь серьезно не относился к главному национальному футуристу: диктатор прямо называл Маринетти "эксцентричным клоуном", однако последний был необычайно лоялен по отношению к Муссолини, и некоторые его дикие идеи периодически принимались на вооружение фашистским правительством. Самый известный пример тому - объявленная в 1932 году война макаронам. Вдохновленные идеями Маринетти чиновники попытались было "поддержать отечественного производителя", то есть внутреннее производство риса, чтобы сократить импорт пшеницы в страну. Проект успехом не увенчался, но до сих пор остается в памяти итальянцев как беспримерное и противоестественное вмешательство государства в жизнь буквально каждого дома.

Суть программы Маринетти по реформе национальной кухни Италии содержалась в его "Поваренной книге футуризма" (1932). Футуристические гастрономы стремились отделить голод от удовольствия, а еду "как топливо" от еды "как искусства". Физиологическую пользу от пищи следовало извлекать из специальных пилюль, бесплатно раздаваемых государством, а эстетическое удовольствие должно было достигаться на приемах и банкетах. Полный желудок объявлялся врагом футуриста: этот орган предназначен для восприятия, а не для набивания.

Маринетти, вопреки декларируемым принципам, ест пасту. Фото с с сайта cabinetmagazine.org

Маринетти, вопреки декларируемым принципам, ест пасту. Фото с с сайта cabinetmagazine.org

Lenta.ru

Упоминавшийся выше "Манифест тактилизма" Маринетти требовал четкого разделения пяти чувств. В "Поваренной книге футуриста" эта идея получила развитие: вкушающий пищу должен был одновременно осязать соответствующие случаю поверхности, внимать подобающей музыке и обонять специально подобранные ароматы. Каждое блюдо должно было быть "аранжировано" специальным образом: так, чтобы оно давало эстетическую пищу глазам. Именно поэтому многие футуристические блюда составлялись из маленьких кусочков: имел значение порядок их поглощения. Кроме того, предпочтительно было брать пищу руками - для получения дополнительных тактильных ощущений. Некоторые произведения футуристической кухни и вовсе не были предназначены для поглощения: их "ели" носом и глазами.

Вкус для футуристов представлял особую задачу: они экспериментировали с контрастами, сочетая несочетаемое. Продукты должны были раздражать чувства участников застолья. Известен рецепт "Полиритмического салата": участников банкета рассаживали за столом, в помещении гас свет, и под музыку и запах лаванды едоки должны были погрузить лица в тарелки, чтобы осязать щеками и губами фактуру содержимого. Один из обедов a la Маринетти состоял из тарелки красного (томатного) супа, ярко-желтой поленты (популярного в Италии блюда из кукурузной муки) и букета белых роз (вместе с шипами). Сардины у футуристов подавали с ананасами, колбасу "мортаделла" - с нугой, салями - с кофе и одеколоном. Популярный коктейль авангардистов включал в себя ананасовый сок, сырые яйца, какао, черную икру, красный перец, мускатный орех и гвоздику. "Интуитивная закуска" представляла собой апельсин, фаршированный салями, маринованными грибами и оливками. Внутрь плода вкладывали какое-нибудь сообщение, например: "Рецепты футуристов оставят без работы врачей, аптекарей и могильщиков".

Русские футуристы, которые еще в 1914 году с большим раздражением отнеслись к претензиям Маринетти на мировое интеллектуальное господство, придумали замечательное выражение - "пощечина общественному вкусу". "Поваренная книга футуриста" иллюстрирует буквальное прочтение этой фразы. Участники предстоящего футуристического банкета в Британской библиотеке добровольно подставляют щеку авангардистской длани. Так поступают настоящие буржуа в их особой разновидности - богемной ("BoBo", "Bohemian Bourgeois"). Невкусно, но экзотично, и только для избранных.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше