Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Без Баку Нагорный Карабах проголосовал за независимость

10 декабря в непризнанной Нагорно-Карабахской республике состоялось голосование по проекту конституции. По данным на 11 декабря, документ поддержали более 98 процентов избирателей. Основной закон, принятый на референдуме, определяет НКР как "суверенное, независимое государство". Азербайджан, в состав которого де-юре входит республика, в документе не упомянут ни разу.

По данным карабахского центризбиркома, в референдуме приняли участие 78,3 тысячи человек, то есть около 87 процентов от общего числа граждан республики, имеющих право голоса. Из них за принятие основного закона проголосовали 98 процентов (77,2 тысячи человек). Окончательные результаты плебисцита, как ожидается, будут объявлены 13 декабря.

Конституция провозглашает Нагорно-Карабахскую республику "суверенным, демократическим, правовым, социальным государством". НКР, согласно ее основному закону, признает основные права и свободы человека как "неотъемлемые и высшие ценности". Власть в республике, как следует из документа, принадлежит народу и осуществляется посредством свободных выборов, референдумов и через соответствующие государственные органы и должностных лиц.

Вопрос о границах НКР окончательного разрешения в конституции не получил. В ее заключительной статье отмечается, что "до восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией НКР".

Нынешняя конституция - первая в постсоветской истории Нагорного Карабаха. Руководство республики признает, что процесс принятия основного закона несколько затянулся, однако связывает это с желанием в должной мере учесть мировой демократический опыт. Как заявил глава карабахского правительства Анушаван Даниелян, "мы приняли во внимание весь опыт государственного строительства, для того чтобы потом не пришлось вносить коррективы". Президент непризнанной республики Аркадий Гукасян, со своей стороны, охарактеризовал новый основной закон как "очень демократический и сбалансированный".

Комментируя итоги референдума, Гукасян также не удержался от нелицеприятных аналогий в адрес Баку. По словам президента НКР, народ Нагорного Карабаха, получивший столь удачную конституцию и "стремящийся к демократическим ценностям", имеет гораздо больше шансов на международное признание, чем "некий тоталитарный режим". О том, что это за режим, журналистам, присутствовавшим на пресс-конференции Гукасяна, долго гадать не пришлось. Глава непризнанной республики охотно пояснил, что "если бы Азербайджан имел такую же демократичную конституцию, как Карабах, сторонам легче удалось бы договориться друг с другом".

В ходе подготовки к референдуму, разумеется, встал вопрос и о возможном признании его итогов со стороны международного сообщества. Власти Нагорного Карабаха, как и дружественной Армении, не выказывали в этом отношении особенного оптимизма, утверждая, что конституция является прежде всего внутренним делом республики. Правда, Аркадий Гукасян все же выразил надежду, что референдум будет признан на международном уровне, "не сегодня, так завтра или послезавтра".

Исторически Нагорный Карабах (древнеармянское название - "Арцах") входил в состав Армении. В результате серии вторжений со стороны соседней Турции княжества Карабаха неоднократно меняли свой статус. В 1813 году они вошли в состав России. В начале 1920-х годов после советизации Закавказья Нагорный Карабах вошел в состав Советской Армении, однако затем Москва решила отдать его под протекторат Азербайджанской ССР в качестве автономной области. В 1991 году Нагорный Карабах провозгласил независимость. С 1992 по 1994 годы в республике велись боевые действия с участием вооруженных сил Азербайджана и армии самообороны НКР, которую поддерживала Армения. В мае 2004 года стороны подписали соглашение о прекращении огня. В настоящее время де-факто руководство НКР сохраняет контроль над большей частью территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Кроме того вооруженные силы непризнанной республики контролируют часть прилегающих районов Азербайджана, включая "Лачинский коридор", соединивший Нагорный Карабах с Арменией.

Пока эти ожидания не оправдались. Официальный Баку заранее объявил голосование "незаконным и нелегитимным". Аналогичную точку зрения высказали представители Евросоюза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отказавшиеся прислать на референдум своих наблюдателей.

Итоги карабахского плебисцита могут признать разве что другие непризнанные республики, такие как Южная Осетия или Приднестровье. Так, замминистра иностранных дел Южной Осетии Алан Плиев, прибывший на референдум в качестве наблюдателя, отметил, что "Нагорный Карабах завершил процесс становления своего государства".

Армянский президент Роберт Кочарян, со своей стороны, поздравил карабахский народ с успешным референдумом. В то же время Ереван, как известно, до сих пор не признал независимость Нагорного Карабаха на официальном уровне. По версии армянского руководства, это связано с возможностью продолжать переговоры между Ереваном и Баку. Признание состоится в том случае, заявил ранее Кочарян, если переговоры с Азербайджаном окончательно зайдут в тупик.

За последнее время встречи официальных представителей Армении и Азербайджана, на которых обсуждался карабахский конфликт, не принесли сколько-либо значимых результатов. Баку, как ранее заявил азербайджанский президент Ильхам Алиев, намерен вернуть мятежные территории под свой контроль "любой ценой". Требования предоставить Карабаху независимость и обеспечить ему сухопутную границу с Арменией Азербайджан обсуждать отказывается. В этих условиях, как отмечают наблюдатели с обеих сторон, в переговорном процессе царит застой, а карабахский конфликт сохраняет свой "замороженный статус".

Эксперты считают, что нынешнее положение в целом устраивает международное сообщество: определенная стабильность, установившаяся в регионе, не мешает экономическим отношениям с богатым энергоресурсами Азербайджаном. По мнению политолога Левона Мелик-Шахназаряна, ситуация не противоречит интересам Баку: отсутствие международного резонанса в ответ на карабахский референдум избавляет азербайджанское руководство от необходимости возвращаться к военным действиям. Радикально настроенную часть общества азербайджанский президент, отмечает политолог, всегда может успокоить рассуждениями о том, что, мол, "карабахских сепаратистов все равно никто в мире не воспринимает всерьез".

Наблюдатели также указывают на президентские выборы в Армении и Азербайджане (в обеих странах они намечены на 2008 год) как на фактор, удерживающий стороны от уступок. В ближайшее время не приходится ожидать и решения вопроса в рамках ООН: обсуждение "замороженных конфликтов" СНГ, вопрос о которых был внесен в повестку нынешней сессии Генассамблеи ООН странами-членами ГУАМ (Грузия, Азербайджан, Украина, Молдавия), в начале декабря было отложено на неопределенный срок.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15