Кучно и в россыпь

Две стратегии наград на "Золотой маске"

Культура

Тринадцатый фестиваль лучших театральных спектаклей "Золотая маска" ознаменовался триумфом режиссера Сергея Женовача: его постановки "Мнимый больной" и "Захудалый род" получили премии в обеих ключевых драматических номинациях - как лучшие спектакли большой и малой формы. Оперные и балетные награды рассыпались по пяти театрам - Мариинскому, Большому, театру Станиславского, "Новой опере" и Новосибирскому театру оперы и балета. Актерские премии вручены Евгению Миронову и Марии Мироновой.

Неоклассицизм

Мольеровский "Мнимый больной", поставленный Женовачом в Малом театре, молниеносно был признан одним из лучших спектаклей сезона 2005-2006 годов. Во-первых, прекрасно сыгран (в главных ролях - Василий Бочкарев и Евгения Глушенко), во-вторых, элегантно оформлен (Александром Боровским), в-третьих, легок и ненатужен. Критики дружно отметили уважение режиссера к первоисточнику, его искреннюю любовь к добротности на сцене, лишенную излишеств и гипертрофированности, которыми часто страдают постановки комедий.

Та же история приключилась и с "Захудалым родом": адаптированную для сцены лесковскую хронику князей Протазановых полюбили все и сразу. Лаконичный, почти черно-белый спектакль, оформленный тем же Александром Боровским так, что сцена напоминает фотоальбом, обрадовал зрителей и критиков. Хотя постановка идет почти четыре часа и текст Лескова требует пристального внимания, режиссеру все удалось: и динамика, и статика, и диалоги. Сыгравшая главную роль Варвары Протазановой Мария Шашлова получила на "Золотой маске" специальный приз жюри, а Женовач награжден как "Лучший режиссер".

Сцена из "Захудалого рода". Фото с сайта Студии театрального искусства

Сцена из "Захудалого рода". Фото с сайта Студии театрального искусства

Lenta.ru

Актерские награды достались и без того обласканным всеобщей любовью Евгению Миронову (за МХТовских "Господ Головлевых" Кирилла Серебренникова, обладателя спецприза прошлогодней "Маски") и Марии Мироновой (за поставленную на сцене Театра Наций "Федру. Золотой колос" Андрея Жолдака).

Ленкомовский хит сезона "Затмение" (по "Полету над гнездом кукушки" Кена Кизи, постановка Александра Морфова), восстановивший репутацию Александра Абдулова как сильного драматического актера, получил только спецприз зрительских симпатий. Практически без наград остался и негласный фаворит нынешней маски - "Король Лир" Льва Додина, привезенный петербургским Малым драматическим театром. Петербуржцы увезли домой премию драматического жюри, врученную исполнителю роли Лира Петру Семаку "за мощь и полноту самоотдачи", и присужденную посмертно премию лучшему художнику-постановщику - Давиду Боровскому.

Больше двух

Вечное противостояние Большого и Мариинского театра в оперно-балетных номинациях в этот раз утратило драматизм (простите за каламбур). Да, лучшей оперной постановкой оказался мариинский "Поворот винта" Бенджамина Бриттена (режиссер Дэвид Маквивер), но балетная награда отправилась в третью классическую столицу страны - в Новосибирск, где Кирилл Симонов поставил "Золушку" Сергея Прокофьева. Похоже, ключевое в этом спектакле - не хореография, а его музыкальное оформление - ведь дирижировал Теодор Курентзис. Он-то и увез спецприз музыкального жюри. Не приходится сомневаться, что "неистовый Теодор" попробует отвоевать для Новосибирска в следующем сезоне и оперную награду: "Леди Макбет Мценского уезда", премьера которой состоялась в самом конце 2006 года, уже стала одним из самых интересных спектаклей и без того бурлящего и кипящего главного сибирского театра оперы и балета.

Сцена из "Так поступают все женщины". Снимок с сайта goldenmask.ru

Сцена из "Так поступают все женщины". Снимок с сайта goldenmask.ru

Lenta.ru

У приверженцев "Новой оперы" и театра Станиславского - свой праздник. Во-первых, Татьяна Печникова оказалась лучшей оперной певицей (за "Норму" в "Новой"). Во-вторых, тандем дирижера Вольфа Горелика и режиссера Александра Тителя, создавший постановку моцартовской оперы "Так поступают все женщины", был отмечен должным образом: оба мастера получили по "Маске".

Единственная оперная награда Большого театра в этом сезоне досталась приглашенному из Вены молодому баритону Флориану Бешу, обаявшему слушателей в партии Папагено в "Волшебной флейте" Моцарта. Москвичей должна немного утешить хореографическая премия: ее получил Алексей Ратманский за "Игру в карты". Но лучшие балетные солисты все равно оказались выходцами из Мариинки: совсем еще молодая Евгения Образцова (Ундина в "Ундине") и Андрей Иванов, станцевавший Акакия Акакиевича в "Шинели", поставленной Ноа Гелбером на музыку Дмитрия Шостаковича.

***

Драматическое жюри "Маски" в этом году явно руководствовалось лозунгом "Дайте нам просто театру, хорошего, без выпендрежа" и пошло по интенсивному пути, сосредоточившись на достижениях проверенных режиссеров. Музыкальное жюри решило смотреть во все стороны, не думать о чинах и званиях и награждало по возможности экстенсивно. Общий итог: аккуратно и консервативно. Следует ли из этого, что в следующем году все пряники достанутся новаторам? Едва ли, разве что ветер переменится.

Юлия Штутина

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности