Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Конфискация диктаторского имущества ООН и Всемирный банк ищут украденные диктаторами деньги

По данным этих международных организаций, высшие должностные лица в странах с развивающейся и переходной экономикой ежегодно получают в виде взяток от 20 до 40 миллиардов долларов. Это составляет от 20 до 40 процентов от официальной помощи, которая направляется в бедные страны.

По оценкам организаций, трансграничный поток денег от нелегальной деятельности в развивающихся странах составляет от одного до 1,6 триллиона долларов ежегодно. Сюда входят средства, получаемые от криминала, коррупции и неуплаты налогов.

Но даже эти гигантские цифры являются лишь вершиной айсберга. Во-первых, приведенные оценки коррупции очень грубы и могут в несколько раз занижать измеряемый показатель. Во-вторых, исследователи пишут, что масштабы коррупции на высшем уровне могут уступать объему взяток, получаемых другими чиновниками.

Дело в том, что руководство развивающихся стран предпочитает держать наворованное в банках развитых стран. Именно эти финансовые потоки и могут отследить борцы с коррупцией. Понятно, что взятки, которые получают рядовые полицейские и столоначальники, выявить значительно сложнее.

Третьей причиной, по которой специалисты, готовившие доклад, считают, что эффекты от коррупции значительно больше, нежели они посчитали, является упущенная выгода. Дело в том, что каждый украденный из экономики доллар означает, что кто-то не получил рабочее место, кто-то остался без лекарств, а кто-то умер от голода, что до сих пор актуально в некоторых беднейших странах. Когда речь идет о таких суммах, потери экономик оказываются фантастическими.

Клептократы-чемпионы

ООН и Всемирный банк рассмотрели данные по нескольким странам с самым высоким уровнем коррупции и даже составили список клептократов, сильнее всего обокравших свой народ.

По абсолютной величине самым удачливым оказался Мохаммед Сухарто, который руководил Индонезией с 1967 по 1998 год. В его карман ушло от 15 до 35 миллиардов долларов. Получается, что ежегодно Сухарто присваивал от 0,6 до 1,3 процента индонезийского ВВП.

Сухарто покинул свой пост во время финансового кризиса 1998 года. 7 августа 2007 года суд Джакарты начал рассмотрение гражданского иска к диктатору. От него требуют возместить стране около полутора миллиардов украденных долларов.

Второе место по объему разворованных денег и первое место по относительной жадности по праву принадлежит Фердинанду Маркосу, главе Филиппин с 1972 по 1986 год. Он украл в общей сложности от пяти до десяти миллиардов долларов. Ежегодно он клал в свой карман рекордную долю национального богатства страны – от полутора до 4,5 процентов. Диктатор был свергнут во время военного переворота в 1986 году, бежал на Гавайи и жил там до самой смерти в 1989 году.

Пять миллиардов долларов присвоил заирский правитель Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга. С 1965 по 1997 год он ежегодно воровал у своего народа по 1,8 процента ВВП. Во время своего правления он подавлял массовые мятежи, окончательно развалил экономику страны, а в 1997 году был изгнан в Марокко, где спустя полгода скончался от рака.

Угнаться за ним пытался Сани Абача, обогатившийся за счет нигерийского народа с 1993 по 1998 год. По подсчетам Всемирного банка, за время своего правления он "заработал" от двух до пяти миллиардов долларов. В настоящее время правительство Нигерии пытается вернуть эти деньги в страну.

В пятерку клептократов, наиболее сильно обокравших свой народ, вошел также Слободан Милошевич, бывший главой Сербии, а впоследствии Югославии с 1989 по 2000 год. Ему достался один миллиард долларов. Ежегодно он присваивал по 0,7 процента ВВП.

Список "лучших" украшен возглавлявшим Гаити с 1971 по 1986 год Жан-Клодом Дювалье (от 300 до 800 миллионов долларов), а также президентом Перу с 1990 по 2000 год Альберто Фухимори (600 миллионов долларов).

Особого упоминания достоин Павел Лазаренко, который занимал пост премьер-министра Украины с 1996 по 1997 год, а ныне отбывает срок в американской тюрьме. Он присвоил от 114 до 200 миллионов долларов.

Наиболее скромными аппетитами из лидеров исследованных стран обладали президенты Никарагуа Хосе Арнольдо Алеман Лакайо и Филиппин Джозеф Эстрада. Первый украл сто миллионов долларов с 1997 по 2002 год, а второй – от 70 до 80 миллионов долларов с 1998 по 2001 год.

Вернуть украденное

Основная часть расхищенных средств находится на счетах в развитых странах, говорится в докладе. Следовательно, Всемирный банк и ООН предлагают в рамках представленной программы изымать со счетов эти деньги и направлять на помощь странам, из которых они были похищены.

В частности, исследователи подсчитали, что каждые вырученные сто миллионов долларов позволят, например, провести полную вакцинацию четырех миллионов детей или в течение года лечить от ВИЧ/СПИД 600 тысяч человек. Этих денег также хватит, чтобы предоставить населению от 3,3 до 10 миллионов специальных антимоскитных сеток, которые являются одним из наиболее эффективных средств против заражения малярией. Наконец, сто миллионов долларов стоит строительство водопровода на 250 тысяч домохозяйств или прокладка 240 километров двухполосных мощеных дорог.

В последней части доклада авторы предоставляют подробный план действий, которые необходимо выполнить, чтобы запустить процесс реституции похищенных средств. Все предложенные меры можно разделить на четыре пункта.

Во-первых, политическая воля, правовая реформа и усиление контроля необходимы не только развивающимся, но и развитым странам, которые служат хранилищем полученных незаконным образом средств. А для развивающихся стран это станет не только способом возмещения денег, но также важным шагом в борьбе с коррупцией.

Во-вторых, время в данном случае очень важно. Задержка возвращения денег добавляет легитимности действиям клептократов. По мнению специалистов Всемирного банка, развитые страны должны помочь развивающимся сделать первый шаг в этом направлении.

В-третьих, для успешного возвращения средств необходимо объединение стран всего мира, чтобы взамен исчезающих пристанищ для украденных капиталов не возникало новых, и всю процедуру не приходилось начинать заново.

Наконец, в-четвертых, в тех из развивающихся стран, где это возможно, к мониторингу реституции средств должны быть подключены гражданское общество и средства массовой информации.

Клептократы предложения ООН и Всемирного банка не комментируют.

Антон Поминов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше