Смертельный рекорд

В 2006 году жертвами авиакатастроф в России стали 318 человек

Мир

2006 год стал рекордным по числу погибших в авиакатастрофах в России. Об этом говорится в докладе, опубликованном Межгосударственным авиационным комитетом (МАК).

Всего, по данным МАК, в 2006 году в России зафиксировано 13 авиационных происшествий, в том числе десять авиакатастроф, жертвами которых стали в общей сложности 318 человек. За последние десять лет это абсолютный рекорд. Так, например, в 2005 году в России случилось 12 авиапроисшествий, в том числе семь катастроф, в результате которых погибли "всего" 56 человек.

Как говорится в докладе МАК, в 2006 году причиной авиакатастроф в большинстве случаев становился так называемый "человеческий фактор", в то же время в докладе отмечается, что негативное влияние на безопасность полетов в России оказал резкий переход российских авиаперевозчиков с устаревших отечественных лайнеров на зарубежные самолеты. После обновления летного парка у авиаперевозчиков образовался дефицит подготовленных к полетам на новой технике пилотов. Новые экипажи стали готовить к полетам по "упрощенной схеме", что стало причиной по крайней мере двух крупных авиакатастроф.

Именно недостаток подготовки, по мнению специалистов МАК, стал причиной крушения самолета А-310 авиакомпании "Сибирь" в аэропорту Иркутска 9 июля, когда совершивший посадку самолет вылетел со взлетно-посадочной полосы, врезался ограждение и загорелся. Как показало расследование, выполняя торможение после посадки, командир экипажа "непроизвольно и бесконтрольно" перевел один из двигателей во взлетный режим. До самого столкновения пилоты так и не поняли, почему самолет не тормозит, а разгоняется. Жертвами катастрофы стали 125 человек из 203, находившихся на борту.

Впрочем, как следует из доклада МАК, недостаточная подготовка пилотов становилась причиной крушений не только лайнеров зарубежного производства. Так, к падению 6 февраля в Донецкой области Ту-154 "Пулковских авиалиний" также привели неправильные действия экипажа. Попав в грозу пилоты допустили "непоправимую ошибку пилотирования", в результате которой самолет свалился в штопор и врезался в землю. Все 170 человек, находившиеся на борту, погибли.

Кроме недостаточной подготовки летного состава в докладе МАК перечисляется ряд других факторов, негативно влияющих на безопасность полетов в России. В частности, в докладе отмечается неудовлетворительное состояние большей части взлетно-посадочных полос и сигнальной светотехники. Кроме того, сообщается в документе, в России отсутствует система противодействия производству и сбыту контрафактных запчастей для самолетов, в то время как действующие таможенные пошлины на комплектующие иностранного производства затрудняют выпуск отечественных воздушных судов и эксплуатацию иностранных самолетов.

Более того, в своем докладе МАК подчеркивает, что значительная часть планов по повышению безопасности полетов так и остается невыполненной. В том числе, речь идет о рекомендациях МАК, разработанных по итогам расследования уже случившихся авиакатастроф.

"Утешить" тех соотечественников, которым регулярно приходится летать, остается только одним - за тот же 2006 год в ДТП на российских дорогах погибли 32724 и получили ранения 283365 человек.

Петр Пархоменко

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности