Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Ядерная мафия Итальянских мафиози подозревают в торговле радиоактивными материалами

Калабрийская мафия Ндрангета ('Ndrangheta), чье труднопроизносимое название переводится как "Честь и достоинство", оказалась замешана в совсем уж недостойном деле. Конечно, на совести у мафиози много чего: наркоторговля, похищение людей, рэкет, подкуп должностных лиц, отмывание денег, само собой разумеется, убийства, ну и разное по мелочи. Однако это уже стало чем-то привычным: в самом деле, чем еще заниматься мафии? Оказалось, есть чем. Управление по борьбе с мафией города Потенца подозревает членов Ндрангеты в незаконной торговле радиоактивными материалами и производстве плутония.

Ядерная мафия: мировому сообществу и МАГАТЭ, которые пока безуспешно пытаются совладать с непокорным Ахмадинеджадом, во чтобы то ни стало пытающимся начать обогащение урана, кажется, есть о чем призадуматься и от чего содрогнуться. Однако, как ни странно, большого резонанса это дело не вызвало или, может пока не вызвало. Даже в итальянских СМИ ему уделено мало внимания. Возможно, потому, что при ближайшем рассмотрении все оказывается куда более прозаичным.

Расследование начато в отношении десяти человек. Причем членов Ндрангеты среди них только двое. По данным итальянской газеты "La Gazzetta del Mezzogiorno", это Джузеппе Аркади (Giuseppe Arcadi) и Бруно Музитано (Bruno Musitano). Остальные восемь подозреваемых являются бывшими менеджерами ENEA - Национального агентства Италии по ядерной энергии. В разное время они возглавляли исследовательский центр Тризайя (Trisaia Research Centre), расположенный на территории муниципалитета Ротонделла (Rotondella) в Матере.

По данным той же "La Gazzetta del Mezzogiorno", речь идет о Джузеппе Орсениго (Giuseppe Orsenigo), Рафаэле Симонетти (Raffaele Simonetta), Бруно делло Викарио (Brunо dello Vicario), Джузеппе Лаполле (Giuseppe Lapolla), Джузеппе Роланди (Giuseppe Rolandi), Джузеппе Еспанье (Giuseppe Espagne), еще об одном Джузеппе по фамилии Липполис (Giuseppe Lippolis) и, наконец, о Томмазо Кандельери (Tommaso Candelieri). Некоторые из них уже на пенсии, другие продолжают работать, но уже не в исследовательском центре Тризайя.

По словам прокурора Франческо Базентини (Francesco Basentini), который занялся этим делом, всех десятерых подозревают "в подпольном производстве и продаже плутония, торговле ядерными отходами, незаконной торговле оружием и нарушении правил хранения радиоактивных материалов". Перечень весьма внушительный. Однако эти подозрения основаны, как представляется, не на четких доказательствах, а скорее на разрозненных фактах, которые хотя и складываются в единое целое, тем не менее по отдельности недостаточно убедительны и, скорее, являются предварительными выводами весьма долгого и запутанного следствия, продолжающегося ни шатко ни валко более 15 лет.

Сам исследовательский центр Тризайя, основанный в 1962 году, предназначен для хранения и переработки радиоактивных отходов. Со временем его научно-исследовательская база существенно расширилась: сейчас там занимаются исследованиями в области агро- и биотехнологий, изучением применения лазера, мониторингом окружающей среды. Однако центр не раз попадал под подозрение в нарушении правил хранения использованных радиоактивных материалов.

Еще в 1990 году прокурор Никола Паче (Nicola Pace) начала расследование ряда преступлений, совершенных на территории области Матера, и уже тогда обратила внимание на вопрос сохранности ядерных отходов в исследовательском центре Тризайя. Однако, как отмечается, дело двигалось крайне тяжело и сопровождалось исчезновением и смертями свидетелей, главный из которых капитан торгового судна Наталь де Граче (Natale De Grаce), активно сотрудничавший со следствием, внезапно умер от сердечного приступа.

Вскоре дело было передано из Матеры в другому прокурору, некому Галанте (Galante), который потом завещал его своему преемнику прокурору Дженовезе (Genovese), а от него уже дело попало в руки Франческо Базентини. При этом с течением времени расследование обрастало новыми фактами и разоблачениями, которые, хотя и наводили на след, толком ни к чему не вели. Возникали новые параллельные дела, а общая картина, как и ожидалась, становилась все менее понятной.

В 1996 году шотландский журналист Ник Аутерсайд (Nic Outerside) сообщил о таинственном исчезновении из исследовательского центра 30 бочек с радиоактивными отходами. В 2001 году появились сведения, что радиоактивные материалы из хранилищ центра Тризайя, по некоторым данным, плутоний, были проданы Саддаму Хусейну. В 2003 году в области Матера уже были найдены семь нелегальных захоронений радиоактивным материалов. Кроме того, в 2005 году газета "L'Espresso" также провела журналистское расследование, обнаружив очередное захоронение отходов в местечке Лавандайо (Lavandaio) недалеко от Пистичи (Pisticci).

Дело сдвинулось с мертвой точки после показаний раскаявшегося мафиози Франческо Фонти (Francesco Fonti), который занимал пост юридического советника в клане Сан Лука преступного синдиката Ндрангета. По данным газеты La Nuova Ecologia, Фонти показал, что лично общался с директором центра Тризайя Томмазо Кандельери, который за 800 миллионов - к сожалению, издание не уточняет чего именно - попросил помочь избавиться от 600 бочек с радиоактивными отходами, которые пришли из Франции, Германии, Швейцарии и США и находились в хранилище центра.

Бочки на грузовиках перевезти в порт Ливорно, где погрузили на корабль, следующий в Сомали. Там отходы были захоронены в пустынной местности. Перед этим представители сомалийской администрации якобы получили солидную взятку. Как пишет австрийская Kleine Zeitung, дела в Сомали лично курировал один из боссов Ндрангеты Вито Роберто Палаццоло (Vito Roberto Palazzolo), проживающий в ЮАР. Франческо Фонти якобы получил за свои услуги 400 тысяч евро.

После появления этой информации председатель правительственной комиссии по борьбе с экономическими преступлениями Паоло Руссо (Paolo Russo) предпринял серию попыток, чтобы убедить правительство Сомали провести необходимое расследование и найти указанное захоронение, если таковое имеется. О реакции сомалийских властей ничего толком неизвестно, скорее всего, она была никакой. Зато в то же время в Сомали была убита журналистка Илария Алпес (Ilaria Alpes).

Сам Франческо Фонти, по словам прокурора Франческо Базентини был готов все рассказать, однако в лучших мафиозных традициях был убит членами Ндрангеты прямо у дверей трибунала города Реджио в Калабрии (Reggio), куда был вызван для дачи показаний.

В целом, наиболее вероятной представляется версия, что "ядерная мафия" не столько охотилась за радиоактивными веществами, сколько помогала руководителям центра Тризайя от них избавиться, взяв на себя за соответствующую плату все хлопоты по их захоронению и сокрытию улик. Хотя, с другой стороны, можно предположить, что мафия помимо захоронения отходов, могла через центр приобщится к торговле радиоактивными материалами, в том числе плутонием. В принципе все получается вполне складно. Вопрос, как это доказать.

Алексей Демьянов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15