Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Хватит Ширака Жак Ширак официально объявил, что не будет участвовать в президентских выборах

Все, он уходит и больше уже не будет президентом. В воскресенье, 11 марта, в телеобращении к нации Жак Ширак "с сердцем, наполненным любовью и гордостью" заявил, что не станет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 22 апреля 2007 года. "Дорогие соотечественники, настало время послужить вам по-другому. Я не буду просить вас отдать голоса за мой третий мандат. Теперь уже иначе, но с тем же энтузиазмом и стремлением служить вам я продолжу бороться за наше общее дело, за дело всей моей жизни, за справедливость, за прогресс, за мир и за величие Франции".

Воскресная речь Ширака стала его политическим завещанием. Он кратко подвел итоги своего 12-летнего пребывания на посту президента Французской республики, заявив, что горд работой, "которую мы [Ширак и французы - Lenta.ru] проделали вместе", упомянув при этом, что ему следовало бы отдавать больше сил борьбе с проявлениями консерватизма и эгоизма. Президент заявил, что годится проведенной реформой пенсионного обеспечения, гордится борьбой с преступностью, а также тем, что ему удалось показать, что безработица - это не неизбежность: ее можно преодолеть.

Пять заповедей Ширака

Ширак обратился к нации с пятью основными посланиями.

Послание первое: "Никогда не миритесь с проявлениями экстремизма, расизма, антисемитизма и нетерпимости к другим. Это яд. Он разъединяет. Он извращает и разрушает. Сила Франции - в ее разнообразии".

Послание второе: "Вы всегда должны верить в себя и во Францию. У нас столько преимуществ. Мы не должны бояться изменений, происходящих в современном мире. Мы должны смело идти ему навстречу, но при этом никогда не отказываться от нашей французской модели развития".

Послание третье: "Европа. Жизненно необходимо продолжать создание европейского дома. Национализм принес много бед нашему континенту и сейчас может возродиться. Франция должна выступать за сильную Европу, за Европу, которая бы гарантировала сохранение нашей социальной модели".

Послание четвертое: "Франция особенная страна. У нее особые обязательства, вытекающие из ее истории и универсальных ценностей, которые она помогла создать. При угрозе столкновения цивилизаций, разрастания экстремизма, в особенности религиозного, Франция обязана встать на защиту терпимости, диалога и уважения между представителями различных культур".

Послание пятое: "Экологическая революция. Если нам не удастся примирить требования экономического роста и страдания планеты, находящейся на пределе своих возможностей, нас ждет катастрофа".

Прекрасное эхо

Словом, прекрасное выступление, из серии "хорошо быть хорошим". Высокий стиль, безостановочный поток патетики и любви. Слово Франция употреблено 21 раз. Кто бы спорил. Многие политики отозвались о выступлении в самых лестных выражениях.

Жан-Пьер Раффарен (Jean-Pierre Raffarin), бывший премьер-министр правительства при Шираке, не раз безропотно принимавший удары, предназначенные президенту, и вынужденный уйти со своего поста после провала референдума по общеевропейской конституции, заявил: "Жак Ширак показал себя таким, каким я его знаю: гуманистом, европейцем и человеком, заботящимся о социальном положении граждан. Он представил нам важнейшие идеи относительно Франции, ее призвания и заботе о мире".

Франсуа Байру (Francois Bayrou), кандидат в президенты от UDF (Союза за французскую демократию), популярность которого в последнее время идет вверх и составляет по последним опросам 23 процента: "Я думаю - это было очень хорошо. Мне кажется, что его речь - настоящая путеводная нить для Франции".

Франсуа Байру. Фото <a href="http://lenta.ru/info/afp.htm" target="_blank">AFP</a>

Франсуа Байру. Фото AFP

Lenta.ru

Сеголен Руаяль (Segolène Royal), кандидат в президенты от Социалистической партии: "Это исторический момент, потому что переворачивается страница истории. Я хочу со своей стороны, чтобы написание новой страницы проходило бы под знаком солидарности и эффективности".

Итак, Шираку еще раз, пусть исключительно вербально, удалось объединить представителей политической элиты на базе ценностей и принципов, который каждый из них разделяет и не упускает случая об этом заявить, благо это избавляет от мучительной необходимости говорить конкретно и по существу.

"Великая Франция". Ширак использовал лексику генерала де Голля. Но если для де Голля, выходца из семьи, члены которой разделяли идеи монархического правления, получившего от товарищей в юности прозвище "коннетабль", величие Франции было, как это ни странно звучит в начале XXI века, делом всей жизни, то для Ширака - это скорее фигура речи, или, как принято говорить, "словесная кухня".

Потому что, как только речь заходит о второй половине выступления Ширака, парадоксально уместившейся в один абзац, то есть об итогах его 12-летнего правления, оценки политиков и журналистов становятся далеко не такими лестными, а зачастую откровенно негативными. Никто не пытается замолчать достижений Ширака на посту президента. Но их оказывается не так много, и они почему-то блекнут перед лицом многочисленных провалов.

Выигранные битвы

Среди несомненных достижений все единодушно отмечают позицию, занятую Шираком по вопросу о военном вторжении в Ирак. Франция выступила резко против и не раз открыто подвергала критике администрацию Джорджа Буша. Очевидное ухудшение политических и экономических отношений с США - среди прочего разгневанные американцы прилюдно выливали на землю французские вина и упрекали французов в черной неблагодарности за освобождение в 1944 году - не поколебали позицию Ширака. Ни один из французских солдат в иракскую мясорубку отправлен не был.

При Жаке Шираке Франция возобновила ядерные испытания и преступила к широкой модернизации реакторов на атомных электростанциях. В 1995 году Ширак впервые признал ответственность Франции за содействие в депортации евреев во время нацисткой оккупации. При нем был принят закон, направленный на укрепление светского образования, по которому в государственных учебных заведениях было запрещено открыто носить религиозные знаки, прежде всего, женские головные платки.

В 1995 году Франция вновь стала членом НАТО, спустя почти 30 лет, после того как генерал де Голль в 1966 году заявил о выходе из Североатлантического альянса. В президентство Ширака французская армия перешла на контрактную основу. Важная политическая реформа: срок президентских полномочий в 2000 году был сокращен с семи до пяти лет. Кроме того, за годы правления Ширака была проведена широкая кампания по наведению порядка на дорогах, благодаря которой количество смертей в результате автомобильных аварий значительно сократилось.

И битвы проигранные

И тем не менее конечный результат президентства Ширака многие расценивают не только как спорный, но и зачастую как "нулевой". При этом не только о крайне правые, как например лидер "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), который назвал Ширака самым худшим президентом за всю истории страны, или крайне левые, такие как председатель коммунистической революционной лиги (LCR) Оливье Безансено (Olivier Besancenot), завившего, что с уходом Ширака заканчиваются 12 лет беспрерывной лжи. Многие весьма уважаемые политические обозреватели и журналисты оценивают деятельность Ширака скептически.

Сеголен Руаяль. Фото <a href="http://lenta.ru/info/afp.htm" target="_blank">AFP</a>

Сеголен Руаяль. Фото AFP

Lenta.ru

По словам одного из лидеров социалистов Доминика Штраус-Кана (Dominique Strauss-Kahn), отличительной чертой правления Жака Ширака станет время, потраченное ни на что. За 12 лет президентства он не сумел сделать ничего из того, чего от него ожидали, в особенности, что касается вопросов внутренней политики: социального обеспечения и экономического развития.

Он пришел в 1995 году под лозунгом ликвидации "социального разлома" между богатыми и бедными и повышения материального благосостояния населения. Однако ситуация, по мнению ряда наблюдателей, ни капли не изменилась. Шираку так и не удалось победить или сократить безработицу. В 2007 году во Франции столько же безработных сколько в 1997, то есть больше двух миллионов. Улучшение, наметившееся в 2004 году, было недолгим и сопровождалось увеличением числа человек, получающих минимальное реабилитационное пособие (RMI).

Как отмечает Le Nouvel Observateur, экономика Франции застыла на уровне 1995 года. По темпам экономического развития она отстает от своих европейских соседей. При этом национальный долг увеличился с 657 миллиардов евро в 1995 году 1 200 миллиардов евро в 2006 году, что, по некоторым оценкам, составляет 65 процентов ВВП. Все это сопровождается постепенным обнищанием населения: по данным журнала Le Point, уровень жизни Французов на 38 процентов отстает от уровня жизни в США, на 20 процентов - от уровня жизни ирландцев и на 12 процентов - от уровня жизни граждан Великобритании.

Доверие населения к Шираку пошатнулось уже к концу его первого президентского мандата. Этому во многом способствовали несколько крупных коррупционных скандалов, в которых фигурировало имя президента. В 2000 году газета Le Monde обнародовала запись главного финансиста партии RPR (Союз за республику), который рассказал о причастности Ширака к тайным денежным махинациям. Президент ограничился тем, что назвал все дело "абракадаброй".

Однако уже в 2001 году разразился новый скандал о причастности Жака Ширака в бытность мэром Парижа к тайному финансированию партии RPR, лидеры которой якобы брали "комиссионные" со строительных фирм за предоставление контрактов на строительство в пригородах Парижа типовых многоэтажных домов, так называемых HLM, предназначенных для бедных и нуждающихся слоев населения. Судья Эрик Альпен вызвал Ширака для дачи показаний в качестве свидетеля, однако Ширак заявил, что не может быть допрошен, потому что занимаемая им должность президента олицетворяет всю французскую нацию.

Это вызвало серьезнейший кризис доверия к институтам власти со стороны рядовых граждан. На фоне ухудшающейся криминологической обстановки, вызванной шалостями "мультикультупных" ребят из предместий, это привело к тому, что на выборах 2002 года во второй тур вместе с Шираком прошел лидер праворадикального "Национального фронта" Жан-Мари Ле Пен. Таким образом, для многих выборы превратились в отсутствие выбора. Сразу после первого тура, некоторые из избирателей, звоня в эфир радиостанции RMC Info, просто плакали от необходимости голосовать "за вора, чтобы не голосовать за фашиста". Нация объединилась, но не вокруг Ширака, а скорее против Ле Пена. И Ширак прошел. Он получил 82 процента голосов, став президентом на последующие пять лет.

Человек, которому не верят

Один из французских политических обозревателей Николя Баверез (Nicolas Baverez) нашел идеальную формулу, описывающую политическое поведение Ширака. "Самыми большими своими победами он обязан, прежде всего, своим поражениям". Однако Ширак получил чисто формальное одобрение. Этим объясняется тот факт, что, несмотря на привлечение на пост премьер-министра весьма умелого и осторожного политика Жана-Пьера Раффарена и на большинство, которое правые сторонники Ширака в июне 2002 года наконец-то получили в Национальной ассамблее, процесс реформирования шел чрезвычайно медленно или не шел вообще.

Правительство так и не смогло провести реформу высшего образования, направленную на децентрализацию и предоставление вузам большей автономии в том числе в области финансирования, что предполагало привлечение инвестиций от частных предприятий, расположенных в регионах. Мощные протесты студентов и преподавателей заставили Ширака отступить, чтобы сохранить консенсус в обществе.

Реформа пенсионного обеспечения, известная под именем "реформы Филона", несмотря на то, что Жак Ширак считает ее одной из своих заслуг, также, по мнению многих наблюдателей, далеко не так успешна, как кажется. Не имела успеха и реформа рынка труда, касающаяся контракта первого найма, когда под давлением улицы правительство снова было вынуждено отступить.

После президентских выборов 2002 года Ширак понял, что нельзя не считаться с требованиями населения обуздать криминал и обеспечить общественную безопасность (для этого понадобилось лишь, чтобы крайне правые вышли во второй тур). Однако предотвратить социальный взрыв ему не удалось. Осенью 2005 года во Франции разгорелась печально известная война предместий, когда в ответ на смерть двух молодых выходцев из иммигрантских семей жители пригородов больших городов устроили маленькую интифаду с поджогом магазинов, автомобилей и столкновениями с полицией. Таков был печальный итог десятилетней политики Ширака по преодолению "социального разлома".

Последним громким эпизодом политической карьеры Ширака стал провал референдума по проекту единой Европейской конституции в 2005 году. Эта внешнеполитическая неудача во многом была вызвана именно внутриполитическими обстоятельствами. Население испугалось, что единая Европа нанесет значительный ущерб французской социальной модели, вызовет резкий скачок безработицы за счет либерализации рынка труда. А власть предержащие не смогли повернуть общественное мнение в свою строну. В принципе, на этом президентский мандат Ширака de facto закончился.

Власть ради власти

"Политическое долголетие, поражающая способность восстанавливаться после перенесенных поражений и при этом конечном итоге практически ничего", - так суммировал деятельность Ширака писатель Жак Марсей (Jacques Marseille) автор книги о Шираке "L'inconnu de l'Elysеe" ("Неизвестный Елисейского дворца").

"Качества государственного деятеля во многом определяются целью, которую он ставит перед собой, и которая откладывает отпечаток на все его поступки. Для Шарля де Голля целью было стремление возвратить Франции ее место в мире после унижения 1940 года. Для Жоржа Помпиду -трансформировать страну в современную индустриальную державу. Для Франсуа Миттерана - сломить влияние коммунистов и примирить левых с рынком. А для Ширака? Прийти во власть, чтобы там остаться", - пишет Марсей.

"Ширак не войдет в историю как великий реформатор, - пишет журналистка Катерина Ней (Catherine Nay). - За двенадцать лет в Елисейском дворце он так или иначе затронул почти все важные вопросы: децентрализацию, публичный долг, борьбу за сохранение окружающей среды. Но его инициативы почти никогда не имели продолжения. Казалось, ему не хватает нити, на которую он мог бы нанизать все эти разрозненные жемчужины".

Николя Саркози. Фото c сайта sarkozy.fr

Николя Саркози. Фото c сайта sarkozy.fr

Lenta.ru

"Абсолютная, тотальная непоследовательность, когда все решается в последний миг без какой либо связи с прошлым или будущим, с обещаниями или действиями - говорит о Шираке Николя Баверез. - Безответственность и релятивизм, которые не признают никаких ценностей, в этом плане Ширак - полная противоположность де Голлю".

Ширак остался непоследовательным, даже объявив о том, что не будет выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Он еще не решил, кого из кандидатов поддержит, хотя партийная дисциплина, по большому счету, обязывает его поддержать Николя Саркози (Nicolas Sarcozy). Однако тот факт, что он никак об этом не упомянул в своем телеобращении наряду с реверансами в адрес Сеголен Руаяль, заставляют предположить, что Саркози может и не дождаться поддержки уходящего президента.

Хотя это уже не принципиально. Саркози, выступая 8 марта в телевизионной программе "A vous de juger" ("Вам судить"), признал, что поддержка президента будет иметь "некоторый вес", но при этом дал понять, что не будет ее специально добиваться. Отвечая на вопрос, известны ли ему намерения Ширака, Саркози ответил, что "они об этом говорили, но что он не пресс-секретарь президента, чтобы об этом сообщать".

Поддержка того или иного кандидата - это последнее, что может сделать Ширак на политической сцене. И все. Его и так было слишком много, хватит.

Алексей Демьянов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше