Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

"ЮКОС" кончился Компанию ликвидируют без участия Стивена Тиди

Президент "ЮКОСа" Стивен Тиди подал в отставку за несколько часов до общего собрания кредиторов компании. Причина его ухода выяснилась чуть позднее - временный управляющий "ЮКОСа" Эдуард Ребгун решил ликвидировать компанию из-за того, что ее долги превысили общую стоимость активов. После отставки непримиримого противника банкротства "ЮКОСа", открыто упрекавшего российское правительство в воровстве, двойных стандартах и экспроприации, бороться с распределением активов компании между крупнейшими нефтегазовыми холдингами России будет некому.

Не сошлось

Эдуард Ребгун посчитал, что общая стоимость всех активов компании составляет приблизительно 15 миллиардов долларов. В то же время задолженность перед кредиторами "ЮКОСа" превышает 17 миллиардов долларов. Такие подсчеты привели к логичному выводу - как ни реорганизуй компанию, все долги выплатить будет невозможно. А поэтому Ребгун постановил "ЮКОС" ликвидировать.

В плане финансового оздоровления компании, разработанном руководством "ЮКОСа" в мае-июне 2006 года, фигурировали совсем другие цифры. Менеджеры компании исходили из того, что все активы "ЮКОСа" стоят до 30 миллиардов долларов. Это означало, что при продаже части действующих непрофильных предприятий на 11 миллиардов долларов и получении необходимых кредитов "ЮКОС" имел шанс остаться одной из частных нефтедобывающих компаний, по величине сравнимой с бывшей "Сибнефтью".

На месте "ЮКОСа"

В условиях российского дефицита доступных нефтяных активов с развитой инфраструктурой продажа предприятий "ЮКОСа" на аукционе будет на руку крупным отечественным холдингам. Не составит труда догадаться, что основными покупателями станут государственные структуры и, в первую очередь, "Газпром", объявивший в конце мая о своих наполеоновских планах в нефтяной отрасли, и "Роснефть", которой необходимо оправдывать надежды инвесторов, оценивших компанию почти в 80 миллиардов долларов в ходе публичного размещения акций 14 июля.

"Роснефть" уже владеет "Юганскнефтегазом", выкупленным у "ЮКОСа" на аукционе в 2004 году. Руководство "ЮКОСа" до сих пор считает, что их главный добывающий актив был приобретен незаконно.

Но "Роснефти" приглянулись и другие активы бывшей компании Михаила Ходорковского, ведь иначе невозможно было бы объяснить, зачем "Роснефти" выкупать долг "ЮКОСа" перед западными банками, организовывать всю процедуру банкротства и назначать через суд свою кандидатуру на пост временного управляющего компанией.

21 июля проговорился председатель совета директоров "ЮКОСа" Виктор Геращенко. В одном из комментариев он заявил о том, что "самым разумным" было бы полностью продать компанию "Роснефти" таким образом, чтобы "ЮКОС" стал "дочкой" концерна Сергея Богданчикова.

Откусить от лакомого пирога не против и "Газпром". 18 июля газовый монополист предложил "ЮКОСу" продать 20 процентов принадлежащих ему акций "Газпром нефти" (бывшей "Сибнефти"). Изучив план финансового оздоровления компании, "Газпром" пришел к выводу, что "ЮКОС" завысил цену на пакет "Газпром нефти", и предложил купить их подешевле.

Но если раньше руководство "ЮКОСа" считало каждую копейку для того, чтобы сохранить компанию, то теперь даже считать больше некому - со своего поста ушел президент компании и наиболее резкий противник банкротства "ЮКОСа" Стивен Тиди.

Стивен Тиди

Закончив во времена "холодной войны" Государственный университет Канзаса со скромным дипломом "инженера-механика", Тиди вряд ли предполагал, что через 30 лет встанет во главе самой большой и самой проблемной нефтяной компании России. До этого момента карьера его складывалась вполне успешно - после окончания университета Тиди устроился в нефтяную компанию Conoco, которая в 2003 году отправила его в Европу управлять разведкой и добычей.

Бывший президент "ЮКОСа" Стивен Тиди, фото Reuters

Бывший президент "ЮКОСа" Стивен Тиди, фото Reuters

Lenta.ru

В Европе бывший инженер-механик и остался. За три недели до ареста Михаила Ходорковского он переехал в Москву, чтобы занять должность главы "ЮКОС-Москва". Затем Тиди стал председателем правления всей компании и в 2005 году - ее президентом. Именно Тиди принялся отстаивать честь "ЮКОСа" и его менеджеров, не робея в открытую делать резкие заявления в отношении российского правительства и госкомпаний.

Когда оставаться в Москве стало небезопасно, Тиди переехал в Лондон, откуда продолжал руководить действиями компании в борьбе за выживание. С задачей этой Тиди не справился, о чем и известил в своем письме акционеров "ЮКОСа" и журналистов. "Я сделал все, что было в моих силах для обеспечения финансового благополучия компании", - оправдался бывший президент "ЮКОСа".

В последний год у Тиди периодически возникали трудности с московским офисом. В России заявляли, что управлять компанией из Великобритании невозможно. В ответ Тиди не признавал перестановки в московском "ЮКОСе". После того, как в конце марта 2006 года компании ввели временную администрацию, управлять "ЮКОСом" не только из Великобритании, но и из России стало бесполезно.

Уход Тиди означает, что теперь банкротству "ЮКОСа" внутри компании помешать уже не смогут. Бывший президент "ЮКОСа", правда, пообещал, что если банкротство будет незаконным, то он будет оспаривать его в Европейском суде по правам человека.

Лента.Ру предлагает вспомнить другие запоминающиеся высказывания Тиди на посту председателя правления и президента "ЮКОСа".

Слова

О проведении аукциона по продаже "Юганскнефтегаза".

"Сегодняшнее объявление одновременно стало и ошеломляющим, и ожидаемым. Ошеломляющим - потому что оно стало яркой демонстрацией неуважения правительства к закону. Ожидаемым - потому что, учитывая ход дела, исход его был предопределен давно… Продажа, несомненно, незаконна, так как российское законодательство обязывает для решения налоговых проблем в первую очередь продавать непрофильные активы. "Юганскнефтегаз" - сердце НК "ЮКОС"… - из пресс-релиза "ЮКОСа" от 19 ноября 2004 года;

"По сути, мы являемся свидетелями организованного правительством воровства для сведения политических счетов", - из пресс-релиза "ЮКОСа" от 19 ноября 2004 года;

"Избирательное применение налогового законодательства неправомерно как по российскому, так и международному праву и непосредственно привело к потере около 38 миллиардов долларов рыночной стоимости для наших инвесторов. Действия российских властей представляются не чем иным как "экспроприацией XXI века", - из пресс-релиза "ЮКОСа" от 14 декабря 2004 года;

"Руководство НК "ЮКОС" по-прежнему твердо убеждено в справедливости нашей позиции, и у нас не остается иного выбора, кроме как задействовать все имеющиеся у нас правовые средства для защиты от нелегитимных действий в отношении компании", - из пресс-релиза "ЮКОСа" от 22 марта 2005 года;

"При этом, вероятно, мне не стоит удивляться наглости произведенного ареста (Василия Алексаняна - прим. Лента.Ру). Все те, кто хотел причинить вред ЮКОСу, знали, что их действия против компании останутся безнаказанными как в России, так и вне ее. Об этом свидетельствует сговор "западных" банков и "Роснефти", инициирующий преждевременное банкротство компании ЮКОС", - из пресс-релиза "ЮКОСа" от 7 апреля 2006 года;

"Я пришел к выводу, что я больше не могу ничего сделать для того, чтобы сохранить имущество "ЮКОСа" на территории России. В случае, если процедура банкротства начнется, а я чувствую, что так и будет, она будет незаконной, и мы направим жалобу в Европейский суд по правам человека с требованием возмещения убытков, причем это заявлением может быть приобщено к делу о незаконной реституции "Юганскнефтегаза", - из открытого письма Стивена Тиди от 20 июля 2006 года.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше