Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Незаменимых не было Сильные мира сего весь год страдали от беспокойства

В течение 2006 года президенты, премьеры и диктаторы не уставали доказывать, что главный смысл политики заключается в борьбе за власть. Правые и левые, демократически избранные и не очень, все они пережили немало неприятных моментов. Кто-то сумел остаться у руля, несмотря на титанические усилия врагов и конкурентов, кому-то повезло меньше.

В благополучной Европе главными возмутителями политического спокойствия стали французские студенты. Революционный дух не позволил им проигнорировать попытки правительства и парламента исправить трудовое законодательство. По замыслу чиновников, закон о первом найме, разрешивший работодателям увольнять молодых сотрудников без объяснения причин, должен был способствовать снижению безработицы среди молодежи. Благие намерения властей обернулись массовыми беспорядками. Студенты и профсоюзные активисты не ограничились требованиями отмены закона и вышли на улицы под лозунгом отставки правительства Доминика де Вильпена. Сложившуюся ситуацию стали все чаще сравнивать со студенческой революцией 1968 года.

После безуспешных попыток вступить в конструктивные переговоры со студенческими и профсоюзными лидерами французское правительство фактически капитулировало. Президент Жак Ширак, долгое время остававшийся в стороне от конфликта, вмешался в него самым решительным образом и отменил злополучный закон. Такое решение помогло де Вильпену удержаться во главе правительства, где у него есть сильный конкурент - министр внутренних дел Николя Саркози, вероятный кандидат в президенты Франции. Саркози завоевал широкую популярность в 2005 году благодаря жестким мерам, принятым против участников погромов в парижских пригородах. Повторить этот успех ему не удалось. Из-за вмешательства Ширака противостояние правительства со студентами быстро затихло. На этот раз глава французского МВД не успел выйти на первые роли.

Осенью 2006 года почин революционной Франции поддержали в Венгрии. Оппозиционные партии организовали массовые выступления в ответ на сенсационные признания премьера Ференца Дюрчаня. К журналистам попала запись с закрытого заседания правительства, на котором Дюрчань прямо заявил: "Ни одна европейская страна не делала ничего столь же тупого, как мы. Я чуть не умер, когда полтора года нам пришлось притворяться, что мы управляем. Вместо этого мы врали утром, днем и вечером". Такая откровенность премьера-социалиста стала настоящим подарком для правой оппозиции. Ее сторонники очень быстро перешли от мирных демонстраций к погромам и сумели на некоторое время захватить телецентр.

Столкнувшись с жестким отпором полиции, оппозиционеры устроили небольшой перерыв и расселились по палаткам перед зданием парламента. Относительное затишье продолжалось недолго: дождавшись годовщины антисоветского восстания 1956 года, противники Дюрчаня вывели на улицы до 100 тысяч человек. Для разгона демонстрантов полиция применила слезоточивый газ и водометы. В ответ участники выступлений двинули на полицейских старый советский танк Т-34, стоявший около здания парламента. К счастью, под его гусеницы никто не попал: легендарная машина заглохла. Приняв жесткие меры против демонстрантов, Дюрчань сумел восстановить порядок в столице и сохранить поддержку большинства своих сторонников. В разгар беспорядков министр внутренних дел Венгрии подал в отставку, однако премьер ее не принял.

Партнеры французов и венгров по Евросоюзу выясняли внутриполитические отношения менее эмоционально. Британцы мучительно пытались добиться от премьер-министра Тони Блэра ответа на простой вопрос - когда же он уволится? Лейбористы считают досрочную отставку Блэра необходимой, чтобы новый лидер партии получил возможность подготовиться к выборам. Блэр с завидным упорством отказывался удовлетворить любопытство однопартийцев. В прессе неоднократно называли различные даты отставки премьера, однако официального подтверждения такие публикации не получали. Блэр ограничился обещанием, что уволится в 2007 году, и назвал имя своего преемника. Никаких неожиданностей не случилось - следующим премьером Великобритании станет министр финансов Гордон Браун.

Самолет в аэропорту "Хитроу". Фото AFP

Самолет в аэропорту "Хитроу". Фото AFP

Lenta.ru

Немного успокоив британцев, Блэр основательно перетряхнул правительство. В частности, свой пост потерял министр внутренних дел Чарльз Кларк, сумевший избежать оставки в 2005 году, после терактов в Лондоне. Отставка Кларка оказалась своевременной - буквально через три месяца британское МВД объявило о предотвращении новой серии терактов. В ходе расследования выяснилось, что террористы планировали захватить и взорвать несколько пассажирских самолетов по пути из Великобритании в США. Несостоявшиеся смертники собирались использовать жидкую взрывчатку, пронесенную на борт в ручной клади. Охрана британских и американских аэропортов приняла экстренные меры безопасности, которые вызвали появление огромных очередей и задержки рейсов. Чтобы избежать терактов и транспортного хаоса в будущем, Евросоюз вскоре принял единые правила провоза ручной клади.

Случись в Великобритании новые теракты, никакие перестановки в кабинете министров не помогли бы Блэру остаться у власти. Впрочем, даже в отсутствие террористов главы правительств не могут чувствовать себя в безопасности. Пока британцы пытались уволить премьера, итальянцы разбирались, кто победил на всеобщих выборах. Харизматичный премьер-миллиардер Сильвио Берлускони, сравнивший себя с Иисусом Христом и Наполеоном во время избирательной кампании, уступил сотые доли процента голосов своему менее экстравагантному сопернику, бывшему председателю Еврокомиссии Романо Проди. Столь незначительный отрыв напомнил о выборах 2005 года в Германии, где победа христианских демократов также оказалась малоубедительной. Берлускони - глава итальянского правительства, которому впервые за последние 60 лет удалось отработать полный срок - попытался оспорить результаты голосования, однако не добился успеха и подал в отставку. Потеряв иммунитет от уголовного преследования, он вскоре предстал перед судом по обвинению в финансовых махинациях.

В отличие от Берлускони премьер-министр Таиланда Таксин Чинават не стал дожидаться новых неприятностей после своей отставки и благоразумно покинул страну. Чинавата отстранили от власти в результате бескровного военного переворота, совершенного при молчаливой поддержке населения и короля, который пользуется безусловным авторитетом у тайцев. С самого начала путчисты объявили, что не планируют задерживаться у власти и нарушать принципы демократии. Такие обещания не помешали им ввести цензуру, запретить митинги и ограничить другие гражданские свободы. В Таиланде приняли временную конституцию, сформировали временное правительство и парламент, однако общее руководство страной осталось за участниками переворота. Хотя военные гарантировали Чинавату неприкосновенность, новый премьер посоветовал ему не возвращаться в страну до выборов.

Мировые державы и международные организации отреагировали на переворот крайне невыразительно, ограничившись общими заявлениями о необходимости сохранения законности. Причин для беспокойства не нашлось: образ жизни местного населения и многочисленных туристов в Таиланде ничуть не изменился. Столь же буднично военные пришли к власти на Фиджи. Для островного государства, затерянного в Тихом океане, переворот стал четвертым за последние 20 лет.

Фидель Кастро. Фото AFP

Фидель Кастро. Фото AFP

Lenta.ru

Но остались еще оплоты стабильности, где режим не меняется десятилетиями. Революционная Куба обошлась без политических потрясений, несмотря на историческое событие - Фидель Кастро передал полномочия главы государства своему младшему брату Раулю. После операции на кишечнике 80-летний команданте надолго задержался в больнице и даже не смог посетить торжества по случаю своего юбилея. Американцы поставили Кастро многочисленные диагнозы, включая рак и болезнь Паркинсона. В конце года директор Национальной разведки США Джон Негропонте заявил, что кубинскому лидеру осталось жить считанные месяцы. Столь пессимистический прогноз не подтвердили врачи. Испанский хирург, осмотревший Кастро, сообщил, что пациент постепенно выздоравливает, демонстрирует "фантастическую умственную деятельность" и вскоре сможет вернуться к управлению государством. Официальные кубинские власти вообще отказались от комментариев, поскольку информация о состоянии здоровья команданте охраняется как государственная тайна.

Вопреки американской пропаганде говорить о конце эпохи Кастро оказалось преждевременно. За свою долгую политическую карьеру команданте неоднократно удивлял врагов удивительной жизнестойкостью. Бывшему коллеге кубинского лидера Саддаму Хусейну повезло меньше. В результате длительного судебного процесса, проходившего с многочисленными нарушениями, иракского диктатора приговорили к смертной казни через повешение за массовое убийство шиитов. Против казни Саддама выступили международные правозащитные организации и страны Евросоюза, давно отменившие высшую меру наказания. Иракское правительство предупредили, что смерть бывшего диктатора прератит его в мученика и только обострит обстановку в стране. Эти соображения не повлияли на апелляционный суд Ирака, который в самом конце года подтвердил приговор. Для Хусейна начался последний отсчет: по иракским законам, смертный приговор должен быть приведен в исполнение в течение 30 дней.

Незавидная судьба бывшего иракского президента большинству его действующих коллег не грозит. Для них новый год наверняка сложится лучше - главное внимательно следить, как бы не превратиться из крупных фигур мировой политики в фигурантов. Несмотря на локальные победы, даже самым удачливым из сильных мира сего не приходится почивать на лаврах. Конкурс на их места остается слишком высоким.

Дмитрий Томилов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15