Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Европейское воспитание Итоги XXVIII Московского кинофестиваля

Начавшийся со скандала Московский международный кинофестиваль завершился 2 июля 2006 года спокойно и бесконфликтно. Жюри во главе с Анджеем Жулавским единодушно вручило все главные призы европейским картинам. В конкурсе, лишенном явных фаворитов, победил фильм, о котором было известно едва ли не меньше всего: шведская драма "Om Sara" ("О Саре") режиссера Отмана Карима. Единственная российская картина, получившая награду на ММКФ, - "Нанкинский пейзаж" Валерия Рубинчика. Ей достался специальный приз Федерации киноклубов России для фильмов российской программы. В конкурсе "Перспективы" победил узбекский режиссер Елкин Туйчиев, автор ленты "Чашма (Источник)".

Упорное желание организаторов ММКФ называться фестивалем класса "А" в последние годы наталкивается на столь же упорное нежелание критиков признавать его таковым. Программу основного конкурса все дружно оценили как невнятную и компромиссную. Второй год кряду отборщики фестиваля больше ориентируются на Европу, чем на остальные континенты, и при этом не желают расставаться со статусом мирового кинособытия.

Еще до того как стали известны участники основного конкурса, было ясно, что российскому фильму в третий раз подряд давать главный приз неприлично (в 2004 году "Золотого Георгия" получил Дмитрий Месхиев за "Своих", в 2005-м - Алексей Учитель за "Космос как предчувствие"). Нашу страну отборщики представили картиной Алексея Мурадова "Червь", о которой не было известно практически ничего и которая, в итоге, не снискала ни одного по-настоящему лестного отклика. Самыми громкими именами конкурса считались француз Бертран Блие ("Сколько ты стоишь?"), американец Роберт Тоун ("Спроси у пыли") и венгр Иштван Сабо ("Родственники"). Если картина Блие с Моникой Белуччи в главной роли критикам и зрителям понравилась сразу, то фильм Сабо прошел почти незамеченным, а американскую драму ругали куда больше, чем хвалили. Но поощрять именитых режиссеров тоже не входило в планы жюри.

Гран-при достался фильму "О Саре" ("Om Sara") темнокожего шведа Отмана Карима, родившегося в Уганде, учившегося в США, работающего и живущего в Мальме и Стокгольме. Главную роль в его дебютной картине сыграла Линда Циллиакус (Linda Zilliacus), которую российский зритель может помнить по школьной драме "Зло" (2003) другого шведа - Микаэля Хафстрема. У Карима актриса играет героиню, взрослеющую в течение картины на десять лет и переживающую одну личную драму за другой. Она теряет и вновь обретает дом, переживает смерть отца и депрессию матери, находит и отказывается от мужа и любовника. В конце концов, личное счастье приходит к Саре в виде плотника, роль которого исполняет младший брат режиссера - Александр Карим.

Линда Циллиакус в фильме "О Саре". Кадр с сайта musicbay.se

Линда Циллиакус в фильме "О Саре". Кадр с сайта musicbay.se

Lenta.ru

Наградив дебютанта, жюри ММКФ не оставило без награды живого классика Бертрана Блие: автор "Вальсирующих", "Холодных закусок" и "Красивой для тебя" получил "Серебряного Георгия" за лучшую режиссуру. Жерар Депардье, один из самых любимых актеров Блие (и российских зрителей), стал обладателем специального приза за актерское мастерство и "верность принципам Станиславского".

Лучшей актрисой XXVIII ММКФ стала англичанка Джули Уолтерс, снявшаяся в очень традиционной английской драме воспитания "Уроки вождения" ("Driving Lessons") режиссера Джереми Брока. 56-летняя Уолтерс, характерная театральная актриса и популярный в Британии комик, дважды за свою биографию номинировалась на "Оскара", в последний раз - за лучшую женскую роль второго плана в "Билли Эллиоте".

"Уроки вождения" удостоились еще специального приза жюри XXVIII ММКФ, награды российских критиков за лучший конкурсный фильм и приза зрительских симпатий.

Жерар Депардье. Фото AFP

Жерар Депардье. Фото AFP

Lenta.ru

Немец Йенс Харцер получил "Серебряного Георгия" за лучшую мужскую роль в картине Бюлента Акинчи "Страхование жизни" ("Der Lebensversicherer"). Харцер, как и Уолтерс, - профессиональный театральный актер (работает в мюнхенском "Kammerspiele"). Он довольно много играл на телевидении и снимался у нескольких крупных немецких режиссеров, в том числе у Ханса-Кристиана Шмидта в "Реквиеме", картине, получившей на последнем Берлинском фестивале приз ФИПРЕССИ и "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль (актриса Сандра Хюллер).

"Страхованию жизни" достался не только "Серебряный Георгий", но и диплом жюри российской кинокритики.

Международная федерация кинокритиков ФИПРЕССИ (FIPRESCI) отметила своим призом филиппинский фильм "Букмекер" ("Kubrador"). Российские кинокритики наградили картину Рауля Руиса "Климт" как участника основной конкурсной программы и "Нанкинский пейзаж" Валерия Рубинчика как участника программы российских фильмов.

Анджей Жулавский объявляет победителей фестиваля 02.07.2006. Кадр НТВ

Анджей Жулавский объявляет победителей фестиваля 02.07.2006. Кадр НТВ

Lenta.ru

Организаторы фестиваля не могли положиться на тотальное внимание зрителей к конкурсной программе, в которой было слишком много незнакомых имен, а потому постарались организовать как можно больше параллельных программ и показов-сюрпризов. Самым заметным событием из последней категории, наверное, стала закрытая премьера рабочих материалов к "Мастеру и Маргарите" Юрия Кары, отснятых еще в 1994 году и по разным причинам оставшихся на полке. Фильм, как оказалось, балансирует между хорошо отрефлексированным китчем и умеренной безвкусицей. По нынешним временам - в самый раз для телевидения.

Самые ожидаемые фильмы - внеконкурсные "Клятва" Чена Кайге и "Возвращение" Педро Альмодовара - открыли и закрыли XXVIII ММКФ. Обе они куплены для российского проката (собственно, "Клятва" вышла 29 июня, а "Возвращение" пойдет с 6 июля). Из всех конкурсных картин только "Сколько ты стоишь?" Бертрана Блие точно покажут в кинотеатрах, причем главной приманкой, конечно, являются актеры - Моника Белуччи и Жерар Депардье, а вовсе не режиссер. Остальные фильмы будут, похоже, быстро и прочно забыты всеми, кроме профессиональных синефилов. Обычная история для лауреатов ММКФ: наш фестиваль, конечно, класса "А", только эта буква написана курсивом.

Юлия Штутина

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15