Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Авангард метаискусства Английский художник придумал виртуальный музейный экспонат

Короткий список финалистов Тернеровской премии - награды лучшему британскому актуальному художнику - в 2006 году ознаменовался радикально новым экспонатом: полноценно функционирующим офисом, посаженным самым буквальным образом за стекло. В результате, обычная музейная схема "объект - зритель" усложнилась многократно.

Сама по себе идея превратить зрителя (слушателя, читателя) в соучастника произведения не нова: в XX веке ее эксплуатировали интенсивно, а в XXI она грозит превратиться в главную тему искусства. Но Фил Коллинз, автор проекта Shady Lane Productions, номинированного на Тернеровскую премию, пока, похоже, превзошел по сложности конструкции всех предшественников. В качестве выставочного экспоната он создал компанию Shady Lane Productions. Ее сотрудники в течение трех месяцев будут интервьюировать людей, которые хотели бы поделиться своим опытом участия в разнообразных риалити-шоу, ток-шоу и похожих телевизионных проектах. Добровольные участники опросов и программ будут появляться перед телекамерами в студии компании, в то время как посетители музея смогут наблюдать процесс создания записи, ее монтаж и окончательный вариант через стекло. То есть, наблюдатели станут объектом наблюдения, а процесс наблюдения сам превратится в объект искусства.

У проекта Коллинза есть еще один примечательный аспект: частью исследования, которым будет заниматься Shady Lane Productions, станет изучение самой Тернеровской премии как медиа-феномена. Сотрудники офиса-экспоната попробуют обобщить свои наблюдения за реакцией публики на новые необычные объекты, которые, с точки зрения кураторов этого радикального музея, являются произведениями искусства. Для обычного зрителя некоторые предметы могут казаться просто грудой мусора или хаотическим сочетанием несочетаемого. Что определяет слово "искусство", как это абстрактное понятие становится одновременно ярлыком и пропуском в новый, отнюдь не виртуальный мир галерей и аукционов?

Помимо эстетики вуайеризма и теории современного искусства Коллинза занимает еще один важный вопрос, а именно, этичность не только частного случая риалити-шоу, но и наблюдения за человеческой жизнью через телекамеру вообще. Не случайно в анкету Shady Lane Productions включены три вопроса: привело ли ваше участие в телешоу к негативным последствиям в личных отношениях или на работе? Ощущаете ли вы разрушительный эффект после своего появления на телевидении? Были ли выполнены обещания, сделанные во время шоу? Те же вопросы будут заданы и ведущим телепередач, если таковые захотят поучаствовать в двойном застеколье Коллинза.

В несколько меньших масштабах Коллинз уже опробовал технику речевых и образных отражений в 2004 году, когда представил на Стамбульской биеннале проект "The Return of the Real" ("Возвращение действительности"). Тогда гостями его импровизированной телестудии были молодые турки, участвовавшие в разных ток-шоу на национальных телеканалах. В первой части программы эти люди сами рассказывали о своем опыте, а во второй они отвечали на вопросы опытного местного телеведущего. Посетители биеннале могли видеть и слышать как об одном и том же событии люди рассказывают сами, и как посторонний человек препарирует их высказывания. В итоге получалась стереоскопическая картинка, точнее, метаизображение, поскольку событие было описано при помощи внешних текстов, а подлинных кадров телешоу никто, собственно, и не видел. Правда, большинство критиков восприняли проект Коллинза больше как социальную акцию, нежели как произведение искусства и вещь в себе.

В номинации на Тернеровскую премию Коллинз, которого сейчас принято называть главным британским неоконцептуалистом, довел идею непрямого взгляда на свой экспонат до совершенства. Ведь у его объекта есть еще один, но отнюдь не малозначащий феномен: его нельзя купить, он полностью нематериален, поскольку значение имеет только процесс наблюдения и размышления по поводу увиденного. Являются ли человеческий разум и эмоции объектом искусства - большой вопрос, но субъектом - несомненно. Если офис Shady Lane Productions останется без награды, то это будет означать, что даже такие радикалы от искусства, как директор галереи Tate сэр Николас Серота, возглавляющий жюри премии, не готовы к иронии, возведенной в абсолют. Хотя это было бы так по-английски.

Юлия Штутина

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше