Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Весенний аппетит Начало апреля крупные компании провели за слияниями и поглощениями

С наступлением апреля бизнесмены начали с удвоенной энергией искать, какую рыночную компанию можно поглотить и с какой - слиться. Почти каждый день информагентства отчитываются о совершении очередной "крупнейшей" сделки во всех областях экономики от машиностроения до банковской сферы. "Лента.Ру" вспоминает самые громкие слияния последних дней.

Россия: от авиакомпаний до труб

Пока нефтяные компании, главные поставщики новостей с рынка слияний и поглощений в России, увлеченно заняты распиливанием обанкротившегося "ЮКОСа", во весь голос о своих возможных покупках поспешили заявить и другие участники рынка.

В самом начале апреля представители "Аэрофлота" сообщили, что подали заявку на участие в аукционе по продаже государственной доли итальянского авиаперевозчика Alitalia. Крупнейшая российская авиакомпания, занимающая почти монопольное положение на местном рынке, решила, что переросла его объемы. Получится ли у "Аэрофлота" поуправлять итальянской компанией, покажет время… и конкуренты, которые не собираются отдавать актив без борьбы.

Для того чтобы заручиться поддержкой итальянцев, "Аэрофлот" идет на аукцион вместе с местным банком UniCredit. Правда, в альянсе с российским авиаперевозчиком ему принадлежит только пять процентов.

До сих пор российские авиакомпании не выходили на мировой рынок воздушных перевозок. Единственную попытку влиться в европейское авиапространство сделал владелец KrasAir Борис Абрамович. В 2005 году его компания в консорциуме с венгерскими инвесторами пыталась купить местную Malev. Но сделка сорвалась - против притока капитала из России выступили венгерские профсоюзы. Они опасались, что Абрамович начнет серию массовых увольнений.

Alitalia последний раз получала прибыль по итогам 2002 года. С тех пор дела у компании идут все хуже и хуже, но она все равно остается одной из самых крупных в Италии. В парке Alitalia 179 самолетов - в два раза больше, чем у "Аэрофлота". Да и по качеству лайнеров итальянская компания намного опережает отечественную: в Alitalia предпочитают летать на Boeing и Airbus, а не на Илах и Ту.

Другая крупная сделка официально не анонсировалась, однако "Коммерсант" и Reuters из своих источников смогли узнать, что Трубная металлургическая компания ведет переговоры по слиянию с украинской "Интерпайп", принадлежащей известному бизнесмену и зятю бывшего президента Украины Леонида Кучмы Виктору Пинчуку.

Если сделка состоится, новая компания станет самой большой трубной корпорацией мира и займет 17 процентов мирового рынка труб для нефтегазовой отрасли. Развивать бизнес на Украине Пинчуку мешает нехватка активов, которые можно было бы выкупить, и политическая ситуация - после прихода к власти "оранжевых" принадлежащую Пинчуку "Криворожсталь" быстренько деприватизировали и продали индийской Mittal Steel.

В свою очередь, представители ТМК уже заявляли, что хотят в ближайшее время потратить на поглощения до двух миллиардов долларов.

На этом фоне почти незаметно принял электроэнергетическую стратегию "Газпром". К своим газовым, нефтяным ("Газпром нефть") и угольным (совместное предприятие с СУЭК) активам компания захотела добавить еще и треть российской электроэнергетики. Если это произойдет, доля "Газпрома" в генерирующих, сбытовых и сетевых компаниях превысит долю ГидроОГК и "Росэнергоатома".

Агрессивная политика "Газпрома" не удивительна, учитывая, что к 2014 году газовая монополия намерена увеличить свою капитализацию до триллиона долларов, то есть в четыре раза. Для сравнения, на конец 2006 года столько стоили все российские компании, акции которых торгуются на бирже.

Европа и Америка: продается все

Желающих купить активы во всех отраслях экономики, от спортивной одежды до алюминиевых комбинатов, за пару миллиардов долларов было в начале апреля хоть отбавляй. Но самые большие сделки носят пока гипотетический характер - они могут произойти, а могут и сорваться. Тем не менее, инвесторы следят за ними с повышенным интересом, чтобы не пропустить момента, когда нужно срочно продавать или покупать акции поглощаемых компаний.

8 апреля издание Sunday Express сообщило, что консорциум ближневосточных инвесторов вместе с рядом американских инвестиционных фондов готовится купить химическую компанию Dow Chemical за 50 миллиардов долларов. Огромная сумма тут же появилась во всех информагентствах, но сама Dow Chemical поспешила назвать информацию о переговорах слухами. Тем не менее, результат налицо - за один день акции компании подорожали на пять долларов: кто-то успел сделать "на слухах" немалые деньги.

В таком же "вероятностном" состоянии находится и сделка по приобретению голландского банка ABN Amro его британским конкурентом Barclays. В отличие от Dow Chemical, обе компании подтвердили начало переговоров. Если объединение состоится, суммарная капитализация банка может достичь 155 миллиардов долларов. Но у Barclays уже появились конкуренты: испанский Banco Santander и британский Royal Bank of Scotland заявили о том, что также рассматривают возможность покупки ABN Amro.

Голландские активы в апреле 2007 года вообще стали лакомым куском для поглощения. 10 апреля руководство голландской Rodamco, крупнейшего в Европе владельца торговых центров, согласилось на слияние с французской Unibail Holding за 14,8 миллиарда долларов. Объединенная компания будет управлять 95 торговыми центрами с общей площадью в 3,3 миллиона квадратных метров. Для сравнения, проект "Москва-сити" предполагает строительство только двух с половиной миллионов квадратных метров офисных, административных, гостиничных, торговых и других площадей.

Из области недвижимости обратимся к розничному бизнесу. В этом сегменте рынка 10 апреля владелец марок Gucci и Yves Saint Laurent компания PPR заявила о приобретении Puma. Сумма сделки составит 5,3 миллиарда евро.

Ну и наконец в очередной раз весь рынок удивил своим предложением американский миллиардер Кирк Керкорян. Как главный частный акционер General Motors он ранее настаивал на альянсе компании с Renault-Nissan. Когда стало ясно, что сделка не состоится, он заявил, что готов выкупить у DaimlerChrysler подразделение Chrysler за 4 с половиной миллиарда долларов. Переговоры продолжаются.

Неудачи

Не все, кто хотел бы купить активы на мировой ярмарке, смогли добиться желанных слияний. Ретироваться вынуждены были сразу несколько компаний, в том числе и те, кто делать этого не привык. Например, энергетический концерн E.on, претендовавший на испанскую Endesa, вынужден был признать, что предложение совместного предприятия итальянской Enel и испанской Acciona привлекательнее. Немецкий концерн выбыл на той стадии борьбы, когда Endesa оценивалась более чем в 42 миллиарда евро. За отказ от поглощения E.On получил возможность от победителей в будущем выкупить активы испанской компании на 10 миллиардов евро.

Фиаско потерпела и британская Imperial Tobacco, заявившая о желании купить производителя сигарет Gauloises и Gitanes компанию Altadis. Руководство испанских табачников не захотело продаваться ни за 15 миллиардов долларов, ни за 16,1 миллиарда долларов. В компании говорят, что британцы недооценивают уникальность Altadis.

Середина-конец апреля традиционно считается временем, когда крупные компании представляют релизы по итогам деятельности за первый квартал года. Увлеченные подсчетами прибыли от собственной деятельности концерны могут на время приостановить слияния и поглощения. Но с уверенностью можно сказать, что вскоре на рынке появятся новые предложения по объединению - склонность к слияниям свидетельствует о здоровье мировой экономики и о том, что крупным корпорациям еще есть, что делить.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15