Вводная картника

Зомби окружают

Премьеры 21 июня

Культура

На этой неделе в прокат выходят картины "Планета страха", "Кремень", "Византийская принцесса", "Эван Всемогущий" и "Танцуй до упаду". Чуть ли не во всех из них обнаруживаются разнообразные восставшие из ада или со смертного одра. К счастью, обозревателям журнала Time Out Москва удалось еще поностальгировать по брейк-дансу и посмотреть на куртуазную эротику.

Кремень

Жанр: героика нашего времени. Россия, 2007. Режиссер: Алексей Мизгирев. В ролях: Евгений Антропов, Дмитрий Куличков, Сергей Шеховцов, Анастасия Безбородова, Татьяна Насташевская. 100 мин.

Провинциальный дембель Антон (Евгений Антропов), сам себя называющий Кремень, приезжает в Москву. Поначалу ему тут нравится: похоже на родной городок, особенно спальные районы, а других он за весь фильм и не увидит. Здесь на окраине проживают свои - невеста Зинаида с родителями. Мир и будущее лежат перед Антоном как на ладони: сначала покорится любимая, потом - Москва. Все, однако, идет не так, как мечтает парень.

Зинаида смотрит косо и, похоже, не вполне помнит жениха. Отец ее, дядя Коля, владелец автосервиса, помогать не настроен. В привокзальном туалете просят целых десять рублей за вход. И вот щуплый юноша с прозрачными глазами нанимается в милицию и начинает мстить. Впрочем, мстить Кремень начинает еще раньше - прямо в туалете.

Про режиссерский дебют Алексея Мизгирева давно ходил слух, что это русский "Таксист" Скорсезе. Сейчас выясняется, что это еще и русские "Злые улицы", и даже отчасти русский "Мыс страха", перекрашенный в мышиный милицейский цвет. Как и в "Таксисте", здесь имеются прекраснодушный отморозок и нежная барышня, предмет его смутного вожделения. Имеется также бордель с крепостными вьетнамками, которых хорошо бы освободить огнем и свинцом, восстановив таким образом на Земле справедливость.

Кадр из фильма "Кремень"

Кадр из фильма "Кремень"

Lenta.ru

Есть, впрочем, существенное отличие: герой Де Ниро в "Таксисте" был психопатом, травмированным вьетнамской войной. Герой дебютанта Антропова на войне не бывал, он не псих и даже не идиот, хотя временами таким кажется. "Твердость - не тупость", - приговаривает Антон, раскалывая бутылки о стриженую голову, и весь фильм по большому счету выдержан в точно такой же безапелляционно-юниорской дидактике.

По Мизгиреву выходит так, что опыт жизни в современной России сопоставим с опытом военным, и потому человек-кремень абсолютно нормален для своего места и времени. А что? Правило "слабину давать нельзя" - это же основы социального дарвинизма, отлично усвоенного поколением видеосалонов. Если мир слишком широк и велик для понимания, то надо достать боевую гранату и кроить его под себя и свои о нем представления и фантазии. Гипербола? Совсем нет.
Антон замечательно вписывается в мир, в котором на гастарбайтера из Средней Азии можно повесить убийство, а налоговые сборы с публичного дома несут напрямую бюджетникам - в милицию. И в случае с "Кремнем" не имеет смысла (как десять лет назад по поводу первого "Брата") кудахтать про смещенный центр нравственной тяжести. Тяжести-то никакой и нет. Есть сплошная легкость во всем: пошел, посадил, сломал, извинился, потом убил. Дали сержанта.

Мария Кувшинова, Time Out Москва

Византийская принцесса / Tirante el Blanco

Жанр: рыцарский роман. Италия - Испания - Великобритания, 2006. Режиссер: Висенте Аранда. В ролях: Каспер Зафер, Эстер Нубиола, Леонор Уатлинг. 122 мин.

XV век. Рыцарь по имени Тирант Белый (Каспер Зафер) отправлен из Европы в Византию военным консультантом - помогать Греческой империи противостоять набегам янычар. Однако Тирант находит занятие поинтереснее: влюбившись до потери сознания в византийскую принцессу Кармесину, он проводит большую часть времени в душевных метаниях, вздохах на скамейке и тому подобных куртуазностях. А Кармесина тем временем все никак не решит, кому же из поклонников отдать свою девственность.

Переживаниям по поводу девственности и отдана вся вторая половина фильма. При этом с возвышенной манерой героев объясняться друг с другом резко контрастирует откровенность анекдотических сексуальных сцен. Например, к тому моменту, когда Тирант наконец овладевает возлюбленной, он уже успевает переломать себе обе ноги, отчего рыцарю в столь тонком деле помогают по меньшей мере человек пять.

Кадр из фильма "Византийская принцесса"

Кадр из фильма "Византийская принцесса"

Lenta.ru

А что же битвы, которых ждешь от фильма, снятого по классическому рыцарскому роману? Они есть, но лучше бы их не было вовсе. Полтора десятка статистов, заснятых рапидом, бегают туда-сюда, изображая судьбоносное столкновение армий Европы и Азии. Иными словами, "Византийская принцесса" недостаточно масштабна для эпоса, недостаточно лирична для фильма о любви и слишком уж торжественна даже для самой мягкой эротики. Видимо, чтобы оценить достоинства картины, ее надо смотреть в оригинале: ведь восхитительный слог романа отмечал еще Сервантес. Но справедливо добавлял, что в сюжете автор наворотил завидной ерунды.

Максим Эйдис, Time Out Москва

Эван Всемогущий / Evan Almighty

Жанр: божественная комедия. США, 2007. Режиссер: Том Шедьяк. В ролях: Стив Карелл, Лорен Грэм, Димми Беннетт, Джонни Симмонс, Морган Фримен. 90 мин.

Второй фильм о том, как Всевышний делегирует тихому американцу свои полномочия, и это оказывается не подарком, а скорее карой небесной. Оригинальный "Брюс Всемогущий" с Джимом Кэрри был комедией богохульной, утверждал, что Господь - негр, и, как следствие, столкнулся с жесткой цензурой (в Египте его так и вовсе запретили к прокату). За что, видимо, и воздалось: судьба "Эвана Всемогущего" не кажется легкой.

Кадр из фильма "Эван Всемогущий"

Кадр из фильма "Эван Всемогущий"

Lenta.ru

Джим Кэрри, например, отказался от съемок, и главную роль отдали Стиву Кареллу ("Сорокалетний девственник"), актеру с куда более скромной мимикой, игравшему в первом фильме малозначимого персонажа. Но режиссер Том Шедьяк, когда-то поставивший кинозоопарк "Эйс Вентура", не пал духом и снова обратился к зверушкам. Герой Карелла, исполняя божественный промысел, становится новым Ноем, зарастает густым седым волосом и строит ковчег для тварей, приобретая вид не столько библейский, сколько идиотический. Не менять Господа у создателей (хвала Создателю!) хватило рассудка и силы воли - им остался Морган Фримен, хоть Египет наверняка и не одобрит.

Дарья Серебряная, Time Out Москва

Танцуй до упаду / Kickin It Old Skool

Жанр: коматозная комедия. США, 2007. Режиссер: Харви Глейзер. В ролях: Джейми Кеннеди, Мария Менунос, Мигель А. Нуньес-мл., Майкл Розенбаум, Бобби Ли. 107 мин.

Мальчишка Джастин (Джейми Кеннеди), школьная звезда брейк-данса, на показательном выступлении сверзился со сцены, впал в кому и очнулся в 2006-м все тем же пацаном, только запертым в тело тридцати-с-чем-то-летнего, некрасивого и дебиловатого хмыря. Его школьная брейк-дансерская команда развалилась: одни друзья превратились в домоседов, другие - в офисный планктон. Подружка помолвлена. Родители в течение 20 лет оплачивали жизнеобеспечение сына и в итоге обанкротились. Но вот стартует чемпионат по брейк-дансу с призовым фондом в 100 тысяч долларов, и болезный решает вспомнить детские навыки.

Кадр из фильма "Танцуй до упаду"

Кадр из фильма "Танцуй до упаду"

Lenta.ru

Выполнен этот сюжет как рефлексия по босоногой юности, но там, где надо бы добавить доброй ретрухи, режиссер зачем-то включает туалетную тинейджерскую комедию. Девушка, которой, надо понимать, пошел четвертый десяток, свою биографию начинает с рассказа о первой менструации. Приятели, знакомя танцора с достижениями науки и техники, первым делом показывают порнуху на "Маке". А главное, на слэмах герои движутся категорически коряво, компенсируя неуклюжесть актами мочеиспускания, дефекации и всякими неприличными жестами, адресованными соперникам. То, что эти выпады неспортивны и некрасивы, еще полбеды. Они просто-напросто несмешны.

Кирилл Алехин, Time Out Москва

Планета страха / Planet Terror

Жанр: зомби-трэш. США, 2007. Режиссер: Роберт Родригес. В ролях: Роуз Макгоуэн, Фредди Родригес, Марли Шелтон, Майкл Паркс, Брюс Уиллис, Джефф Фейхи. 130 мин.

Жарким летним вечером на военной базе в Техасе происходит утечка какой-то ядовито-зеленой дряни. Персонал мигом превращается в зомби и разбегается по округе жрать людей. Постепенно в закусочную добряка Джей Ти (Джефф Фейхи) набиваются уцелевшие: стриптизерша Черри (Роуз Макгоуэн), лишившаяся в схватке с упырями ноги, ее шустрый кавалер Эл (Фредди Родригес), доктор Блок (Марли Шелтон), сексуальная женщина-врач со шприцами за подвязкой, шериф Макгро (Майкл Паркс) и еще несколько занятных персонажей. Им предстоит пробиться сквозь толпу голодных мертвецов к новой, прекрасной жизни. Удастся, разумеется, не всем.

Двойной проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса "Грайндхаус" очень хорошо объясняет разницу между этими двумя режиссерами. Забавляясь с жанровым кино, Тарантино всегда рассказывает о чем-то большем. Родригес всегда показывает только то, что показывает, - без подтекста. Поэтому тарантиновский трэш-боевик про тачки "Доказательство смерти" - это, в общем, кино про женщин, а родригесовский трэш про зомби "Планета страха" - это просто трэш про зомби. Забавный, с гротескным насилием, специфическими шуточками вроде автомата-ноги Роуз Макгоуэн или выедания упырями мозга гламурной блондинки. Чистое, ничем не замутненное развлечение. Смотрел - смеялся. Вышел - забыл.

Дмитрий Аношин, Time Out Москва

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности