Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Снова в армии Павел Грачев вернулся на военную службу, поступив в распоряжение Минобороны

По странному совпадению, в день похорон первого российского президента в СМИ всплыло подзабытое было имя человека, без которого невозможно представить себе ельцинскую эпоху. Как сообщили информационные агентства, бывший министр обороны России генерал армии Павел Грачев, почти десять лет торговавший российским оружием на посту главного военного советника генерального директора компании "Рособоронэкспорт" Сергея Чемезова, вновь вернулся на военную службу, поступив в распоряжение Минобороны. В этой связи не мешает вспомнить некоторые ключевые моменты биографии Грачева, ставшего одним из героев "смутного времени" российских 90-х годов XX века.

От комдива до министра

Будущий министр обороны Павел Сергеевич Грачев появился на свет 1 января 1948 года. Через 47 лет после этого события столь заурядный, казалось бы, факт станет роковым для солдат 131-й Майкопской мотострелковой бригады, брошенных в знаменитую кровавую новогоднюю ночь с 1994 на 1995 год без разведки, без прикрытия с воздуха, в узкие улочки Грозного и почти полностью полегших под огнем чеченских гранатометов. Как говорили тогда злые языки, подчиненные хотели сделать подарок своему министру на день рождения, взяв Грозный одним ударом. Но это будет много позже.

Первую ступень военного образования Грачев прошел в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, после окончания которого в 1969 году служил командиром разведвзвода отдельной разведроты дивизии. Однако на этом Грачев не остановился, и в 1981 году окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1991 году — Академию Генштаба.

Военная карьера будущего министра началась в Афганистане, куда он попал в 1982 году и где провел в общей сложности пять лет. В составе "ограниченного контингента" он командовал дивизией ВДВ, был 8 раз контужен и несколько раз ранен, а после вывода войск в 1989 году получил Звезду Героя Советского Союза "за выполнение боевых задач при минимальных людских потерях" - это говорит о том, что Грачев был хорошим комдивом.

Дальше следует ошеломляющий взлет - путь от комдива до министра обороны страны Грачев прошел менее чем за полтора года. С 30 декабря 1990 года Грачев командует Воздушно-десантными войсками СССР. Затем наступает август 1991 года, так называемый "первый путч", во время которого, как и потом, во время второго путча в октябре 1993 года, Грачев вел себя неоднозначно, что, правда, не помешало его продвижению по службе. Сам Грачев не раз заявлял, что с первых часов августовского путча поддержал Бориса Ельцина, однако, как потом публично рассказывал бывший подчиненный Грачева Александр Лебедь, Павел Сергеевич очень долго не мог определиться, кого же ему поддерживать - ГКЧП или Ельцина. Во всяком случае, сначала Грачев выполнил приказ ГКЧП о введении войск в Москву, перебросив в столицу 106-ю Тульскую десантную дивизию, взявшую под охрану стратегически важные объекты, а уж затем, за три часа до предполагаемого штурма Белого дома, передумал и отправил на его защиту танки и личный состав. Это было правильное решение, так как затем, после победы над ГКЧП, Грачев пошел на повышение и 23 августа 1991 года не только занял пост председателя Государственного комитета РСФСР по оборонным вопросам, но и по представлению Ельцина был повышен в звании до генерал-полковника и назначен первым заместителем министра обороны СССР. Дальше - еще быстрее вверх по карьерной лестнице. С января по март 1992 года Грачев — первый заместитель главкома Объединенными Вооруженными Силами СНГ, с 3 апреля — первый заместитель министра, а с 18 мая 1992 года — министp обоpоны Российской Федерации.

События октября 1993 года Грачев встретил уже на посту главы военного ведомства страны, однако опять продемонстрировал нерешительность. Как писал в своих воспоминаниях сам Ельцин, Грачев упорно не выполнял его телефонный приказ о введении войск в Москву. В ночь с 3 на 4 октября Борису Ельцину и Виктору Черномырдину пришлось лично приехать в Министерство обороны. Грачев начал действовать только после письменного приказа президента. Действовал он, правда, так, что мало не показалось никому - Белый дом был расстрелян из танковых орудий, за что Грачева наградили орденом "За личное мужество" и назначили членом Совета безопасности России.

С улыбкой на устах

Следующим "звездным часом" Грачева стала первая чеченская война. 26 ноября 1994 года российские СМИ объявили, что антидудаевская оппозиция, вооруженная всеми видами оружия вплоть до танков, вошла в Грозный. Однако когда эта военная операция потерпела полное поражение, танки были сожжены или захвачены, а танкисты попали в плен, оказалось, что на самом деле это были офицеры и прапорщики российской армии, завербованные Федеральной службой контрразведки — предшественницей нынешней ФСБ — в подмосковных танковых частях. Вот тогда Грачев и произнес первую из своих оставшихся в истории фраз. Отрицая свою осведомленность об участии своих подчиненных в боевых действиях на территории Чечни, - это все, мол, "дудаевская пропаганда", - он назвал попавших в плен офицеров дезертирами и наемниками и заявил, что Грозный можно было бы взять за два часа силами одного десантного полка.

Дальше ему, а вернее этому несчастному "десантному полку", пришлось отвечать "за базар" министра. Практически через несколько дней началась самая кровопролитная война на всем постсоветском пространстве, приведшая к массовым разрушениям и гибели тысяч военнослужащих федеральных войск, чеченских боевиков и мирных жителей не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе. 30 ноября 1994 года Грачев был включен в группу руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне, и в декабре 1994 - январе 1995 года он лично руководил боевыми действиями российской армии в Чечне из штаба в Моздоке.

Вот как рассказывал летописец кремлевского "закулисья" Александр Коржаков о роли Грачева в чеченской войне: "К Павлу Сергеевичу у меня было спокойное отношение... А начал на него злиться из-за чеченской войны - ведь Грачев клялся президенту молниеносно провести операцию в Чечне... Меня Познер в интервью спросил: "Как вы оцениваете положительные и отрицательные качества министра обороны?" Я ответил: "Павел Сергеевич должен был 1 января 1995 года, в свой день рождения, пустить себе пулю в лоб или подать в отставку за то, что он сделал нашего президента заложником чеченской войны". Ведь эту фразу вырезали".

Про "пулю в лоб" - это Коржаков имеет в виду штурм Грозного в новогоднюю ночь, когда без авиационной поддержки и подробных карт Грачев отправил танки захватывать город. Тогда прозвучала вторая знаменитая фраза Павла Грачева о "мальчиках, погибавших с улыбкой на устах". Это он про 131-ю Майкопскую мотострелковую бригаду, потерявшую в эту ночь почти весь личный состав.

После провала нескольких наступательных операций в Грозном Грачева вернули в Москву, непрерывно критиковали за стремление к силовому решению чеченского конфликта и за потери и неудачи российских войск в Чечне, а 18 июня 1996 года, в результате предвыборной договоренности Ельцина и назначенного секретарем Совета безопасности Лебедя, отправили в отставку.

После ухода с должности Грачев долгое время (до осени 1997 года) находился в резерве Верховного главнокомандующего, оставаясь действующим генералом армии, а в мае 98-го специальным указом Ельцина был назначен главным военным советником компании "Росвооружение" (сейчас - "Рособоронэкспорт"). В этой должности он и пребывал в течение почти десяти лет.

25 апреля 2007 года СМИ сообщили, что Грачев был уволен из "Рособоронэкспорта" "в связи с оргштатными мероприятиями". В этот же день пресс-служба ведомства уточнила, что во-первых, произошло это еще 26 февраля, а во-вторых, связано с тем, что с 1 января институт прикомандирования к "Рособоронэкспорту" военнослужащих упразднен, после чего "несколько военнослужащих, в том числе и генерал армии Павел Грачев, по их личной просьбе были представлены к откомандированию для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение министра обороны России".

Неправильно поняли

Кроме пресловутого "десантного полка" и "мальчиков, погибавших с улыбкой", имя Грачева в массовом сознании оказалось связано еще с одним его заявлением, на этот раз о непонятливости его подчиненных, а также с автомобилем марки "Мерседес".

В 1993-1994 годах в печати появились несколько крайне негативных статей о Грачеве, автором которых был журналист "Московского комсомольца" Дмитрий Холодов. В статьях приводились доказательства причастности Грачева, тогда министра обороны, к коррупционному скандалу в Западной группе войск, в частности к незаконному приобретению импортных автомобилей марки "Мерседес", оформленных не без помощи командования ЗГВ, после чего и появилось у Грачева прозвище "Паша-Мерседес". 17 октября 1994 года Холодов погиб в здании редакции "Московского комсомольца" в результате взрыва мины-ловушки. По версии следствия, преступление, чтобы угодить Грачеву, организовал полковник ВДВ в отставке Павел Поповских, а его заместители выступили соучастниками убийства. Впоследствии, правда, все подозреваемые по этому делу были оправданы Московским окружным военным судом.

Грачев также проходил по делу в качестве подозреваемого, о чем узнал лишь когда было зачитано постановление о прекращении в отношении него уголовного дела за отсутствием состава преступления. Выступая на суде 24 марта 2004 года, Грачев признался, что мог в присутствии офицеров говорить о том, что с Холодовым надо "разобраться" и прекратить порочащие армию публикации, но не имел в виду его убийство, а если кто-то из них понял его неправильно, то есть буквально, то "это его трудности".

Кроме холодовских статей, кстати, в прессе появлялась и другая, порочащая доброе имя Грачева-министра информация - например, о приватизации по заниженным ценам государственных дач бывшего Министерства обороны СССР в подмосковном Архангельском, строительстве им и приближенными к нему генералами подмосковных особняков "на служебные материальные средства", незаконных продажах российского вооружения (в том числе секретного) в Армению и Великобританию и прочем.

Сам Грачев, правда, в давнем интервью "Комсомольской правде", данном после своей отставки, признал, что допустил большую ошибку, согласившись возглавить Министерство обороны. "Не потому, что я такой глупый - все-таки две академии закончил с красным дипломом. Но профессия десантника все же специфична, немножко "узковата" по сравнению с общевойсковыми профессиями. Поэтому практики решения глобальных задач мне не хватало".

Теперь он снова в армии, но хочется надеяться, что на этот раз решением глобальных задач займется кто-то другой.

Татьяна Щеглова

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше