Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Попал под железную руку Драка с роботом и другие научные новости, не опубликованные в рубрике "Прогресс"

Научные достижения за истекшую неделю, разумеется, не ограничиваются новостями, опубликованными в нашей рубрике. Мы старались отбирать самое интересное, но и кроме этого произошло немало увлекательного, в частности, 15 европейских стран решили построить новый ускоритель частиц, организаторы марсианской экспедиции 2010 года отобрали шесть наиболее вероятных мест высадки, робототехники построили робота, который избил своего создателя, и остались довольны, а жабы удивили биологов своими сексуальными предпочтениями. Предлагаем читателю краткий обзор любопытных научных новостей, не попавших в рубрику "Прогресс".

На симпозиуме в Дармштадте в Германии 15 европейских стран договорились начать в конце 2008 года и закончить к 2015 строительство нового мощного ускорителя частиц FAIR (Facility for Antiproton and Ion Research, Установка для исследования антипротонов и ионов). Два синхротрона новой установки будут использоваться для изучения сильного взаимодействия, моделирования ранних состояний Вселенной, свойств антиводорода и многого другого.

Бюджет строительства составляет более миллиарда евро. Обещается, что частицам в новом ускорителе можно будет придавать энергию до 35 гигаэлектронвольт (в коллайдере ЦЕРНа, в работе над которым завершился очередной этап, - до 14 тераэлектронвольт, что в 400 раз больше).

Шесть возможных мест высадки
Фото из журнала Nature

Шесть возможных мест высадки Фото из журнала Nature

Специальная комиссия отобрала шесть мест, пригодных для высадки исследовательских марсоходов NASA в октябре 2010 года. Список будет подвергнут дальнейшему анализу, но уже вызывает бурные споры: садиться там, где предположительно можно собрать более интересные научные данные, или там, где безопаснее и откуда можно быстро добраться до основных пунктов назначения. Геологи (точнее, видимо, сказать "аресологи") с возмущением заявляют, что если дать волю инженерам, они просто посадят экспедицию на автомобильную стоянку побольше и понадежней. Ответный комментарий инженеров не сообщается.

Самки жаб Spea bombifrons (лопатонога крокодильчатого) поразили биологов тем, что в мелких водоемах охотней спариваются с самцами вида Spea multiplicata, чем с самцами своего вида, хотя гибридное потомство с большой вероятностью может оказаться стерильным или почти стерильным. Удивительно не само кросс-видовое спаривание (таких примеров много), а то, что самки стремятся к нему, имея выбор (читатель может поставить себя на место самки, полюбовавшись самцами bombifrons здесь, а multiplicata - здесь). Необычное решение предположительно объясняется все же не личными пристрастиями жаб, а заботой о потомстве: головастики multiplicata и гибридов развиваются быстрее - в мелких водоемах, которые могут пересыхать, это полезное свойство.

Сообщение журнала NewScientist о роботе, который бьет людей, повергает в недоумение, поскольку все мы твердо знаем азимовские три закона робототехники. Между тем цель инженеров из Аэрокосмического центра Германии - как раз обезопасить человека от случайных увечий, которые может непроизвольно нанести робот. "Руки" обученной машины снабжены специальными датчиками: почувствовав неожиданное препятствие на пути манипулятора, робот немедленно прерывает движение. Утверждается, что создатель робота Сами Хаддадин сам встал под удары манипулятора, движущегося со скоростью до 2,5 метров в секунду, и остался доволен результатами эксперимента.

Сразу две группы ученых - французская и швейцарская - продвинулись в исследованиях, которые могут пригодиться для квантовых технологий (технологий с привидениями, как теперь рекомендуется говорить). Они создали оптическую ловушку, в которой фрагмент вещества, находящегося в состоянии конденсата Бозе-Эйнштейна, ведет себя как один атом: все атомы вещества имеют одно и то же энергетическое состояние. Такое устройство теоретически может использоваться как ячейка памяти квантового компьютера - это гораздо надежнее, чем использовать один-единственный атом. Еще одно исследование микромира посвящено изучению декогерентности: перехода частиц от квантового поведения к классическому.

Японский спутник Луны "Кагуя", запущенный в сентябре, передал первые результаты фото- и видеосъемки Луны с использованием технологии высокой четкости.

Оценит ли израильская программа "Ключ" Поллока?
Фото с сайта harley.com

Оценит ли израильская программа "Ключ" Поллока? Фото с сайта harley.com

Израильские ученые разработали программу, которая позволит компьютеру определять подлинность произведений живописи и вообще воспринимать искусство. "Программа превращает изображения природы, людей, цветов и прочего в ряды математических символов, синусов и косинусов", сообщает пресс-релиз. Напомним, недавно "Лента.ру" писала о проблемах применения математического анализа к полотнам Джексона Поллока.

Неделя выдалась богатой на "старые" новости. Так, американские ученые опять нашли "гормон щедрости" окситоцин (исследование на самом деле новое, но вывод уже известный), а белорусско-российские вывели трансгенных козлят, которых уже выводили весной.

Гордо сообщив, что высокие места в рейтинге университетов британским вузам обеспечивает открытость страны для иностранных студентов, Великобритания из соображений безопасности тихо ввела дополнительные проверки и дополнительные требования к иностранным докторантам и магистрантам. Под иностранцами понимаются неевропейцы.

И еще много чего интересного случилось: чикагские физики промоделировали рождение Вселенной потоком стеклянных шариков, калифорнийские палеонтологи предложили новые описания древних массовых вымираний видов, австралийские биологи расшифровали звуки, издаваемые горбатыми китами, и так далее.

Коротко говоря, наука не стоит на месте. Прогресс налицо, а значит, на следующей неделе нас будут ждать не менее увлекательные новости. Оставайтесь с нами.