Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

За базар ответишь Ираклий Окруашвили получил шанс отметить Новый год в Цхинвали

Происходящие в высшем эшелоне грузинского руководства изменения законами простой логики объяснить подчас бывает ой как сложно. В течение почти двух лет уже бывший министр обороны страны молодой и амбициозный Ираклий Окруашвили воспринимался как ближайший соратник и более того - единомышленник президента Михаила Саакашвили, заслуживший прозвище "ястреб" во многом благодаря приверженности силовому варианту решения проблемы территориальной целостности страны. Именно на него глава государства взвалил решение самых актуальных для республики проблем - от собирания земель грузинских до вступления в НАТО и даже популяризации грузинского вина. И вот этот специалист широкого профиля после абсурдного переведения из Минобороны в Министерство экономического развития подал в отставку. Такой поворот событий породил множество версий насчет того, чем вызван разрыв между двумя самыми популярными грузинскими политиками.

Подписавший отставку премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели назвал решение Ираклия Окруашвили "полной неожиданностью" для себя и президента страны. Но неожиданностью был и перевод главы Минобороны в Минэкономразвития. Тогда многие поспешили это объяснить своеобразной помощью Окруашвили со стороны президента, дескать, Михаил Саакашвили не захотел ставить своего верного рыцаря в неловкое положение в связи с растиражированным прессой намерением министра встретить 2007 год в столице непокоренной Южной Осетии - Цхинвали. Когда стало понятно, что этим планам Окруашвили сбыться не суждено, президент ловко избавил его от обязанности "отвечать за базар", бросив на экономическое направление.

Но оказалось, что не все так просто. Вместо того, чтобы плодотворно трудиться на новом поприще и радовать своего благодетеля-президента, Окруашвили предпочел вообще покинуть команду Саакашвили. По мнению лидера грузинской оппозиционной партии "Имеди", председателя фонда Игоря Гиоргадзе Ирины Саришвили, президент страны, по каким-то одному ему ведомым причинам, перебросил Окруашвили в оппозицию. Саришвили считает, что вскоре главе государства придется столкнуться уже не с "кремлевскими марионетками", как привыкли сейчас называть в Тбилиси тех, кто мыслит несколько иначе, чем сам президент, а с серьезной политической силой, в которой объединятся все бывшие министры - экс-глава МИД Саломе Зурабишвили, Георгий Хаиндрава, некогда миривший Грузию на посту госминистра по урегулированию конфликтов, и Ираклий Окруашвили, чьи рейтинги доверия среди грузинских граждан до последнего времени не сильно отставали от президентских.

Президент Грузии не смог рассчитать, насколько серьезной головоломкой станет для него Окруашвили

Ирина Саришвили, председатель фонда Игоря Гиоргадзе

К слову, при желании, разгадку кадровых перестановок в правительстве можно отыскать и в этих самых рейтингах. Кто знает, не испугался ли Саакашвили роста популярности своего министра, на которую, кажется, работало все грузинское руководство. Окруашвили в последние полтора года был излюбленным персонажем СМИ, пишущих о Грузии, поскольку весь спектр основных проблем этой страны так или иначе замыкался на военном ведомстве. Благодаря Саакашвили к этим проблемам добавились даже "фекальные массы", как Окруашвили соизволил назвать винодельческую продукцию, реализуемую на российском рынке. Доверив в свое время своему главному силовику популяризацию грузинского вина, президент, с одной стороны, дал понять, что считает Окруашвили наиболее способным политиком у себя в команде, но с другой - подложил своему соратнику большую свинью, поскольку человек, на плечах которого лежит реализация наполеоновских планов Тбилиси в военной области, вряд ли найдет время и возможности заниматься раскруткой "Хванчкары" на международных рынках.

Таким образом, обремененный массой почетных, но сложно выполнимых задач Окруашвили оказался к осени в патовой ситуации. Конечно, на должности главы Минэкономразвития у него было бы больше возможностей вплотную заняться вином и "Боржоми", однако же куда девать Цхинвали? Как быть с камуфляжной формой, в которой Окруашвили любил красоваться, рассказывая журналистам о том, как грузинская армия расправится с любыми, кто посягнет на территориальную целостность Грузии, как выдавить из Абхазии и Южной Осетии миротворческие контингенты? Юрист по образованию, Окруашвили настолько привык к роли великого военачальника, что занятие экономикой, куда менее эффектное для публики, по всей видимости, вогнало его в глубокую тоску, которая и привела к отставке. А следовательно, и к решению действовать самостоятельно, не рассчитывая больше на президента, который в одночасье может сделать тебя, например, ответственным за коммунальное хозяйство Аджарии.

Кроме того, по мнению газеты "Коммерсант", причины удаления Окруашвили от власти следует искать не на границе с Южной Осетией, а в Вашингтоне. Словесные упражнения грузинского министра, вроде упомянутых "фекальных масс", считает издание, явно не устраивали США. Белый дом прежде всего заинтересован в стабилизации обстановки в дружественной им Грузии, а не в усилении конфронтации с Россией, которая на данном этапе ничего хорошего Тбилиси не принесет. Даже последняя резолюция Совбеза ООН по Грузии, за которую проголосовали США, призывала Тбилиси воздержаться от провокационных высказываний в адрес Москвы. Однако Окруашвили не прислушался к предупреждению, озвучив свое намерение закатить новогоднюю пирушку в Цхинвали. И если предположить, что Саакашвили напрямую дали понять о том, что его министр обороны - лишний, то смещение Окруашвили с этого поста выглядит вполне логично.

Президент Грузии не даст министров в обиду. Михаил Саакашвили и премьер Зураб Ногаидели (слева), фото AFP

Президент Грузии не даст министров в обиду. Михаил Саакашвили и премьер Зураб Ногаидели (слева), фото AFP

Lenta.ru

Как полагает заведующий отделом проблем международных отношений российского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, своей отставкой Окруашвили показал, что он готов к самостоятельной политической игре. "Министр обороны в грузинской ситуации, когда стратегическим курсом страны является собирание земель, является ключевым министром. А министр экономического развития - должность, на которую его перевели - это должность сродни тому, как в советское время людей переводили на сельское хозяйство", - заметил политолог.

Если вспомнить, как ее любили называть в российском МИДе, "воинственную риторику" Окруашвили во время его руководства Министерством обороны, то сложно представить, что в оппозиции экс-министр найдет общий язык с Зурабишвили, Хаиндравой и прочими политиками умеренного толка. Окруашвили ближе такие деятели, как грузинский парламентарий Нодар Григалашвили, как-то назвавший россиян "змеями", которым как можно скорее следует убраться с Кавказа туда, откуда они приползли. Объединив вокруг себя подобных, с позволения сказать, радикалов, Окруашвили займет самую правую нишу грузинской политики, продолжит генеральную линию Саакашвили (присоединение Абхазии и Южной Осетии, выход из СНГ, вступление в НАТО), только уже без неожиданных полетов в Санкт-Петербург для бесед с Владимиром Путиным, без постоянных реверансов в сторону "исторического друга" России и прочих пережитков советского периода.

Это был поспешный импульсный поступок. Я сожалею, что такое произошло. Но уход Ираклия Окруашвили не сможет изменить курс, взятый правительством. Нас ждало много побед впереди, и Грузия все равно добьется их, уже без Окруашвили.

Георгий Угулава, мэр города Тбилиси

Главный герой этой истории все еще воздерживается от комментариев. Сразу после подачи заявления об отставке Окруашвили слетал с частным взитом в Киев и сразу же вернулся в Тбилиси. Но некоторые представители парламентской оппозиции в Грузии успели объявить уход Окруашвили из правительства "поступком настоящего политика". По словам депутата Кахи Кукава, экс-министр доказал всем, что "является хозяином своего слова, в отличие от президента Саакашвили, который пообещал нам, что Окруашвили будет министром обороны до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Грузии". Понятно, что подобной точки зрения должна придерживаться и определенная часть электората, который в последнее время закармливали идеями с националистическим душком, ориентировали на поиск внешнего врага, в образе которого без труда можно было различить Россию. Сделав ставку на эти настроения, Окруашвили без труда воспользуется плодами работы всего правительства Саакашвили за последние два года. Если, конечно, рискнет противопоставить себя президенту, пока тот будет метаться от ЕС к СНГ и обратно. Это как раз тот случай, когда ученик вполне может превзойти учителя. И не исключено, что усиление позиций Окруашвили, опять-таки при том, что он решится стать серьезным игроком на следующих парламентских выборах, сблизит нынешних противников - Саакашвили и кремлевских политиков.

А пока Ираклий Окруашвили в качестве частного лица может выполнить уже данное народу Грузии обещание и встретить Новый год в Цхинвали, уроженцем которого он является. Персоной нон грата в Южной Осетии бывшего "ястреба", кажется, еще не объявляли.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше