Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Веселые ребята Казахстанская полиция устроила "маски-шоу" для бывших охранников президента

Суд над бывшим руководством казахстанского "Нурбанка", который недавно начался в Алма-Ате, явно не будет страдать от недостатка внимания со стороны журналистов. Вскоре после начала процесса стали пропадать люди, фигурирующие на нем в качестве свидетелей. Впоследствии они обнаруживались в полицейском участке, а оттуда попадали в больницу. Все они, по странному совпадению, оказались бывшими или действующими сотрудниками спецслужб - в частности, Службы охраны казахстанского президента.

После очередного "маски-шоу" объяснения представителей власти, что происходящее остается в правовых рамках, кажутся все менее убедительными. В комментариях казахстанских СМИ, посвященных делу "Нурбанка", проводятся параллели между Казахстаном и Сицилией ("где без лишних церемоний избавлялись от лишних свидетелей), а также Латинской Америкой середины 70-х ("когда людей хватали просто потому, что они кому-то мешали").

При этом в публикациях, посвященных делу "Нурбанка", все чаще упоминается имя Рахата Алиева - зятя казахстанского президента Нурсултана Назарбаева. Алиев, по его собственному признанию, сделанному в феврале агентству Kazakhstan Today, является одним из акционеров "Нурбанка".

По данным издания Zona.kz, по делу о финансовых махинациях, в которых обвиняется бывшее руководство банка, он ранее давал показания. Правда, жены банкиров, один из которых оказался на скамье подсудимых, а другой пропал без вести, винят в злоключениях мужей именно Алиева, заявляя, что они стали жертвами конфликта с влиятельным акционером.

Между тем двое из свидетелей, задержанных в связи с делом "Нурбанка", оказались сотрудниками казахстанского телеканала КТК, который считается близким Алиеву. Местные наблюдатели не исключают, что этот инцидент организовали высокопоставленные противники президентского зятя. Некоторые заявили об очередном обострении войны кланов, которая ведется руками силовых структур. По словам журналиста Сергея Дуванова, которого цитирует радио "Азаттык", соперничающие кланы не стесняются в средствах, чтобы устроить друг другу "веселую жизнь".

Маски-шоу

Первым из задержанных (или похищенных?) оказался сотрудник телеканала Иван Лихоузов. Утром 10 мая люди в масках увезли его прямо из гаража КТК: скрутили руки, затолкали в "Мерседес", номера которого, как сообщается, были залеплены грязью, и уехали в неизвестном направлении. В тот же день при похожих обстоятельствах был задержан (похищен?) сотрудник Службы охраны президента (СОП) Казахстана Нурлан Сарыпбеков.

Как рассказал журналистам его брат Серик Сарыпбеков, на алма-атинском проспекте их машину подрезал какой-то автомобиль и, остановившись, заблокировал им дорогу. В это время сзади подъехал "Мерседес". Двое мужчин в масках, по словам Серика, вытащили его брата из салона и стали избивать, а затем увезли в алма-атинский департамент внутренних дел. На вопрос о том, что происходит, Серик Сарыпбеков получил ответ, что "идет какая-то отработка, и из Астаны (столицы Казахстана) приехали люди из МВД".

Позднее стало известно, что в тот же день, 10 мая, пропал начальник службы безопасности "Нурбанка" Ерлан Сарсенбеков: ушел в поликлинику и не вернулся. Сарсенбеков, как сообщает Kazakhstan Today, является главным свидетелем обвинения на вышеупомянутом судебном процессе. А накануне (вечером 9 мая) был задержан еще один сотрудник КТК Виталий Пискунов.

22 января 2007 года в "Нурбанке", который входит в десятку крупнейших банков Казахстана, сменилось руководство. Свои посты покинули председатель правления Абилмажен Гилимов и его заместитель Жолдас Тимралиев. Как утверждает следствие, спустя несколько дней после отставки они совершили через этот банк незаконную проводку средств на сумму 809 миллионов тенге (более 6,5 миллиона долларов). Чтобы "замести следы", они якобы наняли нескольких алма-атинских полицейских, чтобы те похитили из здания "Нурбанка" некие финансовые документы. Обвиняемыми по делу помимо Гилимова (Тимралиев, как утверждает полиция, скрывается от следствия) выступают шестеро бывших полицейских.
Между тем родственники банкиров описывают ситуацию иначе, заявляя, что те пострадали в результате конфликта с президентским зятем. Жены Гилимова и Тимралиева заявили, что Алиев похитил их мужей и вымогал у них права на некую собственность. По их словам, полицейские, которых сейчас судят, прибыли в здание "Нурбанка", чтобы освободить их близких, удерживаемых в качестве заложников. Сам Алиев отверг все обвинения в свой адрес и подал на женщин в суд за клевету.

Все четверо, один за другим, обнаружились в алма-атинском департаменте внутренних дел. Оказалось, что их всего лишь "доставили на допрос" по делу "Нурбанка". Кроме того, Пискунова, как заявил начальник департамента криминальной полиции Султан Кусетов, правоохранительные органы подозревают в мошенничестве.

Между тем "простой допрос", как сообщает Kazakhstan Today, завершился для свидетелей не слишком благополучно. После общения со следователями Нурлан Сарыпбеков и Иван Лихоузов оказались в больнице. Последний заявил, что полицейские его избили и вынудили подписать какие-то документы. По информации Kazakhstan Today, при задержании был избит и Виталий Пискунов. Родные Ерлана Сарсенбекова тем временем сообщили журналистам, что тот объявил голодовку, протестуя против того, что его без оснований держат под стражей.

В полиции заявляют, что никого не били, а свидетели ушли с допроса "целыми и невредимыми". Никаких "масок-шоу", уверяет глава департамента криминальной полиции, также не было. В то же время, как сообщает издание Zona.kz, представители МВД заявляют, что решение о задержании этих свидетелей (вместо того, чтобы вызвать их повесткой) было принято в связи с их причастностью к спецслужбам. Если бы эти люди решили скрыться, утверждает источник, "их не нашли бы никогда даже по линии Интерпола".

Кто все эти люди?

Комментируя задержание Ивана Лихоузова, члены наблюдательного совета КТК, расценили происшедшее как попытку "заткнуть единственный телеканал, который называет творящийся в стране произвол своим именем". Авторы заявления, в том числе председатель наблюдательного совета Мухтар Алиев (как отмечает радио "Азаттык" - отец Рахата Алиева и, соответственно сват казахстанского президента), особо упомянули "начавшийся в Алма-Ате процесс по делу о финансовой афере".

Можно предположить, что речь идет о деле "Нурбанка". На процессе, по их словам, всплывут фамилии "неких высокопоставленных полицейских чинов, причастных к финансовым махинациям". Для того чтобы предотвратить эти разоблачения, утверждают авторы, "оборотни в погонах" и устроили "маски-шоу".

С похожей аргументацией, кстати, выступал и Рахат Алиев, опровергая свою причастность к скандалу вокруг "Нурбанка" в февральском интервью агентству Reuters. Он дал понять, что критика в его адрес исходит от нечистых на руку людей, недовольных его деятельностью на посту главы Комитета налоговой полиции (1998-1999 годы) и замглавы Комитета национальной безопасности (2001-2002 годы).

Между тем версия, согласно которой Лихоузов и Пискунов пострадали из-за своей журналистской деятельности, выглядит не слишком убедительной. Первый, как отмечает издание Zona.kz, является начальником отдела координации технической службы КТК, второй работает офис-менеджером. Ранее, комментируя задержание Ивана Лихоузова, шеф-редактор редакции правовых программ телеканала Валерий Тараканов не исключил, что оно может быть связано с его предыдущей работой в Службе охраны президента.

Рахат Алиев, фото сайта kompromat.kz

Рахат Алиев, фото сайта kompromat.kz

Lenta.ru

Журналисты обнаружили и еще одну деталь в биографии сотрудника КТК, которая позволяет связать его с "Нурбанком". До начала марта 2007 года, как следует из сообщения Казахстанской фондовой биржи, Иван Лихоузов был членом совета директоров компании "Алматинский Сахар", которая является одним из акционеров этого банка.

Что же касается задержанного сотрудника СОП Нурлана Сарыпбекова, то он, по информации Kazakhstan Today, в последнее время осуществлял охрану Дариги Назарбаевой - дочери казахстанского президента и супруги Рахата Алиева. Вообще причастность всех свидетелей, задержанных 9-10 мая, к силовым структурам едва ли можно назвать случайной. По одной из версий, к исчезнованию банкира Жолдаса Тимралиева могли быть причастны бывшие или действующие сотрудники спецслужб. Его супруга Армангуль Карпашева ранее заявляла, что 31 января, когда полицейские по ее просьбе пришли в "Нурбанк", им помешал "отряд СОП, сопровождавший Рахата Алиева". Отметим также, что с 2001 по 2002 годы Алиев занимал пост замглавы Службы президентской охраны, хотя задержался на этой должности всего несколько месяцев.

Вопрос о том, кому могут быть выгодны прошедшие в Алма-Ате "маски-шоу", остается открытым. Те из СМИ, которые рассматривают происходящее как противостояние Алиева и неких высокопоставленных чиновников, упоминают в числе его оппонентов акима (главу администрации) Алма-Аты Имангали Тасмагамбетова. Этого чиновника, как отмечает радио "Азаттык", прочат в возможные преемники президента Нурсултана Назарбаева. Помимо прочего, бывшему главе "Нурбанка" Абильмажену Гилимову, которого сейчас судят, он приходится двоюродным братом.

Всем улыбаться

Журналисты сходятся в том, что в условиях давления на свидетелей, которое идет с разных сторон, процесс по делу "Нурбанка" практически парализован. По последней информации, в числе задержанных оказался и сотрудник финансовой полиции, возглавлявший следственную группу по этому делу. Методы при этом, как следует из сообщения Kazakhstan Today, использовались те же самые. Несколько дней назад Бауржан Аубакиров, который является заместителем начальника следственного управления по борьбе с коррупцией в алма-атинском департаменте по борьбе с экономической преступностью, был схвачен неизвестными, а затем "нашелся" все в том же следственном изоляторе алма-атинского департамента внутренних дел.

Оценивая скандал вокруг "Нурбанка" в январе-феврале 2007 года, эксперты отмечали, что репутация банка от него практически не пострадала. Правда, остается еще вопрос о том, не повредят ли недавние "маски-шоу" имиджу Казахстана. Впрочем, после выхода скандального фильма "Борат" руководство страны бдительно следит за чистотой ее образа. 17 мая на третьем международном PR-форуме, проходящем в Алма-Ате, было объявлено, что на формирование позитивного имиджа страны за рубежом правительство республики выделило 10 миллионов долларов. Возможно, эти деньги пойдут как раз на воспитание полицейских и сотрудников спецслужб: зарубежным экспертам не понравилось, что "почти никто из них не умеет открыто улыбаться". Что ж, вполне дельное замечание. В сочетании с черной маской широкая улыбка полицейского будет выглядеть, наверное, просто неотразимо.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше