Мир
21:56, 18 октября 2006

Буш сказал: "Поехали!" США объявили космос зоной своих национальных интересов

На фоне очень шумного международного скандала, в центре которого оказался строптивый Ким Чен Ир со своей бомбой, как-то совсем потерялось маленькое событие, которое, выражаясь словами лунного первопроходца Нила Армстронга, стало большим шагом для США в деле присвоения себе преимущественного права распоряжаться околоземным пространством. Джордж Буш подписал документ "Национальная космическая политика", который способен узаконить любые действия США, направленные на пресечение проникновения в космос "недружественных стран".

В том или ином виде слухи о пересмотре американской космической доктрины, последний вариант которой был утвержден еще в сентябре 1996 года, будоражили международную общественность давно. Еще в мае 2005 года газета The New York Times опубликовала материал, в котором утверждалось, что Джордж Буш готовится подписать важную директиву, которая позволит США размещать вооружения в космосе. Белый дом долгое время отказывался комментировать эту информацию, выставив вперед себя Пентагон, который вяло отбивался от наседавших журналистов и политиков обещаниями не милитаризировать космос слишком уж скоро.

И действительно, потребовался еще год, чтобы новая космическая доктрина обрела наконец законченный вид, заключающий в себе несколько крайне примечательных деталей. Достаточно простого сравнения предисловий двух документов.

Так, в документе образца 1996 сразу после обязательного в таких случаях восхваления американских достижений в космосе за прошедшие 50 лет утверждалось, что космические программы США направлены на изучение Солнечной системы и Земли, поддержание конкурентоспособности национальной науки и технологий, обеспечение национальной безопасности и развитие международного сотрудничества в этой сфере. США объявляли о своей приверженности мирному освоению космоса, которое могут вести все нации планеты ради своего собственного блага и блага всего человечества, и отказывались признать чье-либо право владеть космическим пространством полностью или по частям. В целом, обычная риторика в духе жизнеутверждающих международных соглашений.

Но был там и пункт, важность которого становится понятна лишь в сравнении с новой доктриной. Во вступлении сообщалось, что "США признают, что космические системы и программы других государств являются их неотъемлемой собственностью и могут реализовываться без какого-либо вмешательства извне".

А вот теперь сравнение. Вступление к новой доктрине, разъясняющее цели и задачи американских космических программ, стало куда обширнее. В нем, в частности, утверждается, что США будут категорически против любых юридических преград американскому освоению околоземного пространства. Кроме этого, "предложенные в будущем соглашения по контролю над космическими вооружениями не должны ограничивать возможность США проводить исследования, испытания и эксплуатацию в космосе систем, призванных обеспечивать национальную безопасность страны".

И еще интереснее. "США намерены защищать свою свободу действий в космосе..., пресекать попытки иных стран разрабатывать средства, способные ограничить эту свободу, и, в случае необходимости, отказывать в использовании космического пространства и технологий субъектам международного права, угрожающим национальным интересам США". Иными словами, если отбросить все эти обтекаемые дипломатические обороты, Белый дом фактически наделил себя несогласованным с иными космическими державами правом выписывать "пропуск" в ближайший космос.

Даже если бы документ заканчивался на этой фразе, было бы понятно, что, поскольку никакого иного средства "отказа" другим государствам в использовании космических технологий, кроме военного, не существует, это означает, что США готовы к размещению вооружений на орбите. Но это примечательный трактат продолжается, и в его 5-й главе, регламентирующей действия федеральных структур, Министерству обороны предписывается "разработать планы и средства по обеспечению свободы действий США в космическом пространстве и минимизации этой свободы для всех недружественных субъектов".

А в главе 9-й есть еще один примечательный пункт, сообщающий, что США намерены в случае необходимости разработать и разместить в космосе системы, "основанные на использовании ядерной энергии", и снова с обязательной припиской о довлеющей над всем национальной безопасностью. Как говорится, комментарии излишни.

И теперь небольшое размышление на тему. Как известно, стран обладающих своими собственными уникальными программами по освоению космоса значительно меньше, чем, скажем, стран, разрабатывающих ядерные программы. Если еще точнее, то таких стран две - Россия и Китай, в том смысле, что только эти державы способны составить сколько-нибудь существенную конкуренцию американской экспансии в космос. Европейские программы не в счет и в силу того, что их масштаб просто несопоставим, и в силу большой зависимости этих стран от воли Вашингтона.

Если же учесть, что китайская космическая эпоха началась совсем недавно, и Поднебесной предстоит еще пройти долгий и тернистый путь к звездам, то единственным реальным партнером или конкурентом США еще долгое время будет оставаться только Россия. И следовательно, именно ей предстоит "соответствовать" национальным интересам США, чтобы, не дай Бог, не испытать на себе принципы новой американской "Национальной космической политики".

Естественно, упрекать с пеной у рта Вашингтон в желании ограничить присутствие России в ближайшем космосе можно сколь угодно долго и столь же бессмысленно. Справедливость таких упреков сомнительна хотя бы потому, что наши страны реализуют массу совместных космических проектов, рассчитанных на долгие годы.

Вполне возможно, что США оправданно и заблаговременно пытаются создать систему противодействия тем самым "странам-изгоям", которые готовы уморить голодом половину своего населения, но взорвать ядерную бомбу или запустить хоть что-нибудь военное в космос. Руководствуясь той же логикой, США в свое время вышли из договора по ПРО и стали ураганными темпами разрабатывать национальную систему противоракетной обороны.

Однако и недооценивать потенциальную опасность, которую создают подобные документы, тоже нельзя. Согласно не очень оптимистической статистике, которую еще в прошлом году привел заместитель командующего космическими войсками по вооружению Олег Громов, в настоящий момент 12 американским спутникам-шпионам противостоит лишь один российский, а объем финансирования космической отрасли у нас ровно в 30 раз меньше, чем США.

Если так пойдет дальше, то уже в недалеком будущем нам придется стоять в очереди к специальному окошечку в Белом доме, где тетенька невероятных размеров с белесыми глазами и перманентом будет придирчиво осматривать наши документы и решать, соответствует ли наше стремление запустить очередной метеорологический спутник интересам США или нет.

Андрей Воронцов

< Назад в рубрику