Экономика
22:19, 12 июня 2006

Под угрозой - метро ФСБ перечислило столичные стройки, угрожающие безопасности столичной подземки

Все привыкли к тому, что незаконное строительство связано с нарушениями природоохранного законодательства. Лучшим доказательством этого тезиса является деятельность замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, регулярно ходатайствующего о возбуждении уголовных дел из-за строительства в водоохранной зоне Москвы-реки. Однако недавно началась новая эра в истории незаконного или предположительно незаконного строительства. Начальник управления ФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров направил главному прокурору столицы Анатолию Зуеву письмо, в котором указал на угрозу обрушения нескольких станций московского метрополитена.

Три магазина и квартира

Письмо Виктора Захарова, опубликованное 9 июня 2006 года в "Комсомольской правде", начинается с экскурса в историю. "Чрезвычайные происшествия, связанные с нарушением целостности подземных тоннелей, имевшие место 19 марта сего года на перегоне между станциями Московского метрополитена "Войковская" и "Сокол", а также 7 мая 2002 года на перегоне между станциями "Третьяковская" и "Марксистская", свидетельствуют о продолжающемся самовольном проведении земляных работ на территории города, которые могут привести к техногенным авариям", - отмечается в документе. Действительно, в 2002 году геологи пробурили скважину у дома N 4 в Климентовском переулке, а совсем недавно строители, устанавливавшие рекламный щит на участке, принадлежащем "Российским железным дорогам", забили сваи в проходивший под землей поезд. По счастливой случайности в результате обоих инцидентов никто не пострадал.

Авторы письма указывают на то, что эти два инцидента могут в любой момент повториться, однако уже "с больним количеством человеческих жертв". В частности, по данным "Комсомольской правды", ФСБ указало на четыре столичных стройки, грозящих обвалом московскому метро. Во-первых, из-за котлована жилого комплекса на Русаковской улице "происходит смещение" тоннеля возле станции "Сокольники", для подземки также представляет опасность "несогласованное увеличение этажности строящегося дома с 22 до 37 этажей". Очевидно, что в данном случае речь идет об объекте компании "ДОН-Строй" - "Новый дом" в Сокольниках. Во-вторых, авторы послания, по сведениям издания, обвиняют в незаконном захвате земли возле метрополитена строителей торгового центра, расположенного по адресу: улица 9-я Парковая, владение 53. В рамках этого проекта функционирует центр "Обувь LAND", в котором уже работает филиал компании Ralf Ringer. В-третьих, строительство торгового центра "Европейский" на площади Европы якобы привело к появлению трещин в своде станции метро "Киевская". В-четвертых, возмущение федерального ведомства вызвала реконструкция торгового центра возле станции метро "Чертановская". По данным издания, у застройщика устарела разрешительная документация, выданная компании в 1994 году.

"Сейчас идет проверка этих документов. Как только закончим, сразу сообщим москвичам о результатах", - заявил "Комсомольской правде" руководитель пресс-службы московской прокуратуры Сергей Марченко. О том, что документ принят к сведению, "Эху Москвы" также рассказал начальник столичной подземки Дмитрий Гаев. "Создана специальная комиссия правительством Москвы, которая занимается рассмотрением этой проблемы", - заявил он. При этом, по словам чиновника, говорить об опасности обвалов пока рано.

Письмо Виктора Захарова, датированное 6 мая 2006 года, появилось в печати более чем через месяц после его написания. Однако о существовании этого текста ранее заявил депутат Госдумы Александр Хинштейн, который 5 июня 2006 года сообщил, что "на этот счет существует предписание метрополитена".

Самый известный

Самым популярным из четырех, перечисленных в письме и потенциально опасных объектов, стоит признать торговый центр "Европейский". По числу упоминаний в прессе этот проект, несомненно, опережает своих случайных коллег. Напомним, что в рамках этого проекта планируется построить торгово-развлекательный центр общей площадью 180 тысяч квадратных метров. Застройщиком торгового центра "Европейский" является ЗАО "Киевская площадь", по данным издания Forbes, принадлежащая азербайджанскому предпринимателю Зараху Илиеву, купившему в конце 2005 года гостиницу "Украина" в центре столицы. По оценке девелоперов, сумма инвестиций в строительство "Европейского" составляет 160-180 миллионов долларов.

О том, что специалисты Росприроднадзора выявили нарушения природоохранного законодательства при возведении этого центра, стало известно 24 января 2006 года. Как сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник в Мирнприроды, автомобильная парковка торгового центра будет расположена "в недопустимой близости от Москвы-реки", и ведомство уже передало соответствующие материалы в прокуратуру Москвы. В свою очередь столичной прокуратуре потребовалось два месяца, чтобы согласиться с аргументами Росприроднадзора, и 30 марта 2006 года пресс-служба Минприроды распространила новое сообщение, в котором рассказала о том, что вынесены представления московским властям и органам федеральной исполнительной власти, согласовавшим проекты строительства. При этом замглавы ведомства Олег Митволь пообещал добиться отмены разрешения на строительство.

В результате 4 апреля 2006 года Московско-Окское бассейновое управление Росводресурсов отозвало свое согласование на строительство торгового центра. Таким образом, по мнению Минприроды, строительство стало нарушением не только природоохранного, но и уголовного законодательства. Затем противники проекта взяли тайм-аут на два месяца, однако 5 июня 2006 года с критикой строительства выступил депутат Госдумы Александр Хинштейн. Именно он впервые связал возведение "Европейского" с угрозой обрушения московской станции метро "Киевская". "Если возведение центра не будет приостановлено, строители могут пробить несущие стены тоннеля московского метро, и мы увидим, как дамочки, примеряющие купальники в модном салоне, в один прекрасный момент провалятся и окажутся в тоннеле метро прямо на крыше поезда", - весьма эмоционально заявил "Интерфаксу" парламентарий.

После этого пришло время опровержений. Первым противников проекта опроверг Дмитрий Гаев. По словам чиновника, он не видел никаких документов, свидетельствующих о потенциальной угрозе сооружениям московского метрополитена при строительстве центра. Затем о безопасности проекта заявил и генеральный директор ЗАО "Киевская площадь" Владислав Новиков. "На каждый этап работ между "Киевской площадью" и столичным метрополитеном были заключены договоры технического надзора за сохранностью сооружений и оборудования подземки. Аналогичные соглашения компания подписала с НИИ "Тоннели и метрополитены", - пояснил он. В результате, по данным предпринимателя, обе организации предоставили свои положительные заключения, а застройщик обязался реконструировать второй выход станции метро "Киевская", а также отремонтировать инженерные коммуникации.

Более того, сказал гендиректор компании, сооружение комплекса проходит в рамках комплексной реконструкции площади Киевского вокзала, одобренной столичным мэром Юрием Лужковым еще в феврале 1995 года. "Неужели мы похожи на сумасшедших? Разве, затевая такой дорогостоящий проект, мы бы не позаботились обо всей необходимой документации и стали бы рисковать такими деньгами?", - был не менее эмоционален, чем противники проекта, его исполнитель. Кроме того, по словам Владислава Новикова, Московско-Окское бассейновое управление Росводресурсов, подумав и разобравшись в проекте, вернуло компании свое разрешение еще в том же апреле 2006 года.

Примечательно, что после того, как Росприроднадзор предъявил первые претензии к проекту торгового центра "Европейский", представитель пресс-службы префектуры Восточного административного округа Андрей Иванов рассказал газете "Бизнес" о сносе нескольких зданий на территории Черкизовского рынка, также принадлежащих Зараху Илиеву. "Это административное здание площадью 300 квадратных метров на Сиреневом бульваре, владение 2а (ООО "Фирма Илиев")", - заявил представитель префектуры. По его словам, у владельца здания нет документов, разрешающих строительство. "Проект ТЦ "Европейский" реализуют структуры, связанные с Зарахом Илиевым. Вероятно, снос небольших объектов в ВАО станет своего рода платой за то, чтобы Росприроднадзор оставил в покое проект на Киевской площади", - объяснил изданию представитель одной из столичных консалтинговых компаний. Однако если этот предполагаемый "обмен" и должен был произойти, то, судя по развивающимся событиям, стороны не договорились об условиях.

Малая индукция

Как известно, в школьной программе по математике есть понятие малой индукции, согласно которой, утверждение в общем виде можно доказать, основываясь на нескольких примерах. Этот инструмент не позволяет узнать стопроцентый результат, но когда математику не хватает данных, то ничего, кроме малой индукции, ему не остается. Ситуация вокруг торгового центра "Европейский" в течение всего последнего полугодия напоминала спор хозяйствующих субъектов. Подтверждением тому является опровержение, которое сделал начальник столичной подземки, и возможность "обмена", о которой газете "Бизнес" рассказал безымянный консультант.

Остальные три строительных проекта, упомянутых "Комсомольской правдой", не могут похвастаться такой популярностью, как "Европейский". Единственным авторитетным игроком в новой игре является компания "ДОН-Строй", которая 23 мая 2006 года в очередной раз выиграла в суде у газеты "Версия". В статье "Гнилое дно "ДОН-Строя" журналисты утверждали, что компания "превысила согласованную этажность зданий комплекса, в результате чего последние этажи оказались в запасном воздушном коридоре для самолетов Тушинского аэродрома". Кроме того, компания опровергла слухи о том, что жилой комплекс постепенно сползает в реку. Удастся ли компании отстоять свою правоту в споре с ФСБ, вопрос странный, вряд ли кто-то решится сделать хотя бы минимальный прогноз. Очевидно только, что мы станем очевидцами интересного противостояния, заложниками которого в очередной раз станут испуганные пассажиры московского метро.

Алексей Лоссан

< Назад в рубрику