Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Благие намерения Демократы США готовят закон о борьбе с коррупцией в Конгрессе

В США демократы заявили о своей готовности уже в январе 2007 года провести через Конгресс закон, устанавливающий новые этические правила поведения для членов Палаты представителей и Сената. Закон призван побороть коррупцию в рядах конгрессменов, которая за последнее время стала причиной ряда крупных политических скандалов и подорвала репутацию Капитолия в глазах простых американцев.

Демократы предлагают запретить конгрессменам принимать подарки со стороны лоббистов, включая различные угощения, обеды и ужины, а также оплату путешествий. С другой стороны, лоббистов хотят обязать раскрывать все свои контакты с конгрессменами, чтобы узнать, кто стоит за предлагаемыми законами. Кроме того, тем из лоббистов, кто ранее был конгрессменом, хотят вообще запретить доступ в палаты Конгресса.

Как отмечает The New York Times, проект закона не предусматривает таких важных мер, как пересмотр правил финансирования предвыборной кампании, и лишь незначительно ограничивает право конгрессменов вносить анонимные дополнения в проект законов о расходах, что в недавнем прошлом послужило причиной ряда коррупционных скандалов и вызвало критику не только демократов, но и республиканцев.

И тем не менее, по словам Нэнси Пилози (Nancy Pelosi) - нового спикера Палаты представителей от Демократической партии, благодаря новому закону американцы будут иметь "самый честный, самый открытый и самый этичный Конгресс в истории".

Как ожидается, обсуждение и голосование по каждому отдельному предложению будет проходить отдельно с интервалом около 5 дней. Данная процедура должна, по мысли демократов, привлечь повышенное внимание общества и прессы к обсуждаемым темам и сделать дискуссию более продолжительной. Кроме того, голосование по каждому пункту позволит перетянуть на свою сторону некоторых республиканцев, которые при голосовании за общий текст были бы вынуждены, следуя партийной дисциплине, высказаться против.

Вместе с тем, голосование по каждому пункту имеет и свои минусы, так как грозит разделить уже самих демократов, между которыми существуют порой весьма значительные расхождения по вопросу о конкретных мерах борьбы с коррупцией и взяточничеством при общем для всех желании с этой коррупцией и взяточничеством покончить.

Наиболее острую дискуссию вызывает инициатива некоторых демократов, например сенатора Барака Обамы (Barack Obama), создать независимую "Комиссию по этике", которая бы следила за соблюдением конгрессменами установленных правил поведения.

Противники этого предложения, среди которых один из самых "лоббируемых" членов Палаты представителей Джон Мерта (John Murtha), указывают на ненужность такой комиссии. "Если закон будет четко и ясно прописан, члены Конгресса будут его соблюдать", - заявила в этой связи сенатор Диана Файнштайн (Dianne Feinstein), добавив, что для контроля над соблюдением правил нет необходимости создавать новые бюрократические структуры. По мнению некоторых представителей Демократической партии, с этой задачей мог бы справиться существующий Комитет по правилам официального поведения (Committee on Standards of Official Conduct).

Со своей стороны, лидер демократов в Конгрессе Нэнси Пилози предложила компромиссный вариант. Создать независимый орган наподобие жюри присяжных, члены которого будут рассматривать поступившие жалобы на нарушение этических норм и передавать заслуживающие внимания обращения в сенатский Комитет по этике.

Наконец, еще одна группа демократов считает, что ни новые правила, ни тем более комиссия, которая будет следить за их выполнением, вообще не нужны. Этические нормы, по их мнению, нарушались, пока в Конгрессе господствовали республиканцы. После того, как контроль за двумя палатами перешел к демократам, коррупция должна исчезнуть сама собой.

Не меньше разногласий вызывает и вопрос об ограничении влияния лоббистов. Как заметил в этой связи директор Американской лиги лоббистов Пол Миллер, у демократов лоббистов не меньше, чем у республиканцев.

Пока демократы требуют обязательно раскрывать всю информацию по подготовке того или иного закона о расходах только в том случае, если он предусматривает выплаты частным предприятиям и фирмам, а также любым учреждениям, которые не находятся в ведении федерального правительства. Кроме того, конгрессменам хотят запретить принимать законы в пользу компаний, где работают члены их семей или бывшие сослуживцы.

Несмотря на очевидную жесткость, новые правила не затронут большинство законов о предоставлении финансовых дотаций или выплатах по контрактам, поскольку чаще всего деньги перечисляются не напрямую, а через министерство обороны и другие федеральные структуры.

Меры, предлагаемые демократами, не новы. В 1994 году сразу после победы на выборах республиканцы провели через Конгресс аналогичные законы, включая запрет на подарки и оплату путешествий конгрессменов за счет лоббистов. Потом, правда, новые правила были значительно смягчены. Кроме того, в 2002 году сенатор-республиканец он Аризоны Джон Маккейн (John McCain) и сенатор-демократ Рассел Д. Файнгольд (Russell D. Feingold) предложили совместный закон, ограничивающий финансирование предвыборной компании.

Стремление демократов представить свой закон как нечто радикально новое, своеобразную панацею, которая положит конец "культуре коррупции", сложившейся в Конгрессе, объяснятся тем, что именно борьба с коррупцией была главным предвыборным лозунгом демократов на промежуточных парламентских выборах, который способствовал их победе над республиканцами едва ли не больше, чем критика войны в Ираке или растущее недоверие американцев президенту Джорджу Бушу.

Особую остроту этому вопросу придали недавние скандалы, связанные со взяточничеством и финансовыми махинациями, в которых оказались замешаны многие из видных представителей республиканской партии в Конгрессе.

Самым громким оказалось дело лоббиста-республиканца Джека Абрамоффа (Jack Abramoff), который при помощи лидера республиканского большинства в Палате представителей Тома Делэя (Tom DeLay) и конгрессмена Боба Нея (Robert William Ney) добился принятия ряда законов в пользу сети так называемых "индейских казино" - игровых заведений, располагающихся на территории резерваций и освобожденных от части федеральных налогов. По некоторым данным, выручка, которую Абрамофф получил от этой сделки, составила около 75 миллионов долларов.

Кроме того, Делей и Ней помогли Абрамоффу и его деловому партнеру Адаму Кидану (Adam Kidan), незаконным образом приобрести сеть плавучих казино SunCruz Casinos, принадлежащих гражданину Греции Константиносу "Гасу" Булису (Konstantinos "Gus" Boulis), который потом погиб в результате покушения. В частности, Ней несколько раз выступал перед Конгрессом, подвергая резкой критике менеджерскую команду Булиса за различные нарушения законов штата Флорида и обман своих клиентов. Выступления Нея подтолкнули Булиса к тому, чтобы по возможности быстрее продать компанию Абрамоффу.

После разоблачения Абрамоффа Том Делэй и Боб Ней были вынуждены подать в отставку со своих мест в Конгрессе по обвинению в коррупции. На данный момент Нею грозит тюремное заключение. В скандал вокруг "индейских казино" также оказался замешан спикер Палаты представителей конгресса США республиканец Дэннис Хастерт (Dennis Hastert), в отношении которого ФБР также начало расследование.

Еще один республиканец член Палаты представителей Рэнди "Дюк" Каннингем (Randy "Duke" Cunningham) был признан виновным в получении взяток на общую сумму в 2,4 миллиона долларов при распределении военных заказов и приговорен к тюремному заключению сроком на 8 лет.

Однако действия самих демократов, решивших побороть республиканскую коррупцию в Конгрессе, порой вызывают некоторое недоумение. Уходя на должность спикера Палаты представителей, Нэнси Пилози (Nancy Pelosi) рекомендовала назначить новым лидером демократического большинства Конгресса уже упомянутого конгрессмена Джона Мерту. Между тем сам Мерта на протяжении многих лет постоянно служит объектом для обвинений в коррупционной деятельности, связанной со злоупотреблениями на посту председателя подкомитета по оборонным расходам (Appropriations defense subcommittee). Мерту также подозревают в незаконном финансировании своей избирательной компании.

Кроме того, в 1980 Мерта фигурировал в качестве одного из подозреваемых в так называемом деле Abscam. Выдавая себя за сотрудников компании Abdul Enterprises, помогающей иммигрантам с Ближнего Востока приехать в США, агенты ФБР арестовали тогда нескольких конгрессменов, которые выразили готовность предоставить американское гражданство некому арабскому шейху за соответствующее вознаграждение. Несмотря на то, что разговоры Мерты были записаны на видеопленку, ему удалось избежать судебного разбирательства.

Впрочем, этот эпизод, кажется, не может заставить усомниться в желании демократов победить коррупцию. Намерения у них самые благие.

Алексей Демьянов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше