Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Инвентаризация по-чеченски В Чечне подсчитают, во сколько республике обошлось стремление к независимости

В Чечне решили подвести статистический итог двух чеченских войн и подсчитать ущерб, нанесенный экономике и социальной инфраструктуре республики начиная с 1994 года. Впрочем, специальную комиссию, утвержденную нижней палатой чеченского парламента, интересуют также потери местной флоры и фауны в результате боевых действий. Не менее важной станет попытка установить точное значение людских потерь, по поводу которых приводилось много разной противоречивой информации.

Глава Народного собрания Чечни Дукваха Абдурахманов отметил, что в решении о создании комиссии "нет абсолютно никакой политической подоплеки". Он пояснил, что в Чечне не планируют искать виновных, а намерены лишь оценить потребности республики, исходя из того, чем она обладала до начала "кампании по восстановлению конституционного порядка", как официально называлась первая чеченская война.

Этот первый этап боевых действий в республике, как известно, завершился в 1996 году подписанием Хасавюртовских соглашений, предоставлявших Чечне широкую автономию. Фактически республика стала политически независимым образованием, где не соблюдались российские законы, но в тоже время экономически и финансово оставалась тесно связанной с метрополией.

Это противоречие разрешилось в августе 1999 года с началом второй чеченской войны или "контртеррористической операции". Ее результатом стал приход к власти в Чечне промосковских политиков во главе с Ахмадом Кадыровым. После его гибели в 2004 году в результате теракта положение в республике фактически контролирует его сын Рамзан Кадыров, занимающий пост премьер-министра. В то же время официальным главой Чечни является ее президент Алу Алханов.

Абдурахманов признал, что точная цифра ущерба, принесенного более чем десятилетней нестабильностью в регионе, до сих пор неизвестна. Спикер отметил, что разброс оценок составляет от 600 миллиардов до нескольких триллионов рублей, однако покуда эти цифры не верифицированы, они не могут использоваться в качестве серьезных аргументов.

Позицию чеченского руководства по этому вопросу уточнил представитель Чечни при президенте РФ Зияд Сабсаби, по словам которого, "работа такой комиссии могла бы помочь федеральному центру определить уровень финансирования на следующие годы".

В условиях, когда договор о разграничении полномочий между Москвой и Грозным так и не подписан, разговоры о недофинансировании Чечни ведутся давно. Кадыров лично высказывал главе МЭРТ Герману Грефу претензии в связи с недостаточным количеством средств, выделяемых республике на восстановление инфраструктуры. В свою очередь, федеральные власти обвиняют Грозный в неэффективном расходовании выделяемых финансов.

В состав комиссии по определению ущерба войдут депутаты, а также более десяти неназванных "ведущих ученых-экономистов и опытных экспертов". На завершающем этапе к работе планируется привлечь известные консалтинговые фирмы, заявил председатель комитета Народного собрания Чечни по экономической политике Аднан Темишев, который также является заместителем главы комиссии.

По прогнозам депутата, ущерб промышленности Чечни составляет около 3 триллионов рублей, а итоговая сумма потерь может быть в два или три раза выше. Темишев подчеркнул, что компенсации по потере жилья и имущества в размере 350 тысяч рублей на семью не будут учитываться при подсчетах, как не соответствующие реальным размерам ущерба.

Конечной целью работы комиссии, которую планируется завершить к 1 апреля 2007 года, является предоставление обоснований для принятия законопроекта "Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Чеченской республики". Этот документ был внесен на рассмотрение в Госдуму в сентябре этого года.

В законопроекте, в частности, предусматривается создание в республике особого экономического пространства и введение специальных налоговых каникул сроком на 14 лет. В первые семь лет этого периода инвесторов предлагается полностью освободить от уплаты налогов, а на оставшиеся семь лет предоставить им 50-процентную налоговую скидку.

Среди других требований, выдвинутых чеченским парламентом, полная отмена таможенных пошлин и упрощение режима въезда и выезда для иностранных рабочих, а также льготы для банков, участвующих в инвестиционных проектах. Одним из ключевых вопросов является передача чеченскому правительству прав на распоряжение недрами республики, прежде всего нефтью. Кроме того, в документе речь идет о наделении чеченских властей правом лицензирования практически всех основных видов деятельности, на которые требуется особое разрешение, а также о возможности сдавать в аренду объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности.

Стоит вспомнить, что еще летом 2006 года руководство Чечни запросило на восстановление экономики республики 30 миллиардов рублей в 2007 году и 52 миллиарда рублей в 2008 году. Между тем федеральный бюджет пока что готов выделить на эти цели лишь 3,8 и 4 миллиарда рублей соответственно.

В подобном разбросе между спросом и предложением нет ничего удивительного. Он вполне укладывается в традиционную схему, по которой составляются региональные бюджеты: руководство областей, краев и республик запрашивает у федерального бюджета завышенные, а не реально необходимые суммы, чтобы в итоге получить искомый объем финансирования.

В случае с Чечней эта процедура осложняется господствующим в российском правительстве мнением, что администрация Кадырова - это "бездонная пропасть", и, кроме того, процесс восстановления Чечни крайне сложно контролировать. Однако экономики северокавказских республик, причем не только Чечни, и так живут по отличным от общероссийских правилам. И Кремлю рано или поздно придется решать, что делать с этим противоречием: узаконить его, как предлагают чеченские депутаты, или найти альтернативный выход.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше