Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Операция "Вихрь-Антисенатор" Российские спецслужбы задержали в Бишкеке бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева

В непростой судьбе бывшего члена Совета Федерации от Башкирии Игоря Изместьева случился новый, грозящий стать фатальным, вираж - 16 января, в результате операции российских спецслужб, он был задержан в аэропорту Бишкека и переправлен в Москву, где оказался на Петровке, 38. Здесь ему сообщили, что он подозревается в организации убийства летом 2001 года супруги своего делового партнера. Кроме того, в тот же день на процессе по делу "кингисеппской группировки" Изместьева назвали одним из руководителей группы киллеров и заказчиком ряда убийств. Тучи над головой бывшего сенатора сгустились и, похоже, сверкнула молния.

Тяжелый год

40-летний Игорь Изместьев представлял в Совете Федерации госсобрание Башкортостана с декабря 2001 года, причем за прошедшие пять лет мандат Изместьеву на представительство в СФ продлевался дважды. До избрания сенатором Изместьев являлся гендиректором нефтяной компании ОАО "Корус-холдинг".

Неприятности у Изместьева начались и продолжались по нарастающей в течение всего 2006 года, в конце концов поставившего крест на его политической карьере. Так, выяснилось, что в производстве Генпрокуратуры находятся несколько дел, фигурантом которых является Изместьев, в связи с чем его несколько раз допрашивали прямо на его рабочем месте в Совете Федерации, однако пока все обходилось без выдвижения прямых обвинений и привлечения к уголовной ответственности.

В частности, сенатора допрашивали по делу об уклонении от налогообложения дочерних структур "Корус-холдинг" через внутренние офшоры на Байконуре. По мнению следователей, преступление совершалось по той же схеме, по которой "ЮКОС" оптимизировал налогообложение через офшоры ЗАТО "Лесной" (за что, в частности, были приговорены к лишению свободы Михаил Ходорковский и Платон Лебедев).

Кроме того, в июне прошлого года Генпрокуратура возбудила уголовное дело о попытке трех знакомых Изместьева – бывшего замначальника следственного управления ГУВД Москвы Александра Папахина, отставного генерал-лейтенанта налоговой полиции Александра Баканова и майора ФСБ Дмитрия Кривенко (все трое арестованы) – передать 100 тысяч долларов оперуполномоченному ФСБ Ольге Нужденовой за предоставление плана следствия по упомянутому делу "Корус-холдинга".

При этом сам Изместьев утверждал, что за этими делами стоят его бывшие деловые конкуренты, стремящиеся по рейдерской схеме при поддержке "оборотней в погонах" захватить нефтяную компанию "Корус".

Это еще не все - в ноябре фамилия Изместьева начала упоминаться в связи с начавшимся в Мосгорсуде процессом по делу "кингисеппской группировки", в которую входил офицер-подводник Александр Пуманэ. По информации СМИ, брат главы группировки Сергея Финагина Михаил возглавлял службу безопасности в компании Изместьева "Корус-холдинг", а совершенные группировкой убийства могли быть выгодны последнему, тесно связанному по бизнесу с "Башнефтью" - четыре из 11 убийств, вмененных "кингисеппской группировке", непосредственным образом повлияли на бизнес "Башнефти".

Одним из громких скандалов 2006-го года, связанных с именем Изместьева, также стало судебное решение о сносе его дома на Ильинском шоссе возле резиденции Владимира Путина в Ново-Огарево, так как якобы устраиваемые сенатором шумные праздники и фейерверки вызвали недовольство президента.

Логическим завершением неприятностей Изместьева в 2006 году стал его досрочный отзыв парламентом Башкирии из Совета Федерации, состояшийся 30 ноября. Отзыв сенатора был инициирован депутатами от "Единой России", обвинившими Изместьева в нарушении закона о статусе сенатора, в частности в том, что он занимается коммерческой деятельностью, являясь гендиректором ООО "Брок Трейд Ойл", зарегистрированного в Москве. Тогда же в СМИ появилась информация, что Изместьев отозван "по настоянию кремлевской администрации" и это согласовано с президентом Башкирии Муртазой Рахимовым.

Изместьев тогда заявил, что отвергает все обвинения в свой адрес и не признает юридических полномочий госсобрания Башкирии по его досрочному отзыву, надеясь на заступничество Совета Федерации, однако он все же предпочел уйти сам - 13 декабря стало известно, что Совет Федерации прекратил полномочия Изместьева на основании его личного заявления.

Добровольно сложив с себя звание сенатора, Изместьев уехал за границу, как сообщалось - на лечение, и о нем на месяц "забыли".

Тем временем 18 декабря в Санкт-Петербурге был наконец задержан находившийся с 2004 года в розыске лидер "кингисеппцев" Сергей Финагин, который затем был доставлен в Москву, в следственный изолятор Лефортово. Не исключено, что именно этот факт сыграл решающую роль в дальнейших событиях.

Признания киллера

Снова вспомнили об Изместьеве 16 января. На продолжающемся с конца ноября в Мосгорсуде процессе по делу "кингисеппской группировки" один из подсудимых, Александр Иванов, неожиданно дал показания на Изместьева, назвав экс-сенатора одним из руководителей группировки и заказчиком ряда убийств.

Как пишет "Коммерсант", Иванов, в частности, заявил, что Изместьев пришел к руководству в группировке в 1992-1994 годах, причем с его приходом киллерам "платить стали лучше". Так, если до этого киллеры за убийство получали по 7 тысяч долларов, которые делили "на всех по-братски", то при Игоре Изместьеве "стрелки" стали зарабатывать до 20 тысяч долларов каждый.

Непосредственно же Изместьев, по словам Александра Иванова, выступал заказчиком убийства в апреле 2001 года в Уфе бывшего главного бухгалтера Башкирской нефтехимической компании Валерия Сперанского и похищения и убийства в ноябре того же года главного бухгалтера ООО "Группа "Плаза"" Людмилы Красногер. Сперанский, по словам Иванова, "кинул" ряд фирм, в том числе фирму Игоря Изместьева, "на деньги". За что надо было убить Красногер, заказчик не пояснил. "Нам просто сказали: она должна исчезнуть бесследно", – заявил Иванов. Женщину убили, а ее труп забетонировали в полу гаража.

Кроме того, Изместьев, по словам Иванова, якобы был причастен и к организации покушения на акционера ЗАО "Компания САН" Михаила Орлова. Орлов остался жив, поэтому, как сообщил на допросе подсудимый, "обещанный гонорар нам не заплатили".

Похищение в Бишкеке

По случайному совпадению в этот же день, 16 января, Изместьев прилетел в Бишкек из Женевы на частном самолете для встречи "по вопросам бизнеса" с премьер-министром Киргизии Феликсом Куловым.

По информации "Коммерсанта", уже пребывая в Москве, в изоляторе временного содержания на Петровке, 38, бывший сенатор так описал своему адвокату то, что произошло потом: "Приземлившись в Бишкеке, я со своим помощником благополучно прошел паспортный контроль, а на выходе с него на нас набросились люди в камуфляже. Киргизские спецназовцы заломили нам руки, рядом стояли какие-то русские в штатском – видимо, чекисты". Затем, по словам Изместьева, их с помощником развели по разным комнатам и какие-то люди, представившиеся сотрудниками Службы национальной безопасности Киргизии, стали расспрашивать, кто они такие и зачем приехали.

Допрос, как вскоре выяснилось, был лишь формальностью: задержавшие их люди просто ждали, когда в Бишкек прилетит рейсовый самолет из Новосибирска. Обратным рейсом Игоря Изместьева отправили в Россию. Сотруднику российской ФСБ, который сопровождал его, Изместьев показал несданное удостоверение члена Совета Федерации, однако чекист на него не отреагировал. Уже на борту самолета конвоир сказал экс-сенатору: "Сиди и молчи. Летим, куда надо".

В новосибирском аэропорту Толмачево Игоря Изместьева пересадили в самолет, следующий в Москву. В столице у трапа самолета его уже встречал микроавтобус с надписью "Генпрокуратура России". В дороге следователь следственной группы Генпрокуратуры Павел Ли предъявил экс-сенатору протокол о задержании, датированный 17 января. Из документа следовало, что Изместьев подозревается в организации убийства в июле 2001 года в Москве частного нотариуса Галины Перепелкиной – супруги его бывшего делового партнера, президента аудиторской компании "Промфин Лтд." и учредителя ЗАО "Башнефть-МПК", а также бывшего финансового директора компании "Славнефть" Юрия Бушева.

Как заявил Изместьев своему адвокату Владимиру Семенцову, "я никогда не знал и не видел госпожу Перепелкину. Ни вреда, ни пользы она мне не принесла". Кстати, имя самого Юрия Бушева также фигурирует в показаниях, звучавших на процессе по делу "кингисеппской группировки" - оказывается, его убийство было последним, так и не выполненным, заказом, полученным киллерами Пуманэ и Ивановым от главаря банды Сергея Финагина в 2004 году. Предпринимателя, тогда активно проводившего операции с башкирской нефтью, собирались взорвать у здания музея-панорамы "Бородинская битва" на Кутузовском проспекте, однако исполнители сочли, что в результате пострадает много случайных людей и "не довели преступный умысел до конца". Кроме того, имя Бушева замелькало в СМИ в связи с его таинственным "похищением" в Подмосковье в августе 2006 года - через несколько дней, однако, он нашелся, и в чем там было дело, так и осталось непонятным широкой общественности.

Вечером 18 января Басманный суд удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры об аресте бывшего сенатора. Изместьев был доставлен в суд под конвоем, заседание проходило в закрытом режиме. Ходатайство о рассмотрении дела в закрытом режиме подала сторона обвинения - прокурор заявила, что "в связи с недопустимостью разглашения материалов дела, содержащих государственную тайну, а также в связи с обеспечением безопасности участников процесса заседание должно быть закрытым".

Как говорится в постановлении об аресте Изместьева, суд согласился с доводами прокуратуры о том, что бывший сенатор подозревается в совершении особо тяжких преступлений и, находясь на свободе, может скрыться от следствия, использовать свои связи и повлиять на ход расследования. Причем суд подтвердил, что Изместьев, на основании свидетельских показаний (судя по всему, имеются в виду показания Финагина и Иванова), подозревается в организации убийства Перепелкиной.

После оглашения постановления о своем аресте сам Изместьев заявил журналистам: "Все обвинения абсурдны. Меня просто выкрали, и речь идет только о деньгах". Какие именно деньги он имел в виду, остается только догадываться - возможно, те самые 47 миллионов евро, которые он запросил у управления делами президента за свою пресловутую усадьбу в Ново-Огарево, после чего и начались у сенатора неприятности.

И еще, интересно - если бы спецслужбам не повезло и бывший сенатор не решил заняться бизнесом с киргизским премьер-министром, а продолжил бы благополучно проживать в не менее благополучной Женеве, предстал бы он сегодня перед Басманным судом?

Татьяна Щеглова

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15