Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

В метро по банковской карте Московский метрополитен осваивает новый вид платежей

Оплатить поездку в московском метрополитене скоро можно будет обыкновенной банковской картой. Встроенные в них чипы позволят работать кредиткам по тому же принципу, что и обыкновенные бесконтактные смарт-карты. Только деньги за поездки будут считываться сразу с банковского счета. Пока такая система есть только в Нью-Йорке.

Революционную идею озвучил глава московского метрополитена Дмитрий Гаев в конце прошлой недели. По его словам, сначала турникеты для считывания кредитных карт будут установлены на центральных станциях.

Сейчас в России подобной технологией пользуется только Банк Москвы. В ноябре 2006 года принадлежащий столичному правительству банк начал выпуск специальных карт, по которым можно проходить в метро. Стоимость их годового обслуживания составляет пять долларов. За эту сумму клиент получает возможность на 50 дней забыть о том, что за вход в метро надо платить. Однако после истечения этого срока оплатить счет все-таки потребуется - в противном случае банк будет начислять на сумму кредита проценты как и в случае с любой другой кредитной картой. В Банке Москвы ставка кредита составляет 23 процента в год.

Несколько месяцев использования кредитных смарт-карт уже позволили банку получить прибыль. Во всяком случае так, по информации "Времени новостей", утверждают в самом банке.

У кредитной организации столичного правительства есть опыт использования смарт-карт - владельцы карт Банка Москвы и раньше могли проходить по своим банковским дебетовым картам. Правда, в проекте могли поучаствовать только клиенты зарплатных проектов. Билет в метро, оплаченный по кредитной карте банка Москвы, стоит столько же, сколько и обычный, бумажный.

Зачем?

Оплата проезда в метрополитене по кредитной карте может стать не просто очередной высокотехнологичной "игрушкой", но и вполне удобным способом оплаты. Во всяком случае, многие смогут избежать многометровых очередей перед кассами метрополитена, которые неизбежно появляются в первые числа каждого месяца. В отличие от проездных билетов на наземный транспорт, билеты на метро продаются только в кассах самого метрополитена, что не способствует скорости их распространения.

Для банков же новая услуга станет средством "демократизации": не секрет, что многие россияне до сих пор относятся к отечественному банковскому сектору с большим подозрением и предпочитают хранить деньги "под матрасом".

Московский метрополитен и Visa являются новаторами не только российскими, но и общемировыми новаторами. Система, подобная той, что разработали для московского метрополитена, сейчас действует, да и то в экспериментальном режиме, только на территории Нью-Йорка. Однако отечественная разработка, как уверяет Дмитрий Гаев, будет иметь массу преимуществ перед американской. В частности, трансакция при проходе через турникет будет осуществляться в Москве немедленно, в то время как в Нью-Йорке на это уходит пара минут.

Американская система создана на основе бесконтактной PayPass, которая пока не действует в России. По карточкам, разрабатываемым в США MasterCard и Citibank, можно не только проходить в метро, но и оплачивать счета в McDonald's или 7-Eleven. Кроме того, они действуют как обычные кредитные карты - их принимают во всех крупных магазинах.

У жителей Нью-Йорка есть две возможности оплаты поездок в метро по картам Citibank - либо через Pre-pay (по предварительному платежу), либо в момент прохода через турникеты. В первом случае карту Citibank сначала нужно зарегистрировать через интернет или с помощью мобильного телефона в специальной системе.

Но нас больше интересует второй случай - именно он наиболее похож на то, что в скором времени планируется сделать в московском метрополитене. В момент прохода через турникеты с банковского счета клиента Citbank будет списываться два доллара (именно столько стоит проезд в метрополитене Нью-Йорка). Для того, чтобы новые карты представляли интерес для американцев, Citibank и MasterCard пообещали им по три бесплатных поездки.

В других странах таких систем пока нет. Однако во многих городах мира проездной билет в метро устроен по принципу смарт-карты. И "умеет" такая карта гораздо больше, чем пропускать через турникеты в подземку.

Например, в Лондоне используется Oyster card, с помощью которой можно оплатить как метро, так и билеты на автобус или поезд. При этом они продаются как в кассах подземки, так и в пунктах продаж по всей столице Великобритании, что делает оплату намного быстрее.

Oyster card была впервые запущена в 2003 году. К январю 2007 года ими пользовались около десяти миллионов человек. Это объясняется не только скоростью оплаты, но и тем, что проход в метро по Oyster card дешевле, чем по обычному бумажному билету.

Oyster card - не пионер в деле использования бесконтактных карт для проезда на разных видах транспорта. Еще в 1997 года подобная система была введена в Малайзии для борьбы с очередями в кассах метро. Пополнить баланс малазийских карт под названием Touch 'n Go (TnG) можно через банкоматы или в офисах ряда банков.

А в Японии разрабатывается другая система - PASMO. Предполагается, что карта этого формата будет доступна как обычная кредитная карта, однако пока с помощью нее можно оплатить только билеты в токийском метро и пригородных поездах и наземном транспорте. Разработчики также хотят, чтобы с помощью таких карт можно было оплачивать услуги сотовой связи.

Остается пожелать московскому метрополитену, чтобы он находился "впереди планеты всей" не только по способу оплаты проезда, но и по скорости и комфорту. Пока же до этого еще очень далеко - по словам того же Гаева, московской подземке не хватает около 100 километров путей.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15