Россия
01:07, 8 сентября 2006

Военный строитель Генерал-майор, строивший "Красноярск-26", стал фигурантом уголовного дела

Военная прокуратура Сибирского военного округа возбудила уголовное дело в отношении руководителя ФГУП "Управление специального строительства по территории №9" генерал-майора Владимира Михайловича Кияева, задержанного в четверг 7 сентября 2006 года. Кияеву предъявлены обвинения по статье 159 УК РФ ("мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупных размерах"). В случае если суд признает его виновным, Кияеву грозит от пяти до десяти лет тюремного заключения.

Город военных строителей

Город Железногорск. Государство в государстве. Почтовый ящик. Место, где создавался ядерный щит СССР и его космические технологии. Железногорск вырос за считанные годы одновременно с возведением "комбината №815" по производству компонентов для ядерного оружия, в частности, оружейного плутония. Постановление Совета министров СССР о строительстве комбината в 1950 году подписал лично Сталин. Уже в 1954 году рабочий поселок комбината №815 получил статус города. В закрытой переписке новый город именовался Железногорск, для всех остальных - Красноярск-26.

За свою 50-летнию историю город сменил несколько названий: "п/я 9", Соцгород, Красноярск-26, Атомград, "девятка". Он стал сосредоточием не только ядерного, но и космического производства, здесь выпускается 70 процентов российских спутников гражданского назначения. Сейчас Железногорск является центром закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), в состав которого входят также поселок Подгорный, деревни Додоново, Шивера, Новый Путь и Тартат. На территории ЗАТО проживают 102,4 тысячи человек.

Учитывая высокую секретность градообразующих предприятий, город возводился усилиями заключенных Полянлага (ИТЛ "Гранитный") и военных строителей, гражданских специалистов - "вольняшек" - было очень мало. В 1950 году в соответствии с решением правительства СССР для возведения объектов ГХК было создано "Управление строительства Железных рудников", позже ставшее "Управлением строительства "Сибхимстроя". В 1991 году "Управление" было преобразовано в Строительно-промышленное Акционерное общество "Сибхимстрой" (СПАО "СХС"). После банкротства СПАО "СХС" его место заняло 9-ое управление Спецстроя РФ, или, как его официально именуют, "управление специального строительства по территории №9" (ФГУП УССТ №9).

Арестованный генерал-майор Владимир Кияев в разное время возглавлял СПАО "СХС", "Атомстрой" и, наконец, ФГУП УССТ №9. Данные организации осуществляли возведение не только военных и промышленных объектов, но также строили гражданские объекты, жилые дома и объекты городской инфраструктуры - дороги, мосты и торговые центры. При этом, учитывая специфику, характерную для закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), они являлись фактическими монополистами на строительном рынке.

Перечень объектов, над которыми работает руководимое Кияевым предприятие, выглядит, действительно, внушительно. В 2005 году ФГУП УССТ №9 выиграло тендер на строительство Сосновоборской ТЭЦ. Кроме того, "Спецстрой" также строит в Железногорске на базе Горно-химического комбината завод по производству поликристаллического кремния для нужд электронной и космической промышленности и мокрое хранилище облученного ядерного топлива. "Спецстрою" также поручено возведение городских очистных сооружений.

При этом деятельность "Спецстроя" не ограничивается собственно Железногорском. Компания стала генеральным подрядчиком строительства шахты на руднике "Краснокаменский" под Минусинском. Этот объект обеспечивает железной рудой КМК "Сибсталь" и ряд других металлургических заводов в России. В соседнем Красноярске "Спецстроем" были построены такие крупные предприятия, как КМК "Сибэлектросталь", "Красмаш", торговый центр "Красноярье", жилой район Черемушки.

Таким образом, Владимир Кияев - достаточно влиятельная и авторитетная фигура. Он часто мелькал в программах местного телевидения. В понедельник 4 сентября 2006 года, накануне задержания, новости показали сюжет с его участием - Кияев проводил конкурс профессионального мастерства каменщиков. Выпускник "Военной Ордена Ленина Краснознаменной Ордена Суворова Академии Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации", высшие курсы которой он закончил в 1999 году, Кияев также является действительным членом Российской инженерной академии (РИА). Академиком он стал в 2000 году вместе с еще 14 красноярцами. Как отмечалось, Владимир Кияев внес большой вклад в решение вопроса о хранении и переработке отработавшего ядерного топлива реакторов РБМК-1000 и ВВЭР- 1000.

Вершки и корешки

Несмотря на все звания и титулы Кияева, его арест не выглядит неожиданным. К проведению конкретных следственных мероприятий в отношении генерал-майора Кияева военная прокуратура Сибирского федерального округа приступила еще весной 2006 года. В апреле в Железногорск прибыл следователь по особо важным делам, подполковник юстиции Корпусов. Не называя конкретного обвиняемого, следствие, тем не менее, дало понять, что дело рассматривается в отношении "группы руководителей" Спецстроя, которых подозревают в незаконных операциях с фондом зарплаты, а также в махинациях при поставке горюче-смазочных материалов (ГСМ). По данным железногорской газеты "Уран-Батор", в домах у главы компании Владимира Кияева, главного инженера Ерощука и некого Торадзе был проведен обыск и проведена выемка некоторых документов. После этого во вторник 11 апреля у Кияева случился приступ, в результате которого он оказался в реанимационном отделении ЦМСЧ-51 с диагнозом "нарушение мозгового кровообращения" и подозрением на инсульт. И, как кажется, причиной послужили не только махинации с соляркой и моторным маслом.

Коммерческая деятельность Кияева вообще вызывает большое количество вопросов. За последние десять лет его имя не раз упоминалось на страницах региональной прессы в связи с финансовыми махинациями и скандалами вокруг незаконных застроек на территории Железногорска. Кияев был тесно связан с экс-мэром Железногорска Андреем Катаргиным, против которого в октябре 2004 года было возбуждено уголовное дело по факту нецелевого использования, а проще говоря, присвоения 40 миллионов рублей из бюджета. Именно поддержка Катаргина, как полагает журналист "Сегодняшней Газеты - Красноярск-26" и депутат городского Совета Железногорска Эдуард Безобразов, позволяла Кияеву обходить "острые углы российского законодательства". Кияева также упрекают в задержке выплат строительным субподрядчикам, в присвоении бюджетных средств, выделенных администрацией на строительные и коммерческие проекты, которые так никогда и не были реализованы или же обанкротились, едва успев начать свою деятельность.

Прокуратура пока не конкретезировала, по каким именно эпизодам Кияеву предъявлены обвинения. Но если хоть часть того, в чем, как предполагают, был замешан Кияев, окажется правдой, то его дело может стать весьма громким.

Одним из важных вопросов, который предстоит рассмотреть прокуратуре, если это входит в ее планы, является деятельность Кияева на посту директора СПАО "СХС". Многие в Железногорске полагают, что Кияев просто развалил и разграбил некогда могучий советский трест. На страницах "Сегодняшней Газеты - Красноярск-26" в мае 2005 года было опубликовано обращение бывших сотрудников предприятия, направленное ими в администрацию президента РФ, Минобороны, Минатом, Минпромэнерго, в котором они пытались рассказать о политике развала предприятия, которую проводил Кияев, заняв в 1996 году кресло гендиректора. В обращении, в частности, говорится, что уже через год балансовая прибыль СПАО "Сибхимстрой" скатилась с 33 до 3 миллиардов рублей, численность работников - с 5500 человек до 4800, а из 18 подразделений осталось только девять.

Кияева подозревают также в том, что в рамках "СХС" он создал несколько полулегальных фирм, которым отдавалось выполнение заказов и через которые на сторону уходила вся прибыль. Позже, когда "СХС" уже находилось на стадии фактического банкротства, Кияев создал ООО "Атомстрой", куда вывел людей и заказы, оставив долги на прежнем месте работы. Вместо него под удар попал Александр Данилин, являвшийся внешним управляющим "СХС" в 2001-2002 годах, против которого было возбуждено уголовное дело по факту растраты.

В 1998 году, еще будучи директором "СХС", Владимир Кияев "выбил" из внебюджетного фонда "Город" 4,6 миллиона рублей на проект создания производства строительных материалов нового поколения. В проекте приняла участие и администрация Железногорска, "вложившись" на 17 миллионов. Речь шла о выпуске кремне-вермикулитовых плит, вермикулитового концентрата, сухих строительных смесей и вермикулитно-цементых блоков. Было создано ООО "Вермикулит" куда на равных паях вошли "СХС" и ОАО "Стальмаг". Однако производство наладить не удалось. В 2001 году "Вермитикулит" был продан новым владельцам со всеми долгами, а возврата инвестиций ожидают до сих пор.

Что касается ФГУП УССТ №9, то, как полагают некоторые наблюдатели, эта компания является не столько строительной организацией, сколько посредником, который при помощи Главного бюро "Спецстроя" добывает в Москве ценные заказы, а потом распределяет их по подрядчикам, которых у него около тридцати. При этом, пользуясь своим положением монополиста, не только "прогибает" подрядчиков, понижая строительные индексы и коэффициенты, но и зачастую забывает им платить. В частности, как пишет газета "Уран-Батор", получив от администрации предоплату за июль на возведение городских очистных сооружений, "Спецстрой" не рассчитался с субподрядчиками даже за апрель.

Несмотря на многочисленные банкротства предприятий, которыми командовал генерал-майор Кияев, он нашел средства для того, чтобы организовать в центре Железноводска на южном берегу городского озера возведение коттеджей, в том числе и для самого себя. Мэр Катаргин одобрил эту инициативу. Однако строительство вызвало резкую волну протеста со стороны жителей города. В администрацию было направлено письмо за подписью 11 тысяч железногорцев с требованием приостановить стройку. Конфликт затянулся на целый год. Дело дошло до суда и получило широкую огласку. В коттедже Кияева сгорела крыша. В конце концов, мэр уступил давлению горожан и запретил строительство.

Эпилог

Конечно, все вышеперечисленное не должно рассматриваться в качестве конкретных обвинений в адрес Владимира Кияева. Может быть, прокуратура предъявит ему обвинения совсем по другим эпизодам. Однако уже сейчас можно сказать, что ей предстоит большая работа.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику