Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Хата с краю Дольщики пообщались с ОМОНом

СюжетПерекрытие федеральных трасс

Обманутые дольщики осваивают новые способы обратить внимание чиновников на себя: например, в один и тот же день на прием к главе администрации записывается несколько сотен человек.
В октябре 2006 года проблему пострадавших соинвесторов упомянул в ходе "Прямой линии" президент России Владимир Путин. Глава государства поручил властям на местах разобраться с теми, кто начал долевое строительство до принятия федерального закона 214, принятие которого, как он считает, "урегулировало эту сферу".
Разбирательство везде проходит по-разному. Одни чиновники ищут инвесторов на недостроенные объекты. Другие делают вид, что таких объектов и самих дольщиков не существует, а также пытаются не допустить проведения соинвесторами акций протеста. Иногда дело доходит до применения силы.

Записывайтесь на прием

16 ноября 2006 года в 11 часов утра у здания администрации в подмосковном Одинцово собралось около 500 соинвесторов строительства жилого комплекса "Западные ворота". Сторонний наблюдатель мог бы предположить, что они проводят акцию протеста - однако дольщики всего лишь в очередной раз попытались встретиться с главой Одинцовского района Александром Гладышевым.
- Люди были настроены неконфликтно, - говорит лидер общероссийского Комитета пострадавших дольщиков "Жилье. Земля. Люди" ("ЖЗЛ") Антон Беляков, побывавший в Одинцово. - Никаких митингов мы не планировали - просто заранее записались к Гладышеву на прием.
Дольщикам, как это бывало и ранее, объявили о том, что руководитель администрации "уехал по делам". Вместо него к соинвесторам вышел не назвавший себя одинцовский чиновник. На вопрос о том, на какой стадии находится рассмотрение дела группы соинвесторов строительства, пострадавших от коммандитного товарищества "Социальная инициатива" и компании "Возрождение", он ответил кратко: "Мы занимаемся этим вопросом".
Все это происходило внутри здания, куда охрана администрации пропустила группу из 20 человек. Тех, кто остался на улице, без объяснения причин начали оттеснять от здания бойцы ОМОНа.
- Нам не могли предъявить обвинения в несанкционированном митинге, поскольку у нас не было ни одного плаката, мы не нарушали общественный порядок, - говорит руководитель "ЖЗЛ". - Шеф службы безопасности администрации сказал: "Не создавайте здесь толпу!". Люди выстроились в очередь. Но охрану и ОМОН и это, видимо, не устроило.
По словам руководителя Комитета пострадавших дольщиков, были также задержаны несколько журналистов, а представителю телекомпании РЕН-ТВ повредили съемочное оборудование.
Встреча обманутых соинвесторов с главой Одинцовского района все же произошла, причем в тот же самый день, на который им был назначен прием. После разгона ОМОНом очереди около здания администрации трое представителей "ЖЗЛ" направились в Общественную палату, где было намечено очередное заседание, посвященное соинвестированию жилья.
- Александр Гладышев был там же, - рассказывает Беляков. – Он, видимо, никак не ожидал встретить нас, потому что единственное, что мы услышали от него – это признание того, что проблема пострадавших дольщиков существует, и ее надо как-то решать. Что именно для этого будет предпринято, он не сказал.

Меняйте законы

Лидер Комитета пострадавших дольщиков настроен по отношению к властям, можно сказать, миролюбиво.
- Голодовки, перекрытие федеральных трасс – это не метод борьбы, - считает он. - Никакая голодовка не продлится дольше двух недель, люди просто начнут умирать.
А уж объявление так называемых бессрочных акций протеста с требованием выпустить постановление правительства – это и вовсе нонсенс. Беляков, имеющий опыт работы в Антикоррупционном комитете, не понаслышке знает, что выходу официального документа в России предшествуют месяцы заседаний в комиссиях и палатах.
- Необходимо проводить в жизнь законодательные инициативы, - говорит Беляков. - Ведь федеральный закон 214 вовсе не так хорош, как думает президент России.
Закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", принятый Государственной думой в конце 2004 года, и впрямь печально известен. Ведь именно после выхода этого документа, на словах защищавшего права дольщиков, а на деле отнимавшего у них же реальную возможность вложить деньги в соинвестирование строительства, начались скандалы с застройщиками-мошенниками по всей стране. За два года процесс объединения обманутых соинвесторов приобрел размах национального движения.
- Первоначально наше движение было межрегиональным и называлось "Ассоциация помощи пострадавшим дольщикам" (АППИ), - рассказывает Беляков. - Но количество обманутых вкладчиков строительства, а главное, география обращений к нам так разрослись, что пришлось перерегистрироваться, чтобы стать общероссийской организацией.
По закону статус межрегиональной организации позволяет объединять в ней не более половины российских регионов - и ни одним регионом больше. Осенью текущего года членами АППИ уже были представители из 50 краев и областей.

Пишите письма

По данным АППИ, общее число пострадавших соинвесторов строительства жилья в России превышает 80 тысяч человек. В Москве и Подмосковье их насчитывается более 35 тысяч.
Среди этих людей есть те, кто настроен куда более радикально, чем руководитель комитета. Лидер московской инициативной группы соинвесторов, оказавшихся жертвой двойных продаж, Дмитрий Карзыкин сообщил корреспонденту Lenta.ru, что не позднее 30 ноября 2006 года в столице начнется голодовка обманутых дольщиков.
- Комиссия в московском правительстве, которая должна была заниматься решением проблемы обманутых дольщиков, была создана под руководством главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина в феврале 2006 года, - рассказыват Карзыкин. - За все это время нас не допустили ни на одно заседание.
Письма, которые пострадавшие соинвесторы пишут в мэрию, неизменно остаются без ответа. Поэтому последнее обращение было направлено уже главе российского правительства Михаилу Фрадкову. В нем дольщики просят включить их представителей в состав комиссии, возглавляемой Ресиным.
Возможно, Фрадкова московские чиновники и послушаются. Карзыкин утверждает, что если и это письмо будет проигнорировано, начнется голодовка.
В Петербурге люди настроены не менее решительно, чем в Москве. Руководитель петербургского отделения "ЖЗЛ" Дмитрий Щупановский рассказал нам, что на митинге, который проходил в городе на Неве около недостроенного дома по адресу Ленинский проспект, 93, прозвучали призывы к отставке губернатора Валентины Матвиенко, а также захвату Смольного.
- Это могло бы вызвать улыбку, потому что подавляющее большинство дольщиков – это здравомыслящие люди, которые не собираются ничего захватывать и не видят смысла в том, чтобы свергать власть, – говорит Щупановский. - Горькая ирония в том, что захватить здание, где заседают городские власти, призывала бездомная пенсионерка.
Глава регионального отделения "ЖЗЛ" главной бедой петербургских дольщиков считает то, что власти не признают наличия такой проблемы, как тысячи людей, оставшихся на улице.
- В феврале 2006 года мы передали в комитет по строительству Санкт-Петербурга письмо с просьбой вмешаться в ситуацию, - рассказывает Щупановский. - Заместитель председателя комитета Владимир Кузнецов ответил нам, что его ведомство не вправе вмешиваться в отношения между дольщиком и застройщиком.
Спустя полгода, в конце августа 2006 года тот же самый Владимир Кузнецов сообщил журналистам, что в городе выявлено "только четыре "проблемных" жилых дома и около тысячи обманутых соинвесторов". В "ЖЗЛ" домов насчитали в два раза больше, а пострадавших людей – более четырех тысяч.
- Власти Петербурга просто не хотят заниматься теми, чьи проблемы решить действительно сложно, - говорит Щупановский. – Возьмем широко известную историю дома на Белградской - ведь там дело было фактически надуманное, не хватало всего одной подписи. Ее поставили - и все, можно въезжать, делать ремонт. Конечно, мэрия разрекламировала этот факт как работу с дольщиками.
В течение пяти лет администрация не может решить, что делать с недостроенным домом, рядом с которым проходил вышеупомянутый митинг. Здесь, как утверждает Щупановский, были зафиксированы факты не только двойных, но и тройных продаж одних и тех же квартир разным покупателям.
- В доме на улице Пятилеток около ста двойных продаж, - говорит глава отделения "ЖЗЛ". - Есть несколько объектов, в каждом из которых не менее двадцати помещений было продано дважды. И всего этого в мэрии как бы не замечают.
Логично, казалось бы, посоветовать обманутым гражданам обращаться в прокуратуру. Они так и делают. В Москве, по данным Антона Белякова, по фактам мошенничества в сфере соинвестирования строительства жилья заведено 36 уголовных дел, в целом по России их число приближается к 100. Мошенников арестовывают, дело расследуют, передают в суд, который назначает сроки наказания.
Но ни квартиры, ни даже деньги таким способом вернуть не удается: к моменту рассмотрения дела на судебном заседании строительная компания ликвидирована, денег на счетах нет, дом не построен.
Те дольщики, которые разбираются в юридических тонкостях и могут сами предложить местным администрациям компромиссные пути решения проблемы, выступают против голодовок, перекрывания федеральных трасс, а также захвата мэрий и префектур. Если власти их не услышат, то им, возможно, придется иметь дело с теми, кто далек от юриспруденции - эти люди настроены не на сотрудничество с чиновниками, а на борьбу.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше