Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Денег нет Минфин решил разобраться с дефицитом бюджета

В начале августа 2006 года Минфин предложил взять под контроль бюджетные расходы, внеся соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. Предполагается, что в будущем дефицит бюджета не будет превышать 2 процентов ВВП, да и то в том случае, если цена нефти на мировых рынках опустится ниже 27 долларов за баррель.

У главы Минфина, Алексея Кудрина, были веские причины предложить такие условия ограничения дефицита. Дело в том, что проект федерального бюджета-2007 оказался условно-дефицитным. То есть формально доходы в нем превышают расходы, однако большая часть этих доходов будет стерилизована в Стабфонде.

В то же время главы министерств и ведомств постоянно требуют от Минфина значительного увеличения бюджетных расходов. Недавно к ним присоединилась партия "Единая Россия", которой нужны бюджетные средства на исполнение собственных обещаний избирателям. Обещания известно какие - повышение зарплат бюджетникам, а также пенсий и социальных выплат.

Нет никаких сомнений в том, что в ближайшие годы аппетиты "ЕдРа" и министров будут только расти, а условностей в термине "условно-дефицитный" будет оставаться все меньше. В результате Кудрин решил фактически запретить дефицит бюджета.

Сейчас дефицит бюджета ограничен объемом бюджетных инвестиций (на 2004 год - около 60 миллиардов рублей) и расходов на обслуживание государственного долга России, который постепенно уменьшается. Предполагается зафиксировать "планку" дефицита на уровне 2 процентов ВВП, а сам дефицит разрешить только в случае, если баррель нефти подешевеет до 27 долларов.

Последнее условие делает практически невозможным верстку дефицитного бюджета в ближайшие несколько лет - по всем прогнозам, конъюнктура нефтяного рынка меняться не будет, и "черное золото" еще долго будет дорогим.

Кроме того, если поправки будут приняты и вступят в силу, министрам придется бороться за профицит бюджета, а значит - и за рост доли средств, направляемых в Стабфонд (именно они в ближайшее время позволят замаскировать дефицитный бюджет под профицитный).

Карманные расходы

Предложение Минфина взволновало Германа Грефа. Министр заявил, что считает нецелесообразным ограничение бюджета 2 процентами ВВП. По его словам, в случае принятия поправок следует менять всю концепцию бюджетного реформирования. Понять главу Минэкономразвития можно - именно его ведомство занимается изысканием средств для стимулирования экономического роста.

В то же время при составлении проекта бюджета Минэкономразвития "обидели" примерно на 200 миллиардов рублей. Неудивительно, что ради их возвращения в ведомстве решились даже на очередной пересмотр трехлетнего прогноза развития экономики.

Методика пересмотра проста, как мычание, и заключается в последовательном повышении среднегодового прогноза цен на нефть. Каждое повышение приводит к очередному увеличению доходов бюджета, а значит - и величины максимально допустимых расходов. Так, еще в марте баррель нефти предполагалось продавать в 2007 году по 46 долларов. В мае жадность до расходов привела к увеличению прогнозной цены до 54 долларов, а теперь прогноз на 2007 год достиг 61 доллара за баррель.

При всем при этом КПД у такого пересмотра чуть выше, чем у паровоза - дело в том, что более 80 процентов дополнительных доходов будут "неприкасаемыми", так как пойдут в Стабфонд. Очевидно, что к 2008 году МЭРТ придется придумать новый бюджетный маневр для получения дополнительных средств на свои инвестпроекты.

Таким маневром наверняка станет пересмотр прогнозных значений экономического роста - с возрастанием расходов растет и этот показатель, стремясь к 7,2 процента в год, которые необходимы для достижения спекулятивной цели удвоения ВВП. Выигрыш в этой гонке одной-двух десятых процента ВВП является индульгенцией для огромных расходов.

Европейские традиции

Рассмотрев внутриполитическую сторону поправок, стоит обратить внимание и на внешнеполитическую. Устанавливая объем допустимого дефицита бюджета в процентах от ВВП, Россия заимствует модные европейские бюджетные тенденции. Как известно, странам - членам Евросоюза запрещено иметь бюджетный дефицит, превышающий 3 процента.

Удивительно, но крупнейшие экономики ЕС поголовно нарушают это правило. Трехпроцентный "дефицитный" барьер превышают, например, бюджеты Франции, Италии и Германии. А у Португалии бюджетный дефицит в 2005 году составлял 6,2 процента - своеобразный грустный рекорд.

Надо думать, что если уж европейские державы, которые постоянно ставятся в пример российским властям, не могут сдержать своих "дефицитных" обещаний, то и от новых поправок в Бюджетный кодекс чудес ждать не стоит.

Зато если вдруг окажется, что правило, ограничивающее расходы, нарушено, Минфин всегда сможет сказать: мы предупреждали, - и начать торг за дополнительные процентные пункты дефицита. Но гораздо вероятнее, что в ответ на требования увеличить расходы ответят просто: "Денег нет".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше