Экономика
22:29, 25 января 2008

Амнистия "для галочки" Россияне в ходе налоговой амнистии заплатили всего лишь 3,67 миллиарда рублей

Налоговая амнистия в России завершилась. Вряд ли результаты мероприятия, проводившегося с 1 марта по 31 декабря 2007 года можно назвать сверхуспешными, хотя и полного провала, который можно было ожидать за месяц до его окончания, тоже не состоялось. Граждане страны, ранее укрывавшие свои доходы, принесли в казну налогов на сумму 3,67 миллиарда рублей. Также не слишком ясно, удалось ли выполнить основную задачу амнистии – создать атмосферу доверия между налогоплательщиками и государством.

Наибольшую сумму удалось собрать налоговым органам столицы – 2,152 миллиарда рублей, то есть почти две трети от всех поступлений по стране. Сознательность проявили и жители Чукотки, расставшиеся с 564 миллионами. А вот в Усть-Ордынском Бурятском округе население пожелало выплатить лишь 1173 рубля.

Стоит отметить, что по традиционной русской привычке откладывать все на последний момент, граждане проявили интерес к амнистии своих средств только в декабре. На этот месяц пришлось 83,3 процента платежей, или чуть более 3 миллиардов рублей.

Попасть под амнистию капиталов было нетрудно – достаточно лишь подать декларацию об доходах, укрытых от ока налоговой инспекции до 1 января 2006 года. С этих средств следовало заплатить обычные 13 процентов подоходного налога, и, таким образом, очистить как свою совесть, так и список прегрешений перед законом. Однако российские налогоплательщики не прельстились простотой системы – доходов было задекларировано всего лишь на сумму чуть более 28 миллиардов рублей, что составляет менее 0,1 процента от ВВП страны.

Это очень мало с любой точки зрения. Существуют самые разные оценки по объему теневой экономики в стране, но все они говорят о десятках процентов от ВВП. Следовательно, государству удалось вернуть крохи от того, что должно было быть возвращено в идеале.

Можно посмотреть и на международный опыт. До сих пор одной из самых удачных операций по налоговой амнистии была ирландская, проведенная в конце 80-х годов. Результаты оказались ошеломляющими: налогов собрали на сумму, равную 2,5 процента ВВП. Более успешных результатов не показывал никто и никогда. В США амнистия регулярно проводится на уровне отдельных штатов, но результаты ее сомнительны – считается, что после прощения налоговая дисциплина серьезно падает.

Из развивающихся стран следует привести пример Индии, которая в конце 90-х амнистировала около восьми миллиардов долларов. Дополнительные доходы бюджета при этом составили 2,5 миллиарда. Несмотря на все перегибы и ошибки, сопровождавшие процесс амнистии, она положительно повлияла на деловой климат в стране.

Для нас есть образец и более близкий, как в пространственном, так и во временном смысле. Казахстан завершил свою амнистию в июле 2007 года и добился впечатляющих итогов. Легализовано было доходов на 8,7 процента от ВВП страны, казна получила 330 миллионов долларов. Если учесть, что в процессе приняли участие 10 процентов от всего населения страны, то можно считать амнистию по-казахски действительно всенародной. Конечно, завышение реальных итогов исключить нельзя, но вряд ли бы статистические службы Казахстана выдумали то, чего нет в принципе. А раз так, то, по крайней мере, общая картина весьма показательна.

Впрочем, иногда соседи России показывали скорее пример того, как амнистию проводить нельзя ни в коем случае. Так, в Грузии вскоре после "революции роз" данное мероприятие было устроено по инициативе Михаила Саакашвили. Народ закавказской республики энтузиазм своего президента не разделил, и вместо обещанных чиновниками в прессе четырех миллионов долларов бюджет получил лишь 35 тысяч от восьми предпринимателей.

Так что хуже, как в анекдоте о странном оптимисте, вполне бывает. Другой вопрос – почему не получилось лучше? Вариантов ответа на него может быть несколько, и все они по-своему правильные. Во-первых, капитал был не до конца уверен в благосклонности к нему государства. Известно, что данные о бывших нелегальных доходах будут еще некоторое время храниться в госструктурах. При таком раскладе никто не застрахован от внимательного интереса налоговых чиновников к тем, кто уже "единожды солгал". Кроме того, утечки из баз данных разных государственных органов происходят регулярно, а кому захочется, чтобы сведения о его доходах через пиратские диски и интернет узнала вся страна?

Во-вторых, проект амнистии изначально был рассчитан только на физических лиц и никак не затрагивал компании. Хотя от уплаты налогов в России пытаются в той или иной мере «косить» почти все, очевидно, что львиная доля неуплаты приходится на долю юридических лиц.

Наконец, продвижение мероприятия со стороны государства оказалось крайне слабым. По сути дела, об амнистии можно было прочитать лишь на страницах экономических изданий. Практически не было социальной рекламы, как распространяющейся по каналам масс-медиа, так и наружной. Результат налицо: согласно исследованию ВЦИОМ, 58 процентов жителей России о налоговой амнистии вообще ничего не слышали. Свою осведомленность о том, с чем ее едят, обнаружили только шесть процентов. А ведь в свое время яркая и запоминающаяся кампания "заплати налоги и спи спокойно" добилась очевидных успехов, судя по резкому росту налогооблагаемой базы в начале 2000-х.

Складывается ощущение, что государство отнеслось к амнистии, как к чему-то, что нужно было провести "для галочки". В таком случае, не стоит удивляться или гневаться по поводу ее результатов. Как поработали, так и заработали. Непонятно только, зачем все это нужно было устраивать? Ведь вряд ли российский бюджет сейчас так остро нуждается в трех с половиной миллиардах, которые удалось выжать в результате двухлетнего обсуждения и проведения правильной по задумке акции.

< Назад в рубрику