Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Диверсия или небрежность На Украине взорвался участок экспортного газопровода

Седьмого мая в Киевской области взорвался участок газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, по которому российский природный газ транзитом через Украину поставляется в Словакию, Чехию, Германию и Францию. Дефицита газа страны Евросоюза не почувствовали, поскольку топливо перенаправили по обводным маршрутам. "Газпром" же, убедившись, что "европейские партнеры" недостатка в газе не испытывают, фактически самоустранился от выяснения причин аварии. Хотя российской компании в ближайшем будущем, вероятно, все-таки придется обеспокоиться состоянием украинских газотранспортных сетей. Украинцы же пока не исключают, что имела место "служебная небрежность" или даже диверсия.

Взрыв трубы произошел недалеко от компрессорной станции "Ставище", в полутора километрах от села Лука Таращанского района. В МЧС Украины заявили, что серьезные повреждения получили 30 метров газопровода, причем куски трубы разлетелись в радиусе 150 метров. Возникший сразу же после взрыва пожар уничтожил два гектара близлежащего леса. Возгорание удалось локализовать в течение 20 минут, поскольку аппаратура компрессорной станции, зафиксировав падение давления, заблокировала подачу газа из разорванной трубы.

В течение часа после взрыва газ был переброшен в трубопровод "Прогресс", который от российской границы до Ивано-Франковска идет параллельно с системой "Уренгой-Помары-Ужгород". А когда падение давления было зафиксировано на компрессорной станции "Газпрома" на границе с Украиной, был загружен газопровод "Союз", который проходит южнее взорвавшейся ветки.

Последствия аварии европейских получателей российского газа никак не коснулись. В национальных газовых компаниях Словакии (SPP), Чехии (RWE Transgas) и Польши (PGNiG) заявили, что не ощутили изменений в поставках топлива. В "Газпроме" же отметили, что "никаких ограничений поставок газа европейским потребителям не произошло", а обязательства России перед ними выполняются в полном объеме.

В "Нафтогаз Украины" в свою очередь уточнили, что поскольку "газовая система загружена сейчас чуть больше чем на половину, не пришлось брать газ из подземных хранилищ". Вместе с тем, в компании подчеркнули, что для выполнения транзитных обязательств будет увеличена подача газа по другим газопроводам, а также использованы его запасы в трех хранилищах в районе Ивано-Франковска.

В министерстве топлива и энергетики Украины заявили, что газ из России поступает по девяти магистральным газопроводам, а экспортные поставки в Евросоюз и на Балканы осуществляются через пять веток, поэтому потеря одной из них не могла привести к прекращению поставок европейцам.

Если европейские потребители нехватки газа не испытали, то 13 тысяч жителей 26 населенных пунктов в Таращанском и Богуславском районах Киевской области, а также шести - в соседней Черкасской области Украины вынуждены пока обходиться без него. В "Нафтогазе" заявили, что аварийные бригады ведут круглосуточные работы и газоснабжение будет полностью восстановлено к праздникам, до девятого мая.

Ранее в компании отметили, что аварийный участок газопровода будет восстановлен в течение трех дней. Во вторник, восьмого мая, в "Нафтогазе" сказали, что авария ликвидирована. "В ближайшее время можно ожидать возобновления поставок газа по газопроводу Уренгой-Помары-Ужгород. Вместе с тем, точнее об этом можно будет говорить после того, как будут сделаны выводы специальной комиссии, которая работает на месте", - подчеркнули в компании.

Пока выдвинуты две версии аварии. Согласно первой из них, причиной разгерметизации трубопровода и последующего взрыва мог стать "физический износ", поскольку участок был введен в эксплуатацию более 25 лет назад. Специалисты утверждают, что ветка проходит в болотистой местности, и воздействие этого "неблагоприятного фактора" сказывается на прочности металла. Поставки по этой трубе приостанавливались и ранее из-за аварий по причине ее ветхости. Лишь однажды, в 1999 году, взрыв произошел в результате теракта.

Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский накануне вечером выдвинул собственную версию взрыва на газопроводной магистрали. По его словам, он мог стать следствием диверсии. Чиновник связал происшествие с железнодорожной аварией, которая произошла второго мая возле станции Росава в Киевской области. Тогда неизвестные злоумышленники перевели железнодорожные стрелки, в результате чего локомотив и четыре вагона поезда "Столичный экспресс", следовавшего по маршруту Днепропетровск-Киев, сошли с рельсов. Легкие ранения получили несколько человек.

"Ситуация, которую мы имели на железной дороге под Киевом, и эта сегодняшняя авария - не исключено, могут быть звеном запланированных акций по дестабилизации ситуации в стране", - заявил министр. К этим словам присоединился председатель Верховной Рады Украины Александр Мороз. По его мнению, оба этих происшествия "могут быть направлены на усиление политического кризиса на Украине". Между тем у представителей украинских правоохранительных органов и газовиков эта версия особого энтузиазма не нашла. Следователи прокуратуры Киевской области пока не увидели признаков внешнего вмешательства в газопровод. А генпрокурор Украины Святослав Пискун заявил, что взрыв явился следствием "служебной небрежности".

Специалисты отмечают, что система газоснабжения Украины уже перешла на летний режим работы и поэтому имеет значительные резервы по мощности. Если бы авария произошла в разгар "осенне-зимнего максимума", когда газотранспортная система работает на пределе, то с последствиями происшествия справиться было бы гораздо сложнее. "Газпрому", как считают эксперты, вряд ли бы удалось оперативно компенсировать выпадение ежесуточных 80 миллионов кубометров газа из украинской системы.

Если причиной аварии стал не намеренный подрыв трубы, а ее износ, то данное ЧП, которое не привело к масштабным сбоям в поставках газа в Европу, дает возможность подумать об инвестициях в реконструкцию системы. Ранее "Нафтогаз" утвердил инвестиционную программу, которая, правда, предусматривает модернизацию компрессорных станций, а не замену труб.

Кстати, ранее в исследовании фонда содействия "Свободная Европа", консалтинговой компании United Communications, Международного института политической экспертизы и центра социальных исследований "София", отмечалось, что газотранспортная система Украины "характеризуется высокой степенью износа". Из-за этого возрастает риск сбоев поставок энергоносителей через украинскую территорию, поскольку количество техногенных аварий может увеличиться. Причем эксперты утверждают, что Украина не имеет необходимых средств для самостоятельной модернизации своей газотранспортной системы.

По их мнению, нынешняя авария может способствовать созданию международного консорциума с участием Украины, России и Евросоюза, который занимался бы управлением украинской газотранспортной системой и привлекал бы инвестиции в ее развитие. На это может повлиять и незабытый европейцами российско-украинский конфликт начала 2006 года из-за цен на газ. Тогда были прекращены поставки топлива на Украину, а следом снизились и объемы перекачки газа в страны Евросоюза, поскольку украинская сторона начала "отбор" топлива из экспортной трубы.

Руслан Кадрматов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше